Система сбалансированных показателей

1610
При формировании системы планирования могут использоваться различные методики. Например, сбалансированные показатели оценки качества услуг. Такие показатели позволяют всесторонне оценить конечный результат деятельности учреждения в разрезе определенной услуги, а также грамотно управлять процессом выполнения государственного (муниципального) задания.

Принципы планирования

Эффективное планирование деятельности бюджетного (автономного) учреждения базируется на таких ключевых моментах, как:

  • разработка регламентирующей процедуры организации бюджетного процесса;
  • разработка методической основы для формирования и контроля исполнения государственных (муниципальных) заданий;
  • обеспечение регулярного сбора и анализа информации для взвешенного принятия управленческих решений по оптимизации бюджетных расходов.

В свою очередь план финансово-хозяйственной деятельности базируется на принципах единства, непрерывности, гибкости, точности. План (программа) работы учреждения на финансовый год составляется «снизу вверх» при участии и ответственности всех уровней управ ления.

Процесс планирования включает:

  • формирование финансовой структуры учреждения;
  • разработку форм бюджетов всех уровней;
  • выбор экономических и финансовых показателей оценки деятельности;
  • разработку регламента бюджетного процесса;
  • разработку Положения о бюджетировании учреждения.

Запомнить

Организация бюджетного процесса учреждения включает: определение цели; составление проекта плана финансово-хозяйственной деятельности; оценку потребности (натуральные и количественные показатели); формирование государственного (муниципального) задания, оказание государственной (муниципальной) услуги, отчет об исполнении задания.

Планирование государственного (муниципального) задания можно представить в виде процесса, нацеленного на поиск сбалансированного решения тактических задач, которыми являются:

  • идентификация государственной (муниципальной) услуги (параметры оказания, потребители, состав);
  • определение показателей качества услуги (критерии качества);
  • оценка объема финансового обеспечения задания (определение структуры и расчет стоимости услуги, расчет бюджетных ассигнований на ее оказание).

На каждом этапе решения тактических задач учитываются имеющиеся бюджетные ограничения.

Далее рассмотрим организацию процесса планирования в онкологическом диспансере, в т. ч. оказывающим услугу по лечению больных раком молочной железы (далее – РМЖ).

И, в частности, – порядок формирования комплекса сбалансированных показателей.

Стоимость услуги

Расчет нормативной стоимости государственной (муниципальной) услуги в онкологическом диспансере, оказываемой больным раком молочной железы, приведен на рис. 1.

Расчет нормативной стоимости государственной (муниципальной) услуги в онкологическом диспансере, оказываемой больным раком молочной железы, приведен на рис. 1.

Данная схема включает расчет натуральных и стоимостных показателей, используемых для расчета нормативной стоимости услуги.

В качестве натуральных показателей используется система клиникоэкономической группы (далее – КЭГ) РМЖ, определяемая на основе типизации больных, тарификации по ресурсопотреблению и стоимости медицинских услуг, отбору перечней КЭГ по признакам группировки.

В качестве стоимостных показателей определены: полная себестоимость услуги с разделением на условно-постоянные (расходы на мягкий инвентарь, амортизацию оборудования, общеучрежденческие и прочие расходы по содержанию зданий и сооружений) и условно-переменные затраты (заработная плата персонала и начисления на нее, медикаменты, питание).

Калькулирование себестоимости медицинских услуг на 1 пролеченного больного РМЖ (КЭГ РМЖ) в онкологическом диспансере выполняется затратным методом по фактическим текущим издержкам.

Прямые затраты на лечение, связанные с деятельностью отделений онкологического профиля, относятся непосредственно на стоимость услуг.

Накладные расходы (администрация и другие службы) распределяются посредством использования коэффициентов, характеризующих степень участия профильных подразделений диспансера в лечебно-диагностическом процессе.

Косвенные расходы (питание больных, прачечная, постельное белье и прочие службы) соотносятся на основе количества пролеченных больных Капитальные затраты определяются в отношении соответствующих подразделений диспансера, которые используют основные производственные фонды.

Формирование дифференцированных тарифов, основанное на затратах по отдельным КЭГ больных РМЖ, с учетом специфики и состава случаев, представляется наиболее адекватным решением по ценообразованию.

Для настройки методики определения нормативной стоимости услуги применяется следующий инструментарий: формулы с использованием статистических функций, расчетные таблицы с набором значений (коэффициенты потреб ления и затрат ресурсов, весовые коэффициенты стоимости, предельные тарифы, система цен и дифференцированных тарифов КЭГ больных РМЖ).

Сбалансированные показатели

С целью создания механизмов мониторинга исполнения госзадания, в онкологическом диспансере разработана сбалансированная система показателей (далее – ССП), которая включает планирование, учет, контроль и анализ сбалансированных показателей, а также мотивацию персонала на их достижение.

ССП строится на основе измерения и оценки эффективности деятельности по набору показателей, отражающих все существенные с точки зрения стратегии аспекты (финансовые, потребительские, производственные, инвестиционные). При этом ССП характеризует:

  • деятельность диспансера в части предоставления услуг целевым группам потребителей (клиентская составляющая);
  • обеспеченность внутренних процессов организации финансовыми ресурсами (внутренние процессы);
  • обоснование решений о выделении бюджетных средств на оказание услуг по нормативу финансовых затрат (финансовая состав ляющая);
  • инвестиционный потенциал.

