Разбираемся в целях, средствах и источниках

2996
 Смирнова М.В.
Заместитель главного бухгалтера Централизованной бухгалтерии Юго-Западного округа города Москвы
Помимо субсидии на государственное (муниципальное) задание бюджетные и автономные учреждения получают субсидии на иные цели. В данной статье рассмотрим порядок предоставления таких субсидий, контроль за их использованием, а также определение кода вида финансового обеспечения при постановке объекта нефинансовых активов на учет. Трудности возникают, если имущество оплачивается за счет разных источников финансирования (например, покупка оборудования за счет приносящей доход деятельности, а его монтаж за счет субсидии на иные цели).

Порядок предоставления

Согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) условия предоставления субсидий на иные цели устанавливаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. К затратам, которые финансируются за счет субсидий на иные цели, можно отнести:

  • затраты на осуществление капитального ремонта и приобретение основных средств, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания;
  • затраты на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации;
  • затраты на организацию разовых мероприятий, проводимых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, не включаемые в госзадание;
  • иные затраты, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, а также не относящиеся к бюджетным инвестициям и публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме.

Запомнить

Санкционирование оплаты денежных обязательств по субсидиям производится в порядке, установленном приказом Минфина России от 16.07.2010 № 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ».

Нормативный документ

В соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусмотрены субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели утверждаются:
1. в отношении средств бюджетов субъектов РФ – нормативным актом органа власти субъекта РФ (например, постановление Правительства Московской области от 17.04.2012 № 507/14 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Московской области»);
2. в отношении средств бюджетов муниципалитетов – нормативным актом муниципального органа управления (например, постановление администрации г. Пензы от 30.05.2012 № 632 «Об утверждении Порядка определения объема и условиях предоставления из бюджета города Пензы муниципальным бюджетным учреждениям социального обслуживания города Пензы субсидий на проведение ремонтных работ»).

Субсидия на иные цели предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и учреждением. В данном соглашении, как правило, указываются (см., например, п. 6 Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.04.2012 № 507/14:

  • цели предоставления субсидии;
  • объем и сроки (периодичность) перечисления субсидии;
  • перечень документов, необходимых для предоставления субсидии;
  • обязательства учреждения по целевому использованию субсидии;
  • порядок, сроки и форма представления учреждением отчетности об использовании субсидии;
  • право учредителя на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных соглашением;
  • обязательства учреждения по возврату субсидии, использованной не по целевому назначению;
  • порядок и условия расторжения соглашения, внесения в него изменений и дополнений;
  • ответственность за несоблюдение сторонами условий соглашения.

мнение специалиста

Станислав Бычков,
государственный советник Российской Федерации
3-го класса

Из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, в т. ч. на вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, проведение разовых целевых программ и другие расходы, не включенные в субсидию на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. В данном случае органами внешнего государственного и муниципального финансового контроля (Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами, образованными представительными органами субъектов РФ или муниципальных образований) осуществляется «классический» контроль за целевым и эффективным использованием средств, полученных за счет указанных субсидий.

Контроль

Перечисление субсидии на иные цели осуществляется на отдельный лицевой счет учреждения. Задача руководителя – проследить за тем, чтобы она была потрачена только на те цели, которые указаны в соглашении. Самовольная замена цели предоставления субсидии недопустима.

Пример

ГОУ «СОШ № 1» была предоставлена субсидия в размере 350 тыс. руб. для проведения текущего ремонта полового покрытия первого этажа здания. Данный факт был зафиксирован в соглашении между учреждением и учредителем. Однако впоследствии руководитель учреждения решил за счет выделенных средств отремонтировать не пол, а потолочное покрытие кабинетов и покрасить стены в коридоре. Учитывая размер выделенной субсидии, он разместил заказ у единственного поставщика, провел ремонтные работы, подписал акты и заплатил деньги.

В данной ситуации орган, осуществляющий полномочия учредителя ГОУ «СОШ № 1», имеет право не принять отчет руководителя учреждения о расходовании субсидии, поскольку в соглашении была указана другая цель ее использования. В соответствии со ст. 284 и 284.1 БК РФ потраченные не по целевому назначению средства будут взысканы в доход бюджета субъекта РФ.

Определяем КФО

Чтобы определить код вида финансового обеспечения (деятельности) (далее – КФО), необходимый для постановки на учет объекта нефинансовых активов, нужно понять, в рамках какой деятельности это имущество будет использоваться в дальнейшем (для оказания платных услуг или выполнения госзадания).

Одним из базовых принципов бухгалтерского учета в организациях госсектора является обособленный учет операций, осуществляемых в рамках различных видов деятельности (п. 21 Инструкции № 157н). Из данного принципа вытекает требование об учете нефинансовых активов по тому виду деятельности (финансового обеспечения), в котором эти активы преимущественно используются и за счет которого осуществляется основная часть расходов по их содержанию.

Субсидии на иные цели предназначены для проведения конкретного мероприятия, осуществления расходов, которые не носят постоянный характер. По своему экономическому смыслу они являются инструментами дополнительной поддержки учреждений. Как правило, эта поддержка оказывается для обеспечения возможности выполнения госзаданий в предусмотренных объемах и с должным качеством.

Если в объект вложены средства, выделенные из бюджета в форме целевой субсидии, решение о его дальнейшем учете следует согласовать с учредителем.

На основании вышеизложенного следует, что в случае приобретения имущества, например, за счет субсидии на иные цели, учреждение вправе учитывать его как на данном КФО, так и перенести на КФО, в котором такое имущество будет непосредственно использоваться.

Окончательное решение о том, на каком источнике финансового обеспечения будет учитываться приобретенное имущество, принимает учреждение-субъект бухгалтерского учета.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль