8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать гостевой доступ к журналу
Учет в учреждении

Можно ли участвовать в торгах учредителя?

  • 10 января 2013
  • 2544
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития

Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) разместил государственный заказ для нужд субъекта РФ. В это время в ведении ГРБС находится бюджетное учреждение, одним из основных видов деятельности которого является оказание требуемых услуг. Это учреждение участвует в размещении государственного заказа и становится победителем конкурса. Так исполнителем по договору, заключенному по результатам конкурса, стало учреждение, подведомственное заказчику. Наша задача разобраться, допустимо ли подобное развитие ситуации согласно действующему законодательству и можно ли назвать действия ГРБС правомерными.

Госзаказ или госзадание?

Прямого запрета или разрешения на заключение госконтракта с подведомственным учреждением в законодательстве РФ не содержится. Официальные разъяснения контролирующих ведомств отсутствуют. Соответственно нам необходимо проанализировать ряд документов федерального и регионального значения. Отметим, что дело происходило в Астраханской области.

Для начала рассмотрим Порядок формирования и финансового обеспечения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Астраханской области, утв. постановлением правительства Астраханской области от 23.08.2011 № 307-П (далее – Порядок).

Запомнить

Если учредителем-заказчиком создано подведомственное учреждение, способное оказать требуемые услуги, потребность в поиске исполнителя услуг для государственных или муниципальных нужд отсутствует.

В нем сказано, что госзадание для бюджетного учреждения формирует его учредитель в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения (п. 1, подп. «б» п. 3 Порядка, п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ) При формировании государственного задания учредитель должен оценить потребность в оказании государственных услуг на очередной финансовый год (пп. 4, 5 Порядка).

В рассматриваемой ситуации учредителем является министерство ЖКХ Астраханской области (далее – Министерство), подведомственным ему бюджетным учреждением – государственное бюджетное учреждение «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» (далее – учреждение).

Одни из основных целей деятельности учреждения – это выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, обеспечение эффективного использования энергетического потенциала области (п. 2.2 устава учреждения). Для достижения своих целей учреждение, в частности, осуществляет подготовку энергетических паспортов зданий, строений, сооружений и выполняет контрольноизмерительные работы для нужд области.

Таким образом, имея потребность в определенных услугах для нужд региона и располагая в своем ведении учреждением с соответствующими основными видами деятельности, учредитель должен был утвердить учреждению государственное задание.

А финансирование государственного задания обеспечить в виде субсидий из регионального бюджета (п. 7 Порядка, п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Запомнить

Конкурс – это торги, победителем которых признается участник, предложивший лучшие условия исполнения госзаказа (п. 1 ст. 20 Закона № 94-ФЗ). При проведении конкурса переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной комиссии с участником размещения заказа не допускаются (п. 6 ст. 20 Закона № 94-ФЗ).

Подтвердить такой вывод можно тем, что смысл размещения государственного заказа заключается в поиске исполнителя услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 5 Закона № 94-ФЗ2). Когда учредителем-заказчиком создано подведомственное учреждение, способное оказать требуемые услуги, потребность в таком поиске отсутствует.

Контроль средств

Обратимся к Положению о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (в ред. постановлений правительства Астраханской области от 19.11.2010 № 500-П, от 09.09.2011 № 336-П) (далее – Положение).

На Министерство возложены полномочия по осуществлению контроля за уставной деятельностью учреждения, а также за целевыми и эффективным использованием выделенных Учреждению бюджетных средств (абз. 18 п. 2.1.6 Положения).

Для выполнения возложенных полномочий министерству целесообразно разработать норматив для финансирования государственного задания, обеспечить финансирование государственного задания в виде субсидии из регионального бюджета и проконтролировать использование субсидии по целевому назначению. В том случае, когда учреждение получит от министерства денежные средства в виде оплаты услуг по основному виду деятельности в рамках приносящей доход деятельности, осуществить контроль целевого использования будет не возможно. Ведь такие поступления, как и приобретенное за их счет имущество поступят в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 10 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ).

Нарушение Закона № 94-ФЗ

Проанализируем положения Закона № 94-ФЗ. А точнее – положения главы 2 «Размещение заказа путем проведения конкурса» этого законодательного акта. Конкурс – это торги, победителем