Правовые проблемы крупных сделок

2212
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
Законом № 83-ФЗ закреплена обязанность учредителей обеспечивать предварительный контроль за заключением гражданско-правовых сделок, последствия которых могут нанести серьезный вред финансовой стабильности бюджетного учреждения. Однако исполнить ее на практике не так-то просто. Проанализируем причины трудностей и возможности для их устранения, а также расскажем, чем отличается процедура совершения подобных сделок в автономных учреждениях.

Характеристики

Понятие крупной сделки приведено в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон № 7-ФЗ). Это сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с:

  • распоряжением денежными средствами;
  • отчуждением иного имущества (которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно);
  • передачей такого имущества в пользование или в залог.

Следует учесть!

При отнесении сделки, совершаемой бюджетным учреждением, к категории крупной нужно помнить о существовании односторонних сделок, которые могут не оформляться гражданско-правовым договором, но создавать гражданские права и обязанности учреждения, в т. ч. по отчуждению имущества или распоряжению денежными средствами. К односторонним сделкам относятся, например, оформление доверенности, объявление публичных конкурсов.

Кроме того, чтобы сделка была признана крупной, ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества должна превышать 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Уставом бюджетного учреждения может быть предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Право учредителя установить меньший размер крупной сделки для конкретного бюджетного учреждения ничем не ограничено.

При желании активно влиять на договорную и иную хозяйственную политику учреждения орган власти может уменьшить цену крупной сделки, тем не менее она не должна падать ниже предельной стоимости имущества, по достижении которой оно относится к категории особо ценного движимого имущества. В противном случае учреждение будет вынуждено получать согласие учредителя на совершение сделки в отношении имущества, не отнесенного к особо ценному, а это – прямое нарушение права учреждения самостоятельно распоряжаться таким имуществом, установленного п. 3 ст. 298 ГК РФ.

В отношении денежных средств любое распоряжение сверх установленной минимальной величины является крупной сделкой. А в отношении иного имущества (имущественных прав, движимых вещей) – только то, которое направлено на его отчуждение, т. е. связано с переходом (изменением) права собственности на него, передачей в залог или пользование.

Таким образом, не всякий гражданско-правовой договор, заключаемый бюджетным учреждением, подпадает под понятие крупной сделки. Договоры о сотрудничестве, соглашения о намерениях, содержащие элементы совместного пользования сторонами какимлибо имуществом или порядок такого пользования, владения, извлечения полезных свойств, но не предусматривающие переход (изменение) вещных прав, не являются крупными сделками.

Предмет сделки

Чтобы понять, какое имущество может выступать предметом договора, являющегося крупной сделкой, необходимо обратиться к ст. 128 ГК РФ, в которой перечислены объекты гражданских прав.

К ним относятся, в частности, вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т. ч. имущественные права. Таким образом, деньги, а также иное имущество, указанное в ГК РФ, имеющее балансовую стоимость, могут являться предметом крупной сделки.

Обратите внимание, согласно п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ предметом крупной сделки должно быть имущество, которым бюджетное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться. Исходя из норм п. 3 ст. 298 ГК РФ, предметом крупной сделки не могут быть:

  • особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением собственником или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на эти цели;
  • недвижимое имущество;
  • остальное имущество бюджетного учреждения, на распоряжение которым существуют ограничения, установленные законом.

При определении предмета крупной сделки возникают некоторые формальные неточности в правовом регулировании гражданского законодательства и законодательства о бухгалтерском учете. Например, памятные подарки участникам мероприятий или ценные призы победителям конкурсов, приобретенные для дальнейшей передачи, даже приобретенные в рамках совершения крупной сделки, не подлежат закреплению на праве оперативного управления за бюджетным учреждением. Между тем, согласно ГК РФ, если учреждение заключило гражданско-правовой договор поставки товара, к нему должно перейти вещное право на поставляемый товар (за исключением права собственности).

В этой связи необходимо понимать, что заключение договора поставки товара, цена которого относит совершенную сделку к крупным, предполагает переход вещного права (права оперативного управления) к покупателю (бюджетному учреждению), даже если это не приводит к постановке приобретенного имущества на балансовый учет.

Особенности приобретения недвижимости

На практике большинство бюджетных учреждений заключают договоры поставки соответствующих товаров, работ и услуг, которые являются основанием для отражения операций в балансовом учете. Однако с недвижимостью, которая, очевидно, покупается, а не поставляется, такой договор заключить нельзя, нужно оформлять договор купли-продажи имущества.

Вопрос о возможности бюджетных учреждений заключать договоры купли-продажи является проблемным. В соответствии с гл. 30 ГК РФ по договору купли-продажи к покупателю переходит право собственности на приобретаемую вещь. Вместе с тем возможность закрепления имущества за государственным (муниципальным) учреждением на ином вещном праве, кроме как на праве оперативного управления, не допускается. Собственником имущества становится соответствующее публично-правовое образование.

Таким образом, заключение договоров купли-продажи между бюджетными учреждениями и контрагентами может быть расценено как заключение договора, не соответствующего закону в части, определяющей правоспособность бюджетного учреждения.

При необходимости заключить договор купли-продажи недвижимости бюджетное учреждение обязано взять доверенность на совершение сделки у органа власти (местного самоуправления), на которого публично-правовым образованием возложены полномочия собственника, ведь содержать данные объекты придется за счет средств бюджета.

Предварительное согласие

Порядок. В справочно-правовых системах можно найти множество нормативных правовых актов, регулирующих порядок предварительного согласования крупных сделок федеральных бюджетных учреждений, например:

  • Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок, утвержденный приказом Минфина России от 29.09.2010 № 111н (далее – Порядок Минфина России);
  • отдельные вопросы согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденные приказом Минобрнауки России от 18.11.2010 № 1188;
  • Порядок предварительного согласования совершения подведомственным Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, утвержденный приказом Ростехнадзора от 10.05.2012 № 289, и т. д.

Все приказы воспроизводят одинаковый механизм получения бюджетным учреждением согласия на сделку:
1) составление и подача руководителем бюджетного учреждения обращения и требуемых документов в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя;
2) рассмотрение специальной комиссией учредителя представленных документов в 30-дневный срок;
3) выдача решения учредителя, оформляемого приказом, о предварительном согласовании крупной сделки.

Выводы. Формально-юридический анализ порядков, принятых на федеральном уровне, позволяет сделать определенные негативные выводы.

1. Закон № 83-ФЗ не предусматривает необходимость формализации процедуры получения бюджетными учреждениями предварительного согласия на совершение крупной сделки. Если предварительное согласование рассматривать в качестве государственной функции, то в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” каждый порядок должен быть разработан и утвержден в виде административного регламента. А к нему предъявляются определенные требования, направленные на оптимизацию процедуры оказания государственной функции.

2. Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетных учреждений на федеральном уровне, абсолютно забыли о существовании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ). Хотя сам термин “крупная сделка” предполагает, что она должна быть совершена способами, установленными ст. 10 указанного закона.

Непонятно, как руководитель бюджетного учреждения на этапе предварительного согласования укажет сведения о цене сделки и контрагентах по заключаемому договору, если они могут быть определены только путем проведения процедур размещения заказа (за исключением случаев, установленных ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

По логике приказов руководитель должен указать сведения о контрагентах и цене сделки, т. е. обратиться к учредителю, после проведения торгов в порядке, установленном Законом № 94-ФЗ.

Однако в этом случае согласие учредителя перестает быть предварительным. Более того, если оно не будет получено, вступают в действие санкции за отказ от исполнения заказчиками (учреждениями) своих обязательств.

Если же предварительное согласие становится формальным (т. е. оно не может быть не дано, что, кстати, и следует из норм Порядка Минфина России), зачем руководителю бюджетного учреждения готовить столько дополнительных документов и ждать целый месяц, когда достаточно просто направить в адрес учредителя государственный контракт, заключенный по результатам проведения торгов?

3. Непонятной остается и форма вынесения соответствующего решения учредителем – приказ. Приказы, являясь нормативными правовыми актами, оформляют самостоятельные расходные обязательства государства (муниципальных образований) и действуют в отношении неограниченного количества лиц и ситуаций.

Для оформления конкретных (индивидуальных) решений органов власти существует такая форма правового акта, как распоряжение.

В рассматриваемых отношениях учредителя с руководителем бюджетного учреждения гораздо уместнее издавать именно распоряжения о предварительном согласии на совершение крупной сделки.

Рекомендации. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований нецелесообразно устанавливать аналогичные федеральным процедуры, связанные с предварительным одобрением совершения крупной сделки бюджетным учреждением. Более того, сам порядок оформления предварительного согласия учредителя на совершение крупной сделки бюджетным учреждением не должен быть формализован, т. к. определить точные сроки и документы по планируемой сделке не представляется возможным.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества. Следовательно, при распоряжении имуществом бюджетное учреждение должно получить предварительное согласие учредителя. Оно дается после проверки законности оснований совершения крупной сделки, соответствия сделки целям деятельности, предусмотренным уставом учреждения, и рассмотрения целесообразности отчуждения соответствующего имущества.

Специфика автономных учреждений

Особенность совершения автономными учреждениями крупных сделок состоит в процедурных моментах ее согласования. Оно также носит предварительный характер, но осуществляется органом автономного учреждения – наблюдательным советом в порядке и сроки, установленные ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон № 174-ФЗ).

Как правило, решение о согласовании крупной сделки принимается наблюдательным советом автономного учреждения до проведения торгов по ее совершению в порядке, предусмотренном положением о закупках. Наблюдательный совет рассматривает предельную цену сделки (которая в процессе проведения торгов снижается), источник ее финансового обеспечения (субсидии из бюджета, собственные доходы учреждения), сроки совершения и исполнения обязательств учреждения по ней, принимает решение о способе закупки (аукцион, конкурс, единственный поставщик) на основании предложения руководителя учреждения.

Если сделка связана с приобретением автономным учреждением особо ценного движимого имущества (и решение об отнесении имущества к этой категории учредителем принято одновременно с выделением денег на его приобретение), схема предварительного согласования усложняется:

  • наблюдательный совет дает рекомендации учредителю о совершении указанной сделки (с учетом фактических обстоятельств целесообразности приобретения имущества);
  • учредитель на основании представленных рекомендаций принимает решение о совершении сделки;
  • наблюдательный совет на основании решения учредителя, оформленного правовым актом (распоряжением), с учетом предложения руководителя дает предварительное согласие на совершение крупной сделки, связанной с приобретением особо ценного движимого имущества.

Как видим, без решения учредителя часть крупных сделок автономного учреждения, в которых оно выступает приобретателем особо ценного движимого имущества, совершена быть не может.

Важный нюанс

В соответствии с требованиями Закона № 174-ФЗ решение наблюдательного совета относительно предложения руководителя учреждения о заключении крупной сделки принимается большинством голосов (2/3 от общего числа членов наблюдательного совета) и является обязательным для исполнения руководителем.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль