Аудит эффективности: опыт проведения

12777
С внедрением бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), возникла потребность выйти за рамки контроля над распределением и учетом бюджетных средств (финансового аудита), поскольку он стал недостаточным для эффективного государственного управления. Счетной палатой РФ было положено начало новому направлению деятельности органов государственного финансового контроля – аудиту эффективности. Рассмотрим передовой опыт в этой области.

Сущность

Понятие аудита эффективности впервые было зафиксировано Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г. А в 2004 г. ею было издано Руководство по внедрению аудита эффективности, которое содержало все основные определения, термины и показатели.

Аудит эффективности включает аудит экономичности, продуктивности и результативности. Говоря коротко, экономичность связана с минимизацией затрат, продуктивность – с получением максимального объема продукции/услуг при заданных ресурсах, результативность – с достижением поставленных задач и целей.

Главной задачей аудита эффективности является не столько выявление финансовых нарушений, сколько определение значимого результата от использования государственных средств и разработка рекомендаций по совершенствованию бюджетного процесса и действующего законодательства.

Без его внедрения невозможно создание бюджетной системы, которая ориентирована не просто на освоение государственных средств, а на достижение конкретного результата.

В рамках построения новой бюджетной системы должны измениться роль и характер деятельности органов внешнего государственного финансового контроля. И если главным критерием успешности работы организации госсектора становится ее результативность с точки зрения решения общественно значимых задач, то контрольные органы должны научиться определять и измерять эту результативность.

Проблемы внедрения

В практике работы Счетной палаты РФ (СП РФ) аудит эффективности проводится с начала 2000-х гг. Он занимает постоянно растущий, но сравнительно небольшой удельный вес. Количество проведенных аудитов эффективности по годам составило: 2003 – 1, 2004 – 3, 2005 – 7, 2006 – 12, 2007 – 12, 2008 – 13, 2009 – 10, 2010 – 14, 2011 – 16. В то время как общее количество ежегодно проводимых СП РФ контрольных мероприятий достигает 400 и более.

Важнейшим фактором, тормозящим развитие аудита эффективности, является недостаточность нормативной правовой базы. В бюджетном законодательстве отсутствуют четкие определения базовых понятий: внутреннего и внешнего контроля/аудита, аудита эффективности, независимой экспертной оценки. Применительно к государственному контролю термин “аудит” вообще не используется.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств сформулирован в ст. 34 БК РФ . Однако в разделе IX Кодекса о государственном и муниципальном финансовом контроле отсутствует не только понятие контроля/аудита эффективности, но даже не упоминается проверка эффективности использования бюджетных средств в соответствии со ст. 34 БК РФ.

Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации” также не содержит упоминаний об аудите эффективности. В СП РФ исходят из того, что положением, дающим ей полномочия на проведение такого аудита, является задача определения эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, сформулированная в ст. 2 закона.

В статье 9.4 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ “Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований” в число их полномочий включена организация контроля за результативностью (эффективностью и экономностью) бюджетных средств. Однако и здесь понятие аудита эффективности прямо не прописано.

Законодательное закрепление аудита эффективности в качестве полномочия контрольно-счетных органов всех уровней позволило бы снять все возможные недоразумения.

Стандарт СФК 104

Несмотря на все проблемы и ограничения, методологическая основа аудита эффективности постоянно развивается. В 2004 и 2007 гг. СП РФ были разработаны временные методические рекомендации, которые в 2009 г. были заменены постоянно действующим Стандартом финансового контроля СФК 104 “Проведение аудита эффективности использования государственных средств”. Определения, используемые в СФК 104, основаны на документах ИНТОСАИ.

В процессе аудита эффективности используется значительный объем контрольных, аналитических и оценочных методов и процедур, собирается обширная информация, изучается большое количество документов для формирования доказательств. Это требует значительных затрат времени, трудовых и финансовых ресурсов, поэтому особенностью осуществления аудита эффективности является длительный срок его проведения (в пределах 6–12 мес.).

Для качественного проведения аудита эффективности необходимы определенные профессиональные знания в области деятельности проверяемых организаций, и потому в сложных случаях может создаваться экспертный совет, в который включаются не только инспекторы СП РФ, но и независимые эксперты.

Аудит эффективности можно условно разбить на четыре этапа.

Предварительное изучение объекта. Определяются цели и вопросы аудита, выбираются критерии оценки эффективности использования государственных средств.

Проведение аудита. Способы проведения аудита различаются в зависимости от особенностей деятельности и объектов проверки, целей аудита, но, как правило, включают проверку и анализ:

  • организации использования государственных средств, включая надежность и результативность работы систем внутреннего контроля/аудита проверяемого объекта;
  • результатов использования средств;
  • отдельных аспектов использования средств с учетом степени их влияния на общую результативность.

В процессе аудита эффективности, как и в процессе финансового аудита, формируются аудиторские доказательства. Но в отличие от финансового аудита, в котором доказательства подтверждают факты нарушения нормативных правовых актов, доказательства, получаемые в ходе проведения аудита эффективности, должны убеждать в наличии недостатков в деятельности объектов проверки, приводящих к неэффективному использованию ими бюджетных средств.

Чтобы доказательства были убедительными, целесообразно получать их из различных источников – финансовой и статистической отчетности, первичных бухгалтерских и других документов.

Формулировка выводов. По каждой цели аудита эффективности формулируются выводы, которые должны:

  • содержать характеристику и значимость выявленных отклонений фактических результатов использования государственных средств от критериев оценки эффективности, установленных в программе аудита эффективности;
  • определять причины выявленных недостатков, которые привели к неэффективному использованию, и последствия, которые эти недостатки влекут или могут повлечь за собой;
  • указывать ответственных должностных лиц, к компетенции которых относятся выявленные недостатки;
  • включать общую оценку степени эффективности использования государственных средств исходя из целей аудита.

Подготовка рекомендаций. Подготовленные в адрес объектов проверки, а также уполномоченных государственных органов и должностных лиц рекомендации направлены на устранение недостатков и повышение эффективности использования государственных средств. Они должны быть экономически эффективными (расходы, связанные с их выполнением, не должны превышать получаемую выгоду), четкими и простыми по форме, практически выполнимыми.

Аудит эффективности системы общего образования

В апреле 2012 г. СП РФ с использованием материалов контрольно-счетных органов свыше 30 субъектов РФ был завершен аудит, главной целью которого являлось определение эффективности государственной поддержки системы общего образования. В первую очередь оценивалась способность этой системы обеспечить качество образования, соответствующее современным требованиям.

Аудит был проведен в соответствии с 4 поставленными целями на основе специально разработанных 38 критериев оценки, содержащих в общей сложности 81 показатель (выборочно представлены в таблице). Фактические данные, полученные по результатам аудита, лишь по двум показателям оказались полностью соответствующими установленным критериям, по 71 – соответствующими не в полной мере, по 8 – не соответствующими.

По результатам аудита были сделаны развернутые выводы в соответствии с каждой из поставленных целей, а также разработаны рекомендации Правительству РФ, Минобрнауки России, региональным и муниципальным органам власти, содержащие комплекс мер нормативно-правового, методического и финансового характера.

Таблица

Оценка критериев контрольного мероприятия “Аудит эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку учреждений общего образования, в т. ч. расположенных в сельской местности”


Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×