Можно ли участвовать в торгах учредителя?

2000
 Фирсанова Н.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) разместил государственный заказ для нужд субъекта РФ. В это время в ведении ГРБС находится бюджетное учреждение, одним из основных видов деятельности которого является оказание требуемых услуг. Это учреждение участвует в размещении государственного заказа и становится победителем конкурса. Так исполнителем по договору, заключенному по результатам конкурса, стало учреждение, подведомственное заказчику. Наша задача разобраться, допустимо ли подобное развитие ситуации согласно действующему законодательству и можно ли назвать действия ГРБС правомерными.

Госзаказ или госзадание?

Прямого запрета или разрешения на заключение госконтракта с подведомственным учреждением в законодательстве РФ не содержится. Официальные разъяснения контролирующих ведомств отсутствуют. Соответственно нам необходимо проанализировать ряд документов федерального и регионального значения. Отметим, что дело происходило в Астраханской области.

Для начала рассмотрим Порядок формирования и финансового обеспечения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Астраханской области, утв. постановлением правительства Астраханской области от 23.08.2011 № 307-П (далее – Порядок).

Запомнить

Если учредителем-заказчиком создано подведомственное учреждение, способное оказать требуемые услуги, потребность в поиске исполнителя услуг для государственных или муниципальных нужд отсутствует.

В нем сказано, что госзадание для бюджетного учреждения формирует его учредитель в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения (п. 1, подп. «б» п. 3 Порядка, п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ) При формировании государственного задания учредитель должен оценить потребность в оказании государственных услуг на очередной финансовый год (пп. 4, 5 Порядка).

В рассматриваемой ситуации учредителем является министерство ЖКХ Астраханской области (далее – Министерство), подведомственным ему бюджетным учреждением – государственное бюджетное учреждение «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» (далее – учреждение).

Одни из основных целей деятельности учреждения – это выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обеспечение эффективного использования энергетического потенциала области (п. 2.2 устава учреждения). Для достижения своих целей учреждение, в частности, осуществляет подготовку энергетических паспортов зданий, строений, сооружений и выполняет контрольноизмерительные работы для нужд области.

Таким образом, имея потребность в определенных услугах для нужд региона и располагая в своем ведении учреждением с соответствующими основными видами деятельности, учредитель должен был утвердить учреждению государственное задание.

А финансирование государственного задания обеспечить в виде субсидий из регионального бюджета (п. 7 Порядка, п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Запомнить

Конкурс – это торги, победителем которых признается участник, предложивший лучшие условия исполнения госзаказа (п. 1 ст. 20 Закона № 94-ФЗ). При проведении конкурса переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной комиссии с участником размещения заказа не допускаются (п. 6 ст. 20 Закона № 94-ФЗ).

Подтвердить такой вывод можно тем, что смысл размещения государственного заказа заключается в поиске исполнителя услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 5 Закона № 94-ФЗ2). Когда учредителем-заказчиком создано подведомственное учреждение, способное оказать требуемые услуги, потребность в таком поиске отсутствует.

Контроль средств

Обратимся к Положению о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (в ред. постановлений правительства Астраханской области от 19.11.2010 № 500-П, от 09.09.2011 № 336-П) (далее – Положение).

На Министерство возложены полномочия по осуществлению контроля за уставной деятельностью учреждения, а также за целевыми и эффективным использованием выделенных Учреждению бюджетных средств (абз. 18 п. 2.1.6 Положения).

Для выполнения возложенных полномочий министерству целесообразно разработать норматив для финансирования государственного задания, обеспечить финансирование государственного задания в виде субсидии из регионального бюджета и проконтролировать использование субсидии по целевому назначению. В том случае, когда учреждение получит от министерства денежные средства в виде оплаты услуг по основному виду деятельности в рамках приносящей доход деятельности, осуществить контроль целевого использования будет не возможно. Ведь такие поступления, как и приобретенное за их счет имущество поступят в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 10 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ).

Нарушение Закона № 94-ФЗ

Проанализируем положения Закона № 94-ФЗ. А точнее – положения главы 2 «Размещение заказа путем проведения конкурса» этого законодательного акта. Конкурс – это торги, победителем которых признается участник, предложивший лучшие условия исполнения госзаказа (п. 1 ст. 20 Закона № 94-ФЗ). Поэтому в п. 6 ст. 20 Закона № 94-ФЗ сказано: «При проведении конкурса какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или конкурсной комиссии с участником размещения заказа не допускаются. В случае нарушения указанного положения конкурс может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица в порядке, пре дусмотренном законодательством Российской Федерации».

Объясняется указанная норма тем, что все участники размещения заказа должны находиться в равном положении и обладать одной и той же информацией, чтобы предложить условия сделки со своей стороны. Иначе, заказчик может сообщить одному из участников конкурса сведения, дающие ему преимущества.

Очевидно, что обеспечить выполнение требований указанной статьи в рассматриваемой ситуации крайне сложно. Учреждение находится в ведении министерства и между руководителем учреждения (участник размещения заказа) и министерством (заказчик) заключен трудовой договор (абз. 13 п. 2.1.6 Положения). Руководитель учреждения и министерство во время выполнения своих непосредственных должностных обязанностей и возложенных полномочий вынуждены друг с другом взаимодействовать.

Конфликт интересов

Учтем положения Закона № 7-ФЗ. Из ст. 27 этого закона следует, что в рассматриваемой ситуации возникает так называемый конфликт интересов на уровне двух юридических лиц. С одной стороны, два юридических лица выступают как независимые друг от друга заказчик и участник конкурса.

С другой стороны, эти два юридических лица связанны ведомственной подчиненностью. Есть потенциальный риск в нарушении прав одного из юридических лиц в интересах другого, а также риск согласованных действий в общих интересах. Проявлением конфликта интересов, к примеру, может быть следующее:

  • учредитель оказывает давление на учреждение при принятии решения об участии в конкурсе, оформлении документации, использовании полученных денежных средств;
  • обладая исчерпывающей информацией (не известной иным лицам) о деятельности подведомственного учреждения, учредитель так составляет конкурсную документацию, что иные участники конкурса не могут стать его победителями;
  • учредитель объявляет конкурс на размещение госзаказа с целью заключить договор (контракт) со своим подведомственным учреждением, чтобы не осуществлять возложенные на него полномочия по контролю целевого использования выделенных бюджетных средств, по утверждению соответствующих нормативов и объемов госзадания.

Кроме того, если бюджетным учреждением заключается сделка с заинтересованностью (при наличии конфликта интересов), она должна быть одобрена учредителем этого учреждения (абз. 3 п. 3 ст. 27 Закона № 7-ФЗ).

В нашей ситуации учредитель является участником сделки, в отношении которой рассматривается конфликт интересов. Это еще раз говорит о том, что ответ на вопрос о правомерности сделки не однозначен.

Запомнить

Если бюджетным учреждением заключается сделка с заинтересованностью (при наличии конфликта интересов), она должна быть одобрена его учредителем (абз. 3 п. 3 ст. 27 Закона № 7-ФЗ).

Вывод

В результате анализа вышеперечисленных нормативно-правовых актов заключение договора (контракта) по итогам конкурса, в котором заказчиком является учредитель, а исполнителем – подведомственное ему бюджетное учреждение, правомерным назвать нельзя.

За официальными разъяснениями в части реализации законодательства РФ о размещении государственного заказа рекомендуем обратиться с письменным запросом в соответствующий уполномоченный орган – Федеральную антимонопольную службу России.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для главных бухгалтеров и экономистов государственных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту. Вам также станет доступно:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

И еще в июне всем подарок! Пилотный номер журнала, где дано более 30 ответов на самые --->> популярные вопросы бухгалтеров госсектора

Фото

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ
Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль