“Свобода учреждения – мудрость учредителя”

4635
“Свобода учреждения – мудрость учредителя”
2012 г. ознаменовался завершением переходного периода, установленного Законом № 83-ФЗ, и определением соответствующего типа для каждого учреждения. Подвести итоги проделанной работы и рассказать о планах на ближайшее будущее мы попросили заместителя директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Татьяну Васильевну Саакян.

– 1 июля 2012 г. закончился переходный период, все бюджетные и автономные учреждения перешли на финансовое обеспечение в форме субсидии. Как Вы оцениваете результаты этого непростого процесса?

– К сожалению, для многих учреждений этот процесс изменился лишь формально, фактически они продолжают работать по старинке в первую очередь “благодаря” органам власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Те оказались не готовы предоставить подведомственным бюджетным и автономным учреждениям больше свободы в принятии решений и продолжают действовать по отношению к ним, как будто учреждения по-прежнему являются получателями бюджетных средств. Это в корне неправильно и противоречит концепции Закона № 83-ФЗ.

Например, некоторые учредители федеральных учреждений пытаются распространить на них ограничения, установленные постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1249 «О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов”»:

  • запрет на увеличение выплат по заработной плате за счет экономии по другим расходам;
  • запрет на уменьшение расходов на уплату начислений на заработную плату в целях увеличения иных расходов;
  • требования о соблюдении установленных размеров авансовых платежей при заключении договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Обращаю внимание, эти ограничения действуют только на получателей бюджетных средств и не имеют отношения к бюджетным и автономным учреждениям.

Разумеется, если речь идет об использовании субсидий, полученных для выполнения государственного задания, и доходов от приносящей доход деятельности.

– Возможно, путаница возникла из-за того, что расходы за счет целевых субсидий санкционируются в порядке, предусмотренном для ПБС?

– Нужно обязательно различать, за счет какого источника осуществляются расходы, ведь цели предоставления средств из бюджета разные. Иначе ошибок не избежать.

Целевые субсидии предназначены для проведения конкретных мероприятий, осуществления расходов, которые не носят постоянный характер, например, для приобретения компьютеров, автомобилей, иных объектов движимого имущества, для проведения капитального ремонта помещений.

А раз субсидии являются целевыми, их использование осуществляется после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, проверки соответствия содержания операции кодам КОСГУ и целям предоставления субсидии в порядке, установленном соответствующим финорганом для санкционирования указанных расходов.

С деятельностью в рамках государственного задания ситуация иная. Субсидия на его выполнение, хотя и рассчитывается исходя из планируемых затрат, предоставляется учреждению общей суммой. Направления расходов определяются самим учреждением по согласованию с учредителем. Главное – достичь показателей, установленных в задании.

Поэтому санкционирование расходов не осуществляется. Учреждение само оценивает экономическую целесообразность своих действий и несет ответственность за принятые решения.

К слову, санкционируются не только расходы за счет целевых субсидий, но и операции по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом. На федеральном уровне до конца 2012 г. санкционируется также оплата денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, такой порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 № 1204. Субъектами РФ и муниципалитетами может быть предусмотрен другой механизм предоставления бюджетных инвестиций.

– В законодательстве нет четкого разграничения, какие выплаты физическим лицам нужно относить к публичным нормативным обязательствам, а какие – к целевым субсидиям. Какие подходы можно применять в данном случае, ведь порядок получения и расходования средств будет отличаться?

– Понятие публичных нормативных обязательств приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Из определения следует, что такие обязательства должны отвечать трем условиям:
1. Выплачиваться физическому лицу.
2. Исполняться в денежной форме.
3. Иметь установленный нормативным правовым актом конкретный размер выплаты или порядок расчета.

Обратите внимание, заработная плата работников к публичным обязательствам не относится. Для чего представляются целевые субсидии, мы уже определили ранее, расходы за счет этих средств не включаются в стоимость услуги, оказываемой в рамках госзадания, в противном случае в отдельные периоды она была бы существенно завышена.

Основания для отнесения тех или иных выплат к публичным обязательствам публично-правового образования устанавливаются, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией, а необходимость предоставления учреждению целевой субсидии определяется учредителем.

