При оказании госуслуг будут использовать эталонные сведения

1167
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
В начале октября 2012 г. вступило в силу (за исключением отдельных положений) постановление Правительства РФ от 14.09.2012 № 928 «О базовых государственных информационных ресурсах» (вместе с Требованиями к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов и Правилами формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов). Данное постановление упраздняет Распоряжение № 654-р1 и вводит новые понятия в систему межведомственного взаимодействия при оказании госуслуг.

Что такое базовый государственный информационный ресурс?

Перед тем как анализировать постановление Правительства РФ от 14.09.2012 № 928 (далее – Постановление № 928), напомним, что с точки зрения законодательства о государственных (муниципальных) услугах понимается под базовыми государственными информационными ресурсами (далее – базовые ресурсы) и зачем они нужны.

Согласно Распоряжению № 654-р под этим термином понимаются указанные в перечне, утвержденном данным документом, государственные информационные ресурсы, содержащие идентификаторы, которые позволяют получить из этих и иных ресурсов сведения о лице и (или) об объекте, необходимые для предоставления госуслуг.

Пример

В перечень, утв. Распоряжением № 654-р, входят такие базовые ресурсы, как Единый государственный реестр налогоплательщиков, Единый государственный реестр юридических лиц, Государственный кадастр недвижимости, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.

Базовые ресурсы являются элементом системы межведомственного информационного взаимодействия, в рамках которого осуществляется обмен документами и информацией, в т. ч. в электронной форме, между органами, предоставляющими госуслуги, подведомственными организациями, участвующими в их предоставлении, иными государственными органами, органами местного самоуправления, многофункциональными центрами (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ)).

Предоставление документов и информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется по межведомственному запросу (п. 10 ст. 2, п. 1 ст. 7.1 Закона № 210-ФЗ), который должен содержать указание на базовый ресурс (п. 1 ст. 7.2 Закона № 210-ФЗ).

Через межведомственное информационное взаимодействие с использованием базовых ресурсов реализуются следующие обязанности органов, предоставляющих госуслуги, а также подведомственных им организаций:

  • безвозмездное представление в иные органы, оказыващие госуслуги, в подведомственные указанным органам организации, по межведомственным запросам таких органов и организаций документов и информации, необходимых для предоставления госуслуг;
  • получение от иных органов, предоставляющих госуслуги, иных государственных органов, организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления, документов и информации, необходимых для предоставления госуслуг (подп. 3 п. 1 и подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 210-ФЗ).

Таким образом соблюдается запрет на истребование от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, участвующих в оказании госуслуг (подп. 2 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 7.1 Закона № 210-ФЗ).

Ведение базовых ресурсов

В соответствии с Требованиями к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов, утв. Постановлением № 928 (далее – Требования), эти ресурсы формируются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами государственных внебюджетных фондов путем размещения в созданных или создаваемых государственных информационных ресурсах эталонных сведений. Иначе – уникальных сведений о физическом или юридическом лице.

Эталонные сведения используются при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия, а на их создание у указанных органов должны быть соответствующие полномочия.

Пример

Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Росреестр организует работы по созданию, внедрению, сопровождению и ведению автоматизированной системы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Уполномоченным органам при ведении базового ресурса вменяется в обязанность:

  • обеспечение круглосуточного непрерывного автоматизированного доступа к эталонным сведениям в электронном виде для органов, оказывающих госуслуги, а также организаций, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ) (с 1 января 2013 г.);
  • предоставление эталонных сведений по состоянию на любую дату после 1 января 2013 г., указанную заинтересованным органом в межведом ственном запросе на предоставление этих сведений, предшествующую дате запроса;
  • предоставление по запросу лица, эталонные сведения о котором или о принадлежащих ему объектах размещены в базовом ресурсе, указанных сведений об этом заинтересованном лице, о принадлежащих ему объектах, а также информации о фактах доступа к указанным сведениям и о лицах, получивших доступ;
  • обеспечение достоверности, актуальности и полноты эталонных сведений;
  • направление сообщений о выявленных ошибках в эталонных сведениях, регистрацию поступающих сообщений о выявленных ошибках, их рассмотрение и при необходимости устранение ошибок.

Доступ к эталонным сведениям организуется в т. ч. с использованием электронных сервисов, зарегистрированных в единой системе межведомственного электронного взаимодействия и обеспечивающих получение:

  • идентификатора сведений об объекте (субъекте) по сведениям, размещенным в базовом ресурсе;
  • сведений, размещенных в базовом ресурсе, по идентификатору сведений об объекте (субъекте);
  • идентификаторов сведений об объекте (субъекте) и (или) сведений, размещенных в базовом ресурсе, сформированных за определенный период времени.

Пример

Согласно Перечню базовых государственных информационных ресурсов (утв. Распоряжением № 654-р) для получения сведений о юридическом (физическом) лице – налогоплательщике используется идентификатор «Идентификационный но- мер налогоплательщика».

Для справки

Под идентификатором сведений об объекте (субъекте) понимается уникальная последовательность символов, использование которой при межведомственном информационном взаимодействии позволит однозначно получать сведения, содержащиеся в базовом ресурсе (подп. «а» п. 5 Постановления № 928).

Такие идентификаторы должны быть размещены уполномоченными органами в каждом базовом информационном ресурсе не позднее 01.03.2013.

Во исполнение п. 2 ст. 7.1 Закона № 210-ФЗ в Требованиях закреплены нормы по обеспечению безопасности эталонных сведений. В частности, уполномоченные органы обязаны:
1) обеспечить защиту персональных данных лиц, сведения о которых содержатся в базовых ресурсах, посредством применения мер предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также подзаконными нормативными правовыми актами (например, Положением об обеспечении безо пасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2007 № 781), в т. ч. произвести назначение должностного лица, ответственного за организацию обработки персональных данных, утвердить правила обработки и т. д.;
2) соблюдать меры по защите содержащихся в базовых ресурсах сведений, поименованные в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (см., например, ст. 14, 16 данного Закона), включая защиту сведений от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий;
3) использовать программное обеспечение и технические средства, обеспечивающие фиксацию фактов внесения изменений в эталонные сведения, получения доступа к ним, и т. п. (п. 5 Требований).

В соответствии с подп. «в» п. 5 Постановления № 928 уполномоченные органы должны до 1 января 2013 г. привести нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования, актуализации и использования базовых ресурсов, в соответствие с Требованиями. Представляется, что здесь речь идет в первую очередь о правилах ведения государственных реестров (например, Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утв. постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 № 219); Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110) и т. д.).

Согласно п. 6 Требований усовершенствованные нормативные правовые акты должны включать:

  • перечень должностных лиц, на которых возложена ответственность за соблюдение порядка ведения базового ресурса;
  • условия и процедуры использования идентификаторов сведений об объектах и (или) субъектах;
  • исчерпывающий перечень эталонных сведений, содержащихся в базовом ресурсе, порядок доступа к таким сведениям и обеспечения их защиты;
  • порядок доступа к архивным эталонным сведениям и др.

Таким образом, в ближайшее время следует ожидать актуализации нормативноправового массива, регулирующего порядок ведения базовых ресурсов.

Реестр вместо перечня

Как установлено подп. «б» п. 5 Постановления № 928, уполномоченные органы обязаны обеспечить размещение сведений о базовых ресурсах в реестре базовых государственных информационных ресурсов (далее – Реестр). При этом следует руководствоваться Правилами формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов, утв. Постановлением № 928 (далее – Правила), и соответствующими методическими указаниями, которые должны быть утверждены Минэкономразвития России в срок до 1 декабря 2012 г.

Руководители и должностные лица уполномоченных органов несут персональную ответственность за полноту, актуальность и достоверность сведений, содержащихся в Реестре, а также за соблюдение порядка и сроков их размещения.

Таким образом, Перечень базовых государственных информационных ресурсов, используемых при предоставлении государственных или муниципальных услуг (исполнении государственных или муниципальных функций), утв. Распоряжением № 654-р, упраздняется.

Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми и общедоступными. Реестр включает систематизированную совокупность сведений о базовом ресурсе, представленную в виде его паспорта (п. 2 Правил).

Проект паспорта базового ресурса формируется уполномоченным органом и должен содержать:

  • наименование базового ресурса и органа, уполномоченного на создание эталонных сведений;
  • реквизиты (вид, дата, номер, наименование) нормативного правового акта, регламентирующего порядок формирования, актуализации и использования базового ресурса; порядок доступа к нему;
  • перечень должностных лиц уполномоченного органа, на которых возложена ответственность за соблюдение порядка формирования, актуализации и использования базового ресурса;
  • наименование идентификаторов сведений об объектах либо о субъектах (физических и юридических лицах), используемых для получения эталонных сведений;
  • наименование эталонных сведений;
  • формат запросов для получения эталонных сведений и др.

Подготовленный проект паспорта базового ресурса согласовывается органами, уполномоченными на создание эталонных сведений, и Минэкономразвития России.

Реестр включает перечни эталонных сведений и их идентификаторов.

Перечни формируются и корректируются Минэкономразвития России по согласованию с Минкомсвязи России и уполномоченными органами на основании сведений, содержащихся в паспортах базовых ресурсов.

Согласно п. 9 Правил перечень должен содержать наименования объекта (субъекта); идентификатора (идентификаторов) сведений об объекте (субъекте); эталонных сведений по каждому объекту (субъекту); базовых ресурсов, содержащих эталонные сведения; уполномоченных органов.

Проект паспорта базового ресурса и перечни эталонных сведений и их идентификаторов должны быть одобрены Правительственной комиссией по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, после чего они считаются принятыми.

Формирование, актуализация и использование Реестра (включая доступ к размещенным в нем сведениям) будет осуществляться посредством федеральной государственной информационной системы «Единая система нормативной справочной информации», оператором которой станет Минкомсвязи России. Данная система должна быть создана до 1 января 2013 г. (пп. 2, 4 Постановления № 928).

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×