Вести из будущего

1139
 Ловидова А.Г.
зам. начальника отдела методологии эффективности общественных финансов Департамента бюджетной методологии
«Предвидеть – значит управлять» – это крылатое выражение Паскаля вполне применимо при формировании государственного (муниципального) задания. Дело в том, что при расчете финансового обеспечения задания следует провести оценку потребности в предоставляемых государственных (муниципальных) услугах, т. е. спрогнозировать количество потребителей. О том, какие модели используются для данных прогнозов, читайте далее.

Оценка потребности

Для определения объема бюджетных ассигнований, необходимых для финансового обеспечения оказания государственных услуг на плановый период, используются норматив затрат и прогнозные значения объема услуг.

Источниками информации для проведения оценки потребности в предоставляемых услугах в натуральном и стоимостном выражении являются:

  • данные государственных статистических органов;
  • данные финансовой и ведомственной отчетности субъектов бюджетного планирования;
  • социологические опросы населения о предоставлении государственных услуг.

Исходные данные для проведения оценки потребности в предоставлении услуг включают:

  • фактические данные о численности потребителей услуг;
  • данные о запланированных, выделенных и фактически израсходованных средствах для предоставления услуг.

По некоторым отраслям экономики могут использоваться специфические критерии. Так, в связи со специфичностью отрасли «Образование», вызванной сроками реализации образовательных программ, проводится оценка среднегодовой численности потребителей услуг:

  • по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях;
  • по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в государственных общеобразовательных учреждениях (лицеях-интернатах);
  • по предоставлению начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в государственных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях;
  • по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение бесплатного дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей регионального значения;
  • по организации содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • по обеспечению обучения по программам начального профессионального образования, программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
  • по обеспечению обучения по программам среднего профессионального образования.

Для определения численности (среднегодовой численности) потребителей госуслуг следует использовать следующие методы:

  • исследование и анализ статистических и отчетных данных, предоставляемых Росстатом и субъектами бюджетного планирования;
  • прогнозирование численности категорий и групп потребителей госуслуг.

Исследование и анализ статистических и отчетных данных рекомендуется проводить с помощью следующих источников информации:

  • программных документов, подготовленных субъектами бюджетного планирования (доклады, отчеты и пр.);
  • публикаций общего и специализированного профиля;
  • бухгалтерской, статистической, ведомственной отчетности.

Запомнить

Фактические данные о численности потребителей государственных услуг рассчитываются на основе данных государственной статистики, ведомственной отчетности, в отдельных случаях – на основе экспертных оценок.

Методы прогнозирования

В качестве методов прогнозирования численности потребителей услуг рекомендуется применять следующие модели:

  • экстраполяционная модель;
  • модель коллективного потребления;
  • сегментарная модель.

Охарактеризуем эти модели.

Экстраполяционная модель позволяет определить объем категорий и групп потребителей государственных услуг на основании данных прошлых периодов и прогнозов численности потребителей услуг.

Экстраполяционную модель рекомендуется использовать для государственных услуг, потребность в которых носит неизменный или малоизменяемый характер (например, услуги образовательных учреждений, а также услуги, гарантированные государством).

Допускается применение этой модели для вновь вводимых государственных услуг или элементов государственных услуг, а также при введении новых категорий и групп потребителей государственных услуг. При определении численности категорий и групп потребителей услуг рекомендуется структурировать исходные данные по группам и категориям потребителей.

Численность группы потребителей государственной услуги определяется по формуле:

где Ai – численность i-й группы потребителей госуслуги в плановом периоде;Bij – численность i-й группы потребителей госуслуги в j-м отчетном периоде;Pi – прирост численности i-й группы потребителей госуслуги в плановом периоде по сравнению с отчетным (Pi < 1 – убыль группы, Pi = 0 – неизменность группы, Pi > 1 – прирост группы);Ki – индекс востребованности госуслуги i-й группой потребителей в плановом периоде по сравнению с отчетным.
Индекс востребованности государственной услуги рекомендуется определять по формуле:

где Di – прогноз численности i-й группы потребителей гоcуслуги для отчетного периода;Ci – прогноз прироста i-й группы в отчетном периоде по сравнению с периодом, предшествующим отчетному;di – фактическая численность i-й группы потребителей госуслуги в отчетном периоде;ci – фактический прирост численности i-й группы потребителей госуслуги в отчетном периоде по сравнению с периодом, предшествующим отчетному.

