8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать гостевой доступ к журналу
Учет в учреждении

Чем грозит нецелевое расходование средств

  • 10 января 2013
  • 2387
Ст. науч. сотр. Института развития образования ФГОУ ВПО «НИУ ГУ – Высшая школа экономики»

Одним из нарушений, которое выявляют органы государственного финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. О том, какая ответственность предусмотрена учреждению и его руководителю действующим законодательством, читайте далее.

Административная ответственность

Согласно ч. 1 ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб., на юридических лиц – от 40 до 50 тыс. руб.

Нормативное определение получателя бюджетных средств (получателя средств соответствующего бюджета) дано в ст. 6 Бюджетным кодексом РФ (далее – БК РФ) – это «орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета».

Бюджетные и автономные учреждения исключены из числа получателей бюджетных средств .

Запомнить

Бюджетные и автономные учреждения и их руководители не несут административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств по ст. 15.14 КоАП РФ.

Уголовная ответственность

Уголовную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств устанавливает ст. 285.1 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).

В ч. 1 данной статьи указаны размеры штрафов за расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной рос писью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Субъектом уголовной ответственности по ст. 285.1 УК РФ может быть только должностное лицо получателя бюджетных средств. Поскольку должностные лица бюджетных и автономных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств согласно ст. 6 БК РФ, не могут быть субъектами преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ, то и состав преступления в случаях нецелевого использования данными должностными лицами бюджетных средств отсутствует.

Бюджетная ответственность

Исключение бюджетных и автономных учреждений из числа получателей бюджетных средств и соответственно субъектов административных и уголовных правонарушений, предусматривающих наказание за нецелевое использование бюджетных средств, вовсе не означает, что такие учреждения могут безнаказанно нарушать условия предоставления ассигнований (субсидий) из бюджетов бюджетной системы РФ.

Запомнить

Руководители бюджетных и автономных учреждений не несут уголовную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств по ст. 285.1 УК РФ.

Часть IV БК РФ устанавливает систему мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства, в т. ч. за нецелевое использование бюджетных средств. Данная система, которую можно назвать бюджетной ответственностью, может распространяться на любых нарушителей бюджетного законодательства, в т. ч. на государственные и муниципальные организации, не являющиеся получателями бюджетных средств, а также на негосударственные коммерческие и некоммерческие организации.

В соответствии со ст. 282 БК РФ к мерам принуждения, применяемым к нарушителям бюджетного законодательства, относятся:

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • блокировка расходов;
  • изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • наложение штрафа;
  • начисление пени;
  • иные меры в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Статья 289 БК РФ посвящена нецелевому использованию бюджетных средств и фактически ограничивает возможность выбора меры принуждения в случае совершения данного правонарушения.

Согласно данной статье под нецелевым понимается использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утверж денным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Данное правонарушение влечет:

  • наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ;
  • изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;
  • уголовные наказания (при наличии состава преступления), предусмотренные УК РФ.

Нормативный документ

Согласно ст. 283 БК РФ основаниями для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства являются неисполнение закона (решения) о бюджете и нецелевое использование бюджетных средств.

Из приведенного выше анализа законодательства об административной и уголовной ответственности следует, что наложение штрафа или привлечение руководителя бюджетного или автономного учреждения к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств исключено ввиду отсутствия состава правонарушения.

Изъятие же в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, вполне возможно – например, в случаях, когда средства бюджетной субсидии, полученной на выполнение государственного (муниципального) задания, используются не по назначению.

По смыслу ст. 289 БК РФ меры принуждения в связи с нецелевым использованием бюджетных средств для бюджетных и автономных учреждений ограничиваются изъятием в бесспорном порядке средств по решению органа, исполняющего соответствующий бюджет. Применение других мер (блокировка расходов, приостановление операций по счетам и т. д.) для такого случая не предусмот рено и не соответствует нормам ст. 284 и 284.1 БК РФ, определяющим полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, Федерального казначейства и его территориальных органов, а также органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполняющих соответствующие бюджеты.

Должностные лица указанных выше федеральных органов исполнительной власти при неправомерном применении мер принуждения несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Кроме того, действия органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, а также их должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке в суде.

Заключение

В настоящее время бюджетные и автономные учреждения исключаются из числа субъектов правонарушения, несущих административную и (для должностных лиц) уголовную ответственность за нарушения условий использования предоставленных бюджетных ассигнований (субсидий) или иное нецелевое использование предоставляемых бюджетных средств.

Иными словами, контроль за целевым использованием субсидий и ответственность за их использование фактически перемещается в область бюджетных отношений, в частности, бюджетной ответственности, предусмотренной БК РФ.

Ответственность также может быть прописана в соглашениях о предоставлении субсидий, заключаемых между учредителем (главным распорядителем бюджетных средств) и бюджетным или автономным учреждением.

Таким образом, уголовно-административные меры наказания заменяются бюджетно-административными мерами принуждения и отчасти договорными механизмами, т. е. мерами договорной ответственности. При этом вероятно, что инерционность сложившейся практики финансового контроля и правоприменения, а также недостаточная компетентность работников проверяющих органов еще долго могут быть причиной необос нованных обвинений в адрес руководителей бюджетных и автономных учреждений и незаконных попыток привлечения их к административной или уголовной ответственности.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.