Таким образом, устанавливается связь между целевой группой потребителей услуги (конечными результатами деятельности) и финансовой составляющей (бюджетным финансированием).

Отличие от программного бюджетирования

Система программного бюджетирования (мы рассматривали ее в № 8/2012 нашего журнала) (далее – СПБ) и ССП оперируют одними и теми же понятиями и определениями, но:

  • имеют разный горизонт планирования: СПБ – среднесрочная (оперативный горизонт), ССП – долгосрочная (стратегический горизонт);
  • ориентированы на разные аспекты деятельности: СПБ – «центр тяжести» на финансовой перспективе, ССП - на нефинансовых показателях.

СПБ является частным случаем ССП и основывается на технологии ключевых показателей эффективности. При этом ключевые показатели эффективности являются связующим элементом между этими системами управления.

Запомнить

ССП ориентируется на оценку конечных результатов деятельности онкологического диспансера и является важной составной частью программного бюджетирования, ориентированного на результат. В идеале система показателей предназначена не только для оценки и анализа результатов деятельности, в большей мере она нацелена на обоснование управленческих решений о выделении бюджетных средств.

Карта ССП

В таблице приведена карта ССП оценки результата деятельности диспансера по профилю «онкомаммология»:

Таким образом, карта ССП насчитывает шесть стратегических целей развития. Каждой из них соответствуют индикаторы количественной оценки, характеризующие качество оказания онкологической медпомощи.

Всего карта сбалансированной системы показателей включает 12 индикаторов. Их целевыми значениями являются непосредственные значения показателей в соответствующей размерности (тыс. руб./пролеченный больной, % и т. д.). Каждая цель, обозначенная в карте, может иметь от одного до нескольких индикаторов.

Расчет индикаторов

К индикаторам финансового результата относятся: коэффициенты затрат ресурсов, неэффективные расходы, послеоперационная летальность больных РМЖ.

Коэффициенты затрат ресурсов определяются как отношение средних текущих затрат ресурсов в каждой конкретной КЭГ больных РМЖ к среднепрофильным текущим затратам на пролеченного больного РМЖ, принятых за 1,0.

Неэффективные расходы рассчитываются как отношение фактической стоимости к плановой (нормативной) на 1 пролеченного больного в пересчете на КЭГ РМЖ, умноженное на 100% .

Послеоперационная летальность больных РМЖ (доля отрицательных результатов) – рассчитывается как отношение числа умерших больных РМЖ после операции к числу опе рированных больных, умноженное на 100%.

Кроме количественных определяются качественные финансовые характеристики оказания онкологической медицинской помощи (длительность лечения, клинические исходы, режим выписки).

Коэффициент положительных результатов оказания онкологической медицинской помощи при РМЖ определяется по проценту эффективно пролеченных больных (число пролеченных больных с исходами выздоровление, улучшение, деленное на число пользованных больных, умноженное на 100%).

Коэффициент отрицательных результатов оказания стационарной помощи оценивается по проценту госпитальной летальности (число умерших, деленное на число пользованных больных, умноженное на 100%).

Запомнить

Управление организацией на основе ключевых показателей эффективности применимо лишь в случае корректности самих показателей (т. е. требуется наличие адекватной стратегии, корректная декомпозиция ее в критические факторы успеха и далее в критические показатели эффективности без нарушения причинно-следственных связей и иерархии уровней управления).

К критериям конечного результата, характеризующим структурные и технологические компоненты оказания медицинской помощи при РМЖ, относится комплекс аналитических показателей.

Доля больных РМЖ, помощь которым была оказана в соответствии со стандартом КЭГ РМЖ, рассчитывается как отношение таких больных ко всем пользованным больным РМЖ, умноженное на 100%.

Доля больных РМЖ с запущенными III–IV стадиями заболеваний визуальных локализаций рассчитывается как отношение таких больных ко всем пользованным больным РМЖ, умноженное на 100%.

Количество эффективно пролеченных больных РМЖ в год рассчитывается как отношение больных РМЖ в год с признаками стабилизация онкологического процесса ко всем пролеченным больным РМЖ, умноженное на 100%.

К критериям, оказывающим влияние на стимулирование сотрудников к достижению заданных целей, объем инвестиций в инновации, обучение и рост, относятся соответствующие аналитические показатели:

  • доля сотрудников, переведенных на новую систему оплаты труда, – рассчитывается как отношение числа сотрудников, переведенных на новую оплату труда ко всем сотрудникам умноженное 100%;
  • доля инвестиций в инновации, обучение и развитие – рассчитывается как отношение объема инвестиций в инновации, обучение персонала и рост к общему объему бюджетных ассигнований диспансера, умноженное на 100%.

Приведенный набор сбалансированных показателей относится к целевым индикаторам качества стационарной медицинской помощи на соответствие стандарту укрупненной единицы объема помощи – КЭГ больных РМЖ.

Таким образом, применение ССП в планировании позволяет наиболее всесторонне оценить конечный результат управления государственными (муниципальными) расходами.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×