Численность категории потребителей определяется как сумма групп потребителей, входящих в ее состав, и рассчитывается по формуле:

где Eij – численность i-й категории потребителей элемента госуслуги в плановом периоде, которая состоит из j групп потребителей;Aij – численность j-й группы потребителей госуслуги i-й категории потребителей элемента госуслуги. Численность каждой группы в плановом периоде определяется в соответствии с формулой, приведенной выше.
Численность потребителей i-го элемента государственной услуги определяется как сумма численности категорий потребителей, которым оказывается этот элемент государственной услуги, и рассчитывается по формуле:

где Fi – численность потребителей i-го элемента государственной услуги в плановом периоде;fj – численность j-й категории потребителей государственной услуги i-го элемента услуги.

Численность потребителей государственной услуги в целом определяется как сумма потребителей элементов данной услуги и рассчитывается по формуле:

где Ni – численность потребителей i-й госуслуги в плановом периоде;Fij – численность потребителей j-го элемента i-й госуслуги в плановом периоде.

Запомнить

Безусловный индекс востребованности государственных услуг может быть характерным, например, для услуг в сфере защиты молодежи, культуры, кинематографии и средств массовой информации, физической культуры и спорта.

Модель коллективного потребления ориентирована для предоставления госуслуг коллективного характера.

Например, проведение вакцинаций, прививок, а также культурно-массовых мероприятий. Отличительной чертой таких услуг является ориентированность на массу потребителей, поэтому затраты на предоставление услуги не зависят от категорий и групп либо от выделения категорий и групп.

Плановое значение может определяться на основании:

  • требований законодательства (особенно в сфере здравоохранения, медицины и фармацевтики);
  • востребованности госуслуг со стороны населения (определяется при помощи исследования вторичных данных и опросов, а также при помощи инструментов, рассмотренных в приказе Минфина России № 137н, Минэкономразвития РФ № 527 от 29.10.2010).

Сегментарная модель позволяет определить объем категорий и групп потребителей государственных услуг по различным сегментам. В роли сегментов могут выступать отдельные категории потребителей услуги и (или) иные территории потребления, выделяемые в аналитических целях.

Сегментарная модель позволяет учесть динамику категорий и групп потребителей услуг по сегментам.

Численность группы потребителей рассчитывается по формуле:

где Nij – численность j-й группы потребителей i-й госуслуги в плановом периоде;nijz – численность j-й группы потребителей i-й госуслуги в плановом периоде по z-му сегменту.

Для государственных услуг с неизменным или малоизменяемым потреблением численность групп потребителей в плановом периоде рассчитывается по формуле:

где Nijz – численность j-й группы потребителей i-й госуслуги в плановом периоде по z-му сегменту;nijz – численность j-й группы потребителей i-й госуслуги в отчетном периоде по z-му сегменту;Kijz – индекс востребованности i-й госуслуги j-й группой потребителей госуслуги по z-му сегменту в плановом периоде по сравнению с отчетным.

Рекомендуемые модели прогнозирования численности потребителей некоторых государственных услуг:


Полученные прогнозы численности потребителей услуг направляют в планово-экономический отдел учреждения для расчета потребности финансовых ресурсов государственного (муниципального) задания, а в случае его отсутствия – в бухгалтерию. Также эти данные можно использовать при проведении анализа объема предоставленных госуслуг по итогам квартала, полугодия, года, а впоследствии – и для определения типовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.

мнение специалиста

Инна Колчина,
начальник отдела методологии финансового обеспечения
и оказания государственных услуг Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

При определении объема госуслуг чрезвычайно важным является вопрос, как корректно разделить в перечнях услуги и работы, какую деятельность правомерно относить к услугам, а какую можно только к работам? На федеральном уровне выбран такой подход: если деятельность осуществляется в интересах конкретного потребителя (юридического или физического лица), то ее можно именовать услугой. Если же получателем является общество в целом (услуга является так называемой услугой коллективного пользования) либо орган исполнительной власти, то такую деятельность можно отнести к категории работ. Рекомендуется определить единицу измерения объема услуги, в то время как для работ единица измерения объема необязательна. Услуга направлена на конкретного потребителя, она типична, может быть оказана несколькими потребителям, при этом стоимость услуги от этого не изменится. Стоимость работ рассчитывается индивидуально, в связи с этим определение нормативных затрат для работ необязательно. В связи с этим единица измерения объема услуги принципиально важна для определения размера нормативных затрат на ее оказание. Поскольку размер субсидии на выполнение госзадания – суммарное произведение нормативных затрат и количества единиц измерения объема услуги в рамках госзадания, то корректное определение единицы измерения объема услуги в конечном счете обеспечиваетт размер субсидии учреждению. К работам можно отнести деятельность учреждения, связанную с выполнением научных исследований, сохранением музейных и библиотечных фондов, благоустройством территории; экспертизой разных документов, проведением фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных программных мероприятий, реставрацией памятников истории и культуры, содержанием специальных объектов имущества (гидротехнических сооружений, аварийно-спасательного имущества и т. д.).

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×