На федеральном уровне мы приняли решение руководствоваться следующей логикой. Если выплата осуществляется физическому лицу – сотруднику учреждения (например, педагогу) в связи с его профессиональной деятельностью (за педагогическую литературу), то ее можно учесть в составе затрат, из которых складывается расчет субсидии на выполнение государственного задания. В иных случаях применяется порядок, установленный для исполнения публичных обязательств, например при выплатах детям-сиротам, безработным гражданам.

– Вы упомянули, что порядок осуществления бюджетных инвестиций в основные средства федеральных бюджетных и автономных учреждений действует только до конца 2012 г. А что будет дальше?

– Порядок предоставления бюджетных инвестиций применительно к учреждениям любого уровня бюджета будет описан в новой ст. 78.2 Бюджетного кодекса РФ, а также в новой редакции ст. 79, п. 4 которой планируется установить три возможных варианта капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности:

  • учредитель предоставляет учреждению субсидию на капитальные вложения в соответствии с заключенным соглашением. При такой схеме строительство осуществляется самим учреждением на основании заключенного им как заказчиком гражданско-правового договора, а оплата обязательств производится с отдельного лицевого счета, открытого учреждению в органе Федерального казначейства или финансовом органе.
    Обязательными условиями предоставления субсидии являются: размещение заказов на выполнение строительных работ в соответствии с требованиями, установленными для закупки товаров (работ и услуг) для государственных (муниципальных) нужд; право учредителя контролировать расходы за счет указанной субсидии; представление отчета о реализации строительных работ по специальной форме и другие. Эти требования распространяются как на бюджетные, так и на автономные учреждения.
    Конечно, для автономного учреждения это существенное ограничение его свободы, и оно вправе не согласиться на такие условия, но тогда учредитель не сможет предоставить субсидию, поскольку выполнение данных условий является обязательным;
  • учредитель сам осуществляет строительство как государственный заказчик, а затем объект закрепляется на праве оперативного управления за подведомственным учреждением. Этот вариант приемлем, если учредитель и учреждение находятся на территории одного публично-правового образования;
  • учредитель передает свои полномочия госзаказчика подведомственному учреждению на основании соответствующего договора. Все операции будут осуществляться от имени органа власти. После окончания строительства объект закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

Такая схема уместна, если учредитель и учреждение находятся в разных публично-правовых образованиях и значительно удалены друг от друга.

– Бюджетные и автономные учреждения по-прежнему очень волнуют вопросы распоряжения имуществом, какие операции необходимо согласовывать с учредителем, а какие можно осуществлять самостоятельно?

– Права учреждений по распоряжению имуществом установлены ст. 298 ГК РФ, ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться, во-первых, особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным самим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на эти цели, во-вторых, любым недвижимым имуществом, в т. ч. приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности. Остальным имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Порядок согласования распоряжения особо ценным движимым имуществом утверждает учредитель.

У автономного учреждения права по распоряжению особо ценным движимым имуществом такие же, как у бюджетного, а вот самостоятельность в распоряжении недвижимым имуществом гораздо шире. Оно вправе без согласования с учредителем осуществлять операции с недвижимостью, приобретенной за счет доходов от приносящей доход дея тельности.

И бюджетные, и автономные учреждения должны согласовывать операции с объектами недвижимости, которыми они не вправе распоряжаться самостоятельно, не только с учредителем, но и с органом по управлению имуществом.

Соответственно, на то имущество, которым учреждение распоряжается без согласия учредителя, можно обратить взыскание по исполнительному листу.

Хочу обратить внимание читателей, что в целях защиты имущественных интересов публично-правовых образований Минфином России подготовлены поправки в ст.ст. 41, 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ.

– В чем они заключаются?

– Они предусматривают исключение нормы о том, что доходы от продажи недвижимого имущества, находящегося у бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, поступают в его самостоятельное распоряжение.

Эти доходы будут зачисляться в соответствующий бюджет. Сейчас все доходы от продажи имущества учреждения расходуют самостоятельно. По нашему мнению, это сильно увеличивает риск потери государственного (муниципального) имущества. Поэтому была предложена такая поправка. Доходы от продажи движимого имущества, а также от сдачи в аренду, как и ранее, будут поступать на лицевой счет учреждения.

Кроме того, в письме от 15.05.2012 № 02-13-06/1714 Минфин России рекомендовал учредителям при согласовании сделок по продаже недвижимого и особо ценного движимого имущества определять конкретные направления расходов учреждения за счет средств от реализации данного имущества (например, инвестиционные расходы, погашение кредиторской задолженности). Это предложение не противоречит законодательству и не носит обязательный характер. Оно направлено на обеспечение сохранности имущества публично-правового образования, к которому относятся в том числе деньги.

– Часто спрашивают, может ли быть особо ценное движимое имущество по приносящей доход деятельности?

– Действующее законодательство такого запрета не содержит. Однако для чего это нужно делать, не совсем понятно. Деление движимого имущества на особо ценное и иное было предусмотрено, во-первых, чтобы определить права учреждения по распоряжению имуществом, во-вторых, для определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и на содержание имущества.

– Еще один больной вопрос связан с расходованием субсидии на выполнение госзадания. На что можно потратить полученные деньги, а на что нельзя? Например, можно ли за счет субсидии приобрести оборудование или справочно-правовую систему, если данные затраты не вошли в расчет норматива?

– Из содержания пп. 10, 12 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания следует, что нормативные затраты на оказание государственных услуг используются только для расчета объема субсидии на выполнение государственного задания.

Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, с учетом требований приказа Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

Положениями данного приказа не установлено требование, что плановые показатели по выплатам, отраженные в плане ФХД, должны соответствовать по объе му и назначениям нормативным затратам, учтенным при расчете субсидии на выполнение государственного задания. Закон № 83-ФЗ также не содержит запрета на проведение за счет экономии иных расходов, даже если они не учитывались при определении нормативных затрат.

Таким образом, в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного учреждения на иные выплаты с обязательным уточнением плана ФХД. Перераспределение средств не должно влиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в задании.

– Какие первоочередные задачи стоят перед Департаментом бюджетной политики и методологии Минфина России?

– В рамках внедрения системы управления общественными финансами “Электронный бюджет” проводится большая работа по унификации перечней государственных (муниципальных) услуг. В настоящее время на федеральном уровне утверждены тысячи наименований услуг.

А все потому, что аналогичная услуга у разных учредителей называется по-разному. Применив общие подходы к формированию перечня, количество позиций в нем можно существенно сократить. Для этого предполагается использовать Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. При необходимости он будет дополняться недостающими услугами.

Планируется законодательно закрепить обязанность федеральных органов власти, определяющих государственную политику в определенной сфере деятельности, формировать базовые перечни (реестры) услуг и работ для учреждений всех уровней бюджетов. С этой целью будут внесены поправки в ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ. Каждый орган власти – учредитель, в свою очередь, будет детализировать базовый перечень, в том числе с использованием других классификаторов, в соответствии с фактическими услугами, оказываемыми подведомственными учреждениями.

Свод всех базовых отраслевых перечней услуг и работ составит единый регистр государственных и муниципальных услуг и работ.

– Это означает, что и форма госзадания будет приведена к унифицированному виду, станет более компактной и удобной для анализа?

– Да, вся работа Минфина России сейчас направлена на это. Подготовлены поправки в Порядок формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденный постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671.

Та часть описания, которая относится ко всем услугам, будет вынесена в отдельный раздел.

Еще одна важная задача – определение единых подходов к нормированию затрат при расчете объема субсидии. Органам исполнительной власти дано поручение по формированию единых нормативов затрат на единицу услуги для соответствующей отрасли. А отдельные особенности оказания услуг будут учитываться с помощью поправочных коэффициентов.

И только когда мы проведем работу по унификации перечней услуг и формированию базовых нормативов затрат, реализация Закона № 83-ФЗ перестанет быть формальной и перейдет на качественно новый уровень.

– Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям в преддверии нового, 2013 г.?

– Дорогие коллеги, пусть цифра 13 окажется для вас счастливой, пусть все те вопросы, которые встанут перед вами в новом году, в том числе связанные с финансами, благополучно разрешатся.

Конечно, нормативное правовое регулирование у нас еще далеко от идеального, но если вы не будете молчать, а будете действовать, задавать вопросы, то обязательно получите ответы. Желаю вам удачи!

Все статьи №12-2012 журнала "Финансовый справочник бюджетной организации" доступны в Электронном архиве журнала.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль