Электронный документооборот изменился

1037
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации самое пристальное внимание уделяется сегодня совершенствованию системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. В частности, речь идет о повышении качества и оперативности предоставления государственных услуг. В связи с этим постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 внесены изменения в порядок работы с электронными документами. Подробности читайте далее.

Участников документооборота стало больше

Исходя из положений постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», государственные и муниципальные информационные системы электронного документооборота, помимо всего прочего, могут рассматриваться в качестве составных частей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия. То есть взаимодействия по вопросам обмена документами и информацией, в т. ч. в электронной форме, осуществляемого в целях предоставления государственных и муниципальных услуг.

При этом Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» существенно расширил круг участников такого взаимодействия, отнеся к ним федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, многофункциональные центры, иные органы и организации (включая государственные и муниципальные учреждения), участвующие в предоставлении услуг.

Таким образом, можно предположить, что в ближайшее время ряд новаций, вводимых постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти» (далее – Постановление № 890), будут восприняты на уровне электронного обмена информацией с участием организаций государственного сектора управления.

Алгоритм действий

Под документооборотом принято понимать алгоритм движения документов с момента их создания или получения до завершения исполнения, помещения в дело и (или) отправки (см., например, Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76).

Следовательно, электронный документооборот – это движение электронных документов, документированной информации, представленной в электронной форме. То есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), осуществляемое посредством информационных технологий.

В свою очередь, межведомственный электронный документооборот представляет собой взаимодействие информационных систем электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных государственных органов (участников межведомственного электронного документооборота) посредством обмена электронными сообщениями (пп. 1, 4, 17 Положения о системе межведомственного электронного документооборота, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754 (далее – Положение № 754)).

В соответствии с п. 2 Постановления № 890 переход на обмен электронными документами при взаимодействии федеральных органов исполнительной власти между собой и с Правительством РФ осуществляется по мере готовности к такому обмену информационно-технологической инфраструктуры. Соответствующие мероприятия должны быть завершены до 31 декабря 2017 г.

Пункт 3 Постановления № 890 предусматривает реализацию пилотных проектов электронного документооборота между Аппаратом Правительства РФ и Минкомсвязью России, а также между Минкомсвязью и Минюстом России в части государственной регистрации нормативных правовых актов Минкомсвязи России.

Для справки

Структура технико-технологической инфраструктуры межведомственного электронного документооборота, порядок ее создания, эксплуатации и поддержания в работоспособном состоянии, обеспечение информационной безопасности при осуществлении межведомственного электронного документооборота, описаны в Положении № 754.

Целью проектов является формирование единых стандартов представления электронных документов, процедур обеспечения подтверждения и проверки их аутентичности, а также процедур обмена электронными документами.

Обеспечение организационно-технологического и методологического сопровождения пилотных проектов возлагается на Минкомсвязь России совместно с Федеральной службой охраны РФ (в соответствии с п. 2 Положения № 754).

Изменения, связанные с переходом на электронный документооборот в органах государственной власти, внесены Постановлением № 890 в следующие нормативные правовые акты:

  • Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009);
  • Регламент Правительства РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 260);
  • Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 № 30);
  • Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452);
  • Положение о системе межведомственного электронного документооборота (утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754).

Указанные изменения вступают в силу с 1 марта 2013 г. (п. 5 Постановления № 890).

Применение усиленной подписи

Основные изменения, вносимые Постановлением № 890, направлены на упорядочение применения в госорганах электронных документов, визируемых (подписываемых) руководителями соответствующего уровня посредством использования усиленной квалифицированной электронной подписи.

Новые правила применяются в следующих случаях:

  • при подготовке проектов, согласовании и подписании (утверждении) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подготовке прилагаемых к ним справок и протоколов согласительных совещаний, а также при представлении этих актов на госрегистрацию (п. 1 Изменений, которые вносятся в акты правительства Российской Федерации, утв. Постановлением № 890 (далее – Изменения), Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации);
  • при внесении документов, подлежащих рассмотрению в Правительстве РФ, подготовке проектов актов Правительства РФ, а также возражений и замечаний, протоколов согласительных совещаний и заключений на такие акты (п. 2 Изменений, Регламент Правительства РФ);
  • при направлении запросов на предоставление информации и соответственно, при предоставлении запрашиваемой информации в процессе взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (п. 3 Изменений, Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти);
  • при рассмотрении и визировании проектов актов, поступивших на согласование в федеральные органы исполнительной власти, оформлении возражений на такие акты, а также при подготовке документов структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, их визировании и подписании руководителями соответствующего уровня (п. 4 Изменений, Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти);
  • при направлении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти на государственную регистрацию в Минюст России (п. 5 Изменений, Положение о системе межведомственного электронного документооборота).

Перечисленные изменения согласуются с положениями постановления Правительства РФ от 09.02.2012 № 111 «Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи» (далее – Постановление № 111).

Пунктом 1 Постановления № 111 установлено, что при организации межведомственного взаимодействия, осуществляемого в электронном виде органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при предоставлении государственных или муниципальных услуг и исполнении государственных или муниципальных функций, применяется усиленная квалифицированная электронная подпись.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ) электронная подпись может быть:

1) простой – когда посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждается факт формирования электронной подписи определенным лицом, но отсутствует возможность установить факт аутентичности электронного документа;

2) усиленной, позволяющей определить лицо, подписавшее электронный документ, а также обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания. В свою очередь, усиленная электронная подпись подразделяется на неквалифицированную и квалифицированную.

Для справки

Под квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи понимается электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром или доверенным лицом аккредитованного удостоверяющего центра, либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования электронной подписи (на сегодняшний день таким органом является Минкомсвязь России (постановление Правительства РФ от 28.11.2011 № 976)), и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата такого ключа (пп. 2–3 ст. 2 Закона № 63-ФЗ).

В первом случае усиленная электронная подпись создается с использованием средств электронной подписи путем криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи.

Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, только в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (п. 2 ст. 6 закона № 63-ФЗ), например:

  • запрос на предоставление госуслуги, подписанный заявителем посредством применения простой электронной подписи, признается равнозначным запросу, подписанному собственноручной подписью и представленному на бумажном носителе (п. 3 ст. 21.2 Закона № 210-ФЗ, подп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 07.07.2011 № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов»);
  • если соглашением между участниками электронного взаимодействия предусмотрено подписание документов неквалифицированной электронной подписью, то первичные учетные документы, подписанные такой подписью, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли (письмо ФНС РФ от 24.11.2011 № ЕД-4-3/19693@).

Квалифицированная электронная подпись должна соответствовать следующим дополнительным признакам:

  • ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
  • для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным законодательством (ст. 5 Закона № 63-ФЗ).

Согласно пп. 1, 3 ст. 6 Закона № 63-ФЗ электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью, за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Например, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе).

Правила использования усиленной квалифицированной электронной подписи органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также требования к обеспечению совместимости средств электронной подписи при организации электронного взаимодействия указанных органов между собой, утверждены Постановлением № 111.

Порядок применения усиленной квалифицированной электронной подписи, установленный постановлениями № 111 и № 890, не применяется к отношениям, возникающим при осуществлении обмена электронными документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль