Автономные учреждения: вектор на эффективность

1854
 Абанкина И.В.
Директор Института развития образования (ИРО) Государственного университета – высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), кандидат экономических наук
Эффективность использования финансовых средств – одно из основных направлений бюджетной политики нашей страны. О том, как оптимизировать затраты, какие проблемы автономных учреждений стоят сегодня наиболее остро и каковы перспективы развития государственного сектора управления, рассказывает наш эксперт.
  • – Несколько лет назад принятие Закона об автономных учреждениях воспринималось как глоток свободы. Но сейчас отношение к переходу в статус автономного воспринимается учреждениями с пессимизмом. В чем причина такой метаморфозы?
  • – Ситуация действительно складывается сложная. Весь предыдущий и нынешний год внимание было сосредоточено на переходном периоде (оформлении необходимых документов, финансовом обеспечении и выполнении госзаданий, апробации планов финансово-хозяйственной деятельности). С одной стороны, учреждения должны были осваивать новые механизмы организации деятельности, планирования, учета и отчетности. А с другой – терялся главный смысл перехода в новый статус, поскольку автономные учреждения по внутреннему устройству сильно приблизились к бюджетным.
    Мне кажется, что стопор в отношении развития автономных учреждений случился по вине органов власти.
    Учреждения не готовы самостоятельно рассчитать субсидию, утвердить план через наблюдательный совет.
    Они становятся в зависимость от учредителей и теряют самостоятельность. Многих заставляют вернуться в казначейство, организовывать закупки через муниципальные агентства.
    План финансово-хозяйственной деятельности я расцениваю как инструмент давления на учреждения. Вместо того чтобы, сформировав общий доход, использовать его в своих интересах, учреждения вынуждены под диктовку финансовых органов составлять план под каждую субсидию и платную услугу. По сути, вместо одной сметы (как раньше) они делают 4–5 планов.
    До реформы «автономщики» работали по такому принципу: разные финансовые потоки, объединяясь, компенсировали друг друга. Зарплата, коммунальные платежи шли как за счет бюджетного финансирования, так и за счет иной, приносящей доход деятельности. А сейчас получается, что под каждую услугу нужен свой расчет и отчетность. При этом, если что-то меняется, все надо согласовывать с учредителем.
    К счастью, не все так удручающе плохо. Например, ряд учреждений дошкольного и школьного образования вполне эффективно управляют своими средствами. И добиваются существенной их экономии.
  • – За счет каких ресурсов удается добиться экономии?
  • – За счет эффективного содержания и эксплуатации имущественного комплекса: коммунальных платежей, электроэнергии, вывоза мусора. Учреждения осваивают энергосберегающие технологии, устанавливают современные счетчики на электричество и воду, частично выводят ряд направлений деятельности на аутсорсинг.
    Некоторые учреждения заявляют, что все равно не хватает средств, в частности, из-за того, что постоянно растут расходы по коммунальным платежам. Но практически во всех регионах есть опыт автономных учреждений, которым бюджетного финансирования достаточно, они заранее правильно спланировали затраты, рассчитали объем субсидий и нашли возможности резерва, экономии.
    Более того, ключевой вектор развития на ближайшие три года – это эффективность расходования бюджетных средств. При этом возможны различные пути реализации планов государства.
    Первый вариант – учреждение сохраняет объем оказываемых услуг, но самостоятельно сокращает свои расходы, разра батывает программу экономии, находит зоны неэффективности и сокращет их, а в перспективе – ликвидирует. Попутно обновляется кадровый состав, осуществляется работа по привлечению молодежи, повышению качества услуг.
    Второй вариант – целенаправленное уменьшение бюджетного финансирования на государственном уровне. И, как следствие, сокращение численности потребителей госуслуг.
    Этот вариант, безусловно, негативно отразится на развитии отраслей экономики, поскольку не позволит учреждениям развиваться, достигать нового качества услуг и выдерживать международную конкуренцию.
    Таким образом, получается, что единственный ресурс – это собственные резервы учреждений.
  • – Можно ли в сегодняшних условиях финансирования и качества услуг говорить о международной конкуренции?
  • – Выход на международный уровень целиком зависит от политической воли руководства страны. Конечно, объемы финансового обеспечения в России и за рубежом разительно отличаются. Как в целом подход к развитию социальной сферы. Но в настоящее время намечена тенденция к эффективному управлению ресурсами, сокращению необоснованных расходов, повышению качества государственных и муниципальных услуг.
    Хотя социальная ситуация очень напряженная. И со стороны населения (раздражает в первую очередь расширение зоны платности услуг), и со стороны профессиональных сообществ, которые не согласны ни с сокращениями финансирования, ни с оптимизацией деятельности, ни с переходом на «платные рельсы».
    Эффективность для нас – сложный, социально-ответственный, напряженный и конфликтный вектор. Он развивается в ситуации не поддержки, а сопротивления реформе. Единственный аргумент в пользу реформирования, с которым все согласны, – это невысокое качество услуг. Международная конкурентоспособность обеспечивает развитие качества без оглядки на эффективность. Ведь она гарантирует прирост потребителей, а значит, необходимое финансовое обеспечение.
  • – Как сегодня отслеживаются показатели качества?
  • – Пока этот вопрос находится в подвешенном состоянии. Контроль качества слабо регулируется. Связано это отчасти с тем, что сложно выделить сами показатели качества.
    Например, в сфере образования существует ответственность за соблюдение принятых на государственном уровне стандартов, учебных планов и программ. В настоящее время обсуждается, что можно дополнительно включить в показатели качества. Ведь развитие предполагает введение дополнительных услуг, но как их оценивать?
    Главный вопрос не в том, как оценить качество, а как соотнести этот показатель с объемом заданий на будущий год: поощрять или наказывать?
    Другой момент – финансовая ответственность за невыполнение задания.
    До практики внедрения госзадания такого понятия не существовало.
    В школах, например, установлены стандартные показатели качества – обученность и успешность обучения.
    Но на финансирование эти показатели не влияют. Словом, здесь еще есть, над чем задуматься и потрудиться.
  • – Курс на эффективность предполагает оптимизацию и кадрового состава. Значит ли это, что грядут сокращения штатных единиц?
  • – Скорее, мы озабочены привлечением молодых кадров. Для этого в первую очередь необходимо пересмот реть уровень оплаты труда. Но также существует вопрос количества рабочих мест, вакансий. В социальной сфере, пожалуй, только дошкольное образование можно выделить как расширяющийся сегмент. Это происходит за счет повышения рождаемости и привлекательности качества программ дошкольного образования. Причем наибольшим спросом пользуется такая услуга, как пребывание ребенка в детском саду в течение полного дня. Крат косрочные группы, к сожалению, широкого распространения не получили. Так что это востребованный, растущий рынок. Родители готовы платить за дошкольное образование, за питание и за содержание детей.
    В регионах охват детей в возрасте от 5 лет и старше довольно высокий – почти 80%. Охват детей в возрасте с полутора до трех лет самый низкий (32%). При этом, как показывают исследования, потребность в дошкольном образовании существует уже с полутора лет. Это объяснимо.
    Во-первых, до полутора лет матерям оказывается государственная поддержка. Во-вторых, матери понимают, что без работы, повышения квалификации больше чем полтора года они не могут себе позволить сидеть дома.
    Программы раннего развития детей востребованы и необходимы, но рассчитывать на дополнительные вливания финансовых ресурсов со стороны молодых семей не следует.
    У дошкольных образовательных учреждений есть возможность оказывать платные услуги. Например, массажные кабинеты можно использовать во второй половине дня для оказания платных услуг. Но трудность в том, что практически невозможно прописать в уставе оздоровление как основной вид деятельности образовательного учреждения (получить медицинскую лицензию). Если это не основной вид деятельности, то под него можно только сдать помещение в аренду с согласия учредителя.
    В школы демографическая волна, связанная с подъемом, увы, пока не дошла: они в ситуации дефицита обучающихся.
    В отношении образования субъекты РФ несут серьезную финансовую ответственность. В настоящее время объемы финансирования регионов значительные, только в проект по повышению оплаты труда инвестировали 120 млрд руб. Но в 2013 г. он заканчивается.
    Если в дальнейшем придется оплачивать расходы по оплате труда за счет собственных ресурсов, то уже сейчас надо учитывать объемы финансовых средств в планировании, реализовать тот самый вектор эффективности расходов, который бы позволил удержать сотрудников на прежнем уровне оплаты труда.
    Эффективность, повышение качества услуг, мотивация труда – открытые двери для молодых выпускников. Многие страны (например, Великобритания, США) приоритет в работе отдают именно молодежи. Любой молодой специалист обходится дешевле, чем опытный, квалифицированный. Таким образом, происходит экономия на оплате труда.
    Я думаю, что в образовании есть еще один механизм оптимизации кадрового состава – аттестация. Сегодня разработаны новые нормы, правила аттестации. Серьезно обсуждается среди экспертов необходимость подтверждения своего статуса профессиональными экзаменами.
    Другой аспект – это новые федеральные государственные образовательные стандарты для всех уровней школьного образования – начальной, основной и старшей школы. Введение старшей школы планируется только к 2020 г., но эксперимент по созданию учебных практик, методического обеспечения, учебников начинается уже сейчас.
  • – Насколько эффективно применять в государственных (муниципальных) учреждениях аутсорсинг?
  • – Там, где развит рынок определенных услуг, существует конкуренция, аутсорсинг действительно оправдан.
    Речь идет, конечно, о больших городах. В малых городах, поселках нет конкуренции, и, образно говоря, те же три уборщицы в состоянии обслужить помещение школы или больницы.
    Аутсорсинг снимает ответственность с учреждения за выполнение работ, соблюдение трудового законодательства (увольнение, сокращение, отпускные, больничные). Поэтому крупные учреждения переходят на аутсорсинг. В основном в отношении клининга, компьютерного обслуживания, закупок и т. д.
Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×