Это не игра, это – стратегия

1105
Изменение нормативно-правовой базы и системы оплаты труда педагогических работников, финансового обеспечения учреждений и экономики отрасли в целом, демографической политики государства и информатизации общества диктуют необходимость поиска новых механизмов управления дошкольным образовательным учреждением. С этой целью планируются разного рода стратегии развития. Об опыте внедрения одной из них – данная статья.

Куда двигаться

Стратегия развития МБДОУ «Детский сад № 1» Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – учреждение, детский сад, МБДОУ) разрабатывается с целью повышения качества и увеличения ассортимента образовательных услуг.

Конечный этап – переход МДОУ в новый статус – автономный Центр развития ребенка (ЦРР).

Для этого должно быть реализовано несколько внутриструктурных стратегий (рис. 1).

Продуктовая стратегия

Образовательные услуги рассматриваются как продукт (накопление и передача знаний, умений и навыков), который можно развивать (увеличивая ассортимент и качество сервиса), и за счет этого повышать прибыль.

Производство образовательных услуг позволяет вернуть затраченные средства. Дело в том, что у них есть постоянный заказчик в лице государства и потребитель – родители, и, следовательно, – устойчивый спрос.

Ассортимент услуг учреждения на сегодняшний день включает: консультационные услуги, основные и дополнительные образовательные услуги. При стратегии развития ставка делается на дополнительные услуги. Чем шире и неординарнее будет ассортимент, тем больше желающих захочет определить свое чадо именно в этот детский сад.

В детском саду при организации и развитии дополнительных образовательных услуг внимание уделяется:

  • разработке содержания дополнительного образования;
  • совершенствованию образовательных программ;
  • определению потребностей родителей и детей;
  • развитию, разработке и реализации новых методов и технологий образования и воспитания;
  • обеспечению системы переподготовки кадров, оказывающих допуслуги.

Помимо ассортиментной проводится политика качества и сервиса.

В частности, запланированы улучшение материальной базы и образовательной среды учреждения. В воспитательном процессе за основу взята система учета индивидуальных личностных особенностей детей.

В целом можно выделить следующие задачи продуктовой стратегии:
1 увеличить ассортимент дополнительных образовательных услуг в соответствии с потребностями потребителей;
2 разработать программы дополнительного образования;
3 обеспечить систему переподготовки кадров, оказывающих дополнительные услуги;
4 снизить заболеваемость воспитанников на 30%.

Стратегия продвижения

Современный маркетинг определяет два ведущих вида сбыта: прямой и косвенный. При оказании образовательных услуг используется прямой сбыт, т. к. происходит непосредственное воздействие на потребителя.

Запомнить

При прямом сбыте проще контролировать качество товара и быстро реагировать на требования рынка.

Коммуникативная политика учреждения (т. е. воздействие на потенциальных потребителей и общество в целом) включает три направления: рек ламу, персональные продажи и общественные коммуникации.

Цель рекламы – формирование положительного общественного мнения у родителей; раскрытие содержания платных услуг; создание и поддержка имиджа дошкольного учреждения; знакомство с условиями пребывания детей в учреждении; показ достигнутых детьми результатов. Необходимо заинтересовать и побудить родителей прийти именно в этот детский сад.

Способы рекламы стандартные: использование эмблем, логотипов учреждения, размещение рекламных объявлений и статей о детском саде в СМИ, рекламных щитов на улицах города и на фасаде учреждения.

С целью достижения позитивного общественного мнения, поддержания репутации используются PR-коммуникации: участие в конкурсах разного уровня, общественно-полезных мероприятиях; установление взаимосвязи с другими учреждениями образования, культуры и здравоохранения; организация Дней открытых дверей; оформление информационных стендов в фойе детского сада; выпуск внутрисадовой газеты «Вишенка».

Стоимость образовательных услуг, с одной стороны, ограничена законодательными актами федерального, регионального и муниципального уровня. С другой – зависит от интереса к ней и материальных возможностей родителей воспитанников. Для понимания спроса проводятся маркетинговые исследования, которые включают анкетирование и устный опрос.

На основе полученных данных, а также исходя из суммы затрат и предполагаемой прибыли, составляется калькуляция услуг.

В целом задачи стратегии продвижения включают:
1 формирование положительного общественного мнения у родителей, имеющих детей дошкольного возраста;
2 раскрытие содержания образовательных услуг;
3 создание и поддержание имиджа дошкольного учреждения;
4 знакомство родителей с условиями пребывания детей в учреждении;
5 показ достигнутых детьми результатов;
6 расчет стоимости дополнительных образовательных услуг;
7 взаимодействие с социумом в рамках экспериментальной деятельности.

Стратегия персонала

Подбор персонала учреждения проходит по следующим критериям:

  • наличие профессиональной квалификации и подтверждающего документа;
  • стаж работы и уровень квалификации;
  • достойные профессиональные качества (профессиональная компетентность, эрудированность, организованность, систематическое повышение своего профессионального уровня, креативность;
  • личностные качества: интеллигентность, тактичность, инициативность, справедливость, доброжелательность, стремление к саморазвитию.

Запомнить

При приеме на работу в детский сад развернутое собеседование руководителя с соискателем является обязательным.

Руководством проводится политика формирования и поддержания психологического климата, организационной культуры и сплоченности коллектива. Она включает: активный обмен информацией; создание условий для гармоничного сочетания ценностей организации и личных ценностей сотрудников; учет факторов, влияющих на психологический климат; вовлечение в процесс управления явных и скрытых лидеров; разработка и принятие членами группы правил поведения и других компонентов организационной культуры.

Огромное значение имеют мотивация и стимулирование сотрудников.

В качестве материального стимулирования в учреждении используются:

  • повышение должностного оклада при росте квалификации;
  • премирование по итогам работы за год, за повышение качества работы, к Дню дошкольного работника, к Международному женскому дню 8 Марта;
  • стимулирующие выплаты к должностному окладу (за отчетный период ежемесячно педагогам согласно портфолио, остальному персоналу согласно качеству и объему работы);
  • компенсационные надбавки.

В качестве нематериального стимулирования применяются:

  • различные коллективные мероприятия, не касающиеся непосредственной работы;
  • улучшение качества рабочего места;
  • признание значимости труда работ ника (похвальные листы, грамоты);
  • оглашение достижений сотрудника (повышение квалификации, участие и победа в конкурсах и т. д.).

Концепция развития учреждения предусматривает раскрытие кадрового потенциала, а именно наличие высшего образования у 80% сотрудников, квалификации и повышения квалификационной категории – у 100% сот рудников. Непрерывное развитие кадрового потенциала осуществляется на основе повышения эффективности инновационной деятельности (поддержка инноваций педагогов и творческих групп, развитие информационной сети учреждения).

Таким образом, задачи стратегии персонала включают:

  • создание климата коллективизма в достижении поставленной цели;
  • привлечение работников к разработке целей развития организации, выработке и принятию решений;
  • делегирование подчиненным дополнительных полномочий;
  • создание условий для повышения творческой активности;
  • создание и поддержка условий для регулярного и системного повышения квалификации работников;
  • обеспечение условий для должностного продвижения по служебной лестнице;
  • объективную оценку результатов труда и соответствующее материальное и моральное поощрение.

Запомнить

Принципы контроля должны включать: охват основных сфер деятельности; непрерывность; стратегическую направленность; прозрачность и открытость (что, когда, с какой частотой, по каким критериям проверяется, какой результат достигнут); гибкость; своевременность; вовлеченность всего персонала; регулярное подведение итогов работы.

Стратегия системы

Учреждением поставлены задачи стратегии системы:
1 создать условия для перехода педагогического коллектива на самоконтроль;
2 создать систему наставничества из числа опытных педагогов МБДОУ.

Этапы планирования стратегии системы состоят из анализа исходной ситуации; прогнозирования предполагаемых и требуемых изменений; постановки целей и задач; системы действий по достижению цели; разработки системы мониторинга; расчета бюджета.

На каждом этапе осуществляется четкий контроль выполняемых задач и достигнутых результатов.

В детском саду применяется контроль:

  • воспитательно-образовательной работы;
  • медико-психолого-педагогический (режимных моментов);
  • тематический;
  • фронтальный;
  • сравнительный;
  • предупредительный.

Стратегия ресурсов

Источники финансирования МБДОУ представлены бюджетным и внебюджетным финансированием. Бюджетное финансирование осуществляется на основе государственных, региональных и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по типу детского сада (детский сад комбинированного вида). Внебюджетное финансирование состоит из поступлений на расчетный счет детского сада спонсорской помощи, благотворительных взносов родителей и оплаты за оказание дополнительных образовательных услуг. Финансовые средства расходуются на пополнение материальной базы, питание детей, обновление методического оснащения и т. д.

Услуга востребована населением постоянно, объем оказания образовательных услуг – 123 человека, дополнительных услуг – 80 человек.

В учреждении используется повременная и повременно-премиальная оплата труда. Система оплаты труда работников включает: должностные оклады; выплаты компенсационного и стимулирующего характера; премии.

Информатизация современного общества находит свое отражение и в управлении дошкольными образовательными учреждениями. Делопроизводство и бухучет МБДОУ организованы на базе унифицированных форм, с использованием программ Microsoft Word, Microsoft Ecxel, 1С: бухгалтерия.

Все сотрудники имеют доступ к сети Интернет, педагоги активно общаются в профессиональных социальных сетях, таких как «Наша сеть» (nsportal.ru).

Электронная почта позволила наладить оперативную связь с Комитетом по образованию и молодежной политики Энгельсского муниципального района, с другими учреждениями и организациями, повысила эффективность работы с входящей документацией.

Материальное оснащение – на высоте

Материальное оснащение детского сада должно соответствовать требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным учреждениям, и постоянно пополняться. Так, в МБДОУ «Детский сад № 1» рабочее место бухгалтера, кассира, делопроизводителя, заведующей и старшего воспитателя обеспечены компьютерами. Соответствующей требованиям техникой оснащена кухня и прачечная. В музыкальном зале для проведения занятий находятся телевизор, аудио центр и DVD-проигрыватель. Групповые комнаты и спальни оборудованы специальной мебелью в соответствии с возрастом детей.

Руководитель и большинство педагогов МБДОУ прошли курсы по повышению квалификации в области информационно-коммуникационных технологий. При проведении занятий, открытых мероприятий, семинаров, педсоветов используются мультимедийные презентации, созданные в Microsoft Power Point. Планируется создание в методическом кабинете медиатеки для использования информации с электронных носителей на занятиях.

В целом задачи стратегии ресурсов включают:

  • развитие сайта учреждения и обеспечение постоянного пополнения информации на нем;
  • проведение регистрации персональных сайтов всех педагогов в социальной сети работников образования «Наша сеть» (nsportal.ru);
  • обновление информационной материально-технической базы;
  • проведение капитального ремонта МДОУ;
  • приобретение современных технических средств обучения, многофункционального оборудова ния, методической литературы в соответствии с современными требованиями;
  • привлечение дополнительных источников финансирования, в т. ч. спонсорских средств.

Этапы перехода детского сада в центр развития ребенка

2011–2013 гг. – разработка и внедрение комплексно-целевой программы МДОУ по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Организация на базе МБДОУ центра дополнительного образования дошкольников.

2013–2014 гг. – разработка и внедрение Программы развития учреждения на 2013-2016 гг. Лицензирование образовательной деятельности МДОУ как учреждения с приоритетным направлением развития художественно-творческих способностей детей.

2016–2017 гг. – получение статуса автономного центра развития дошкольников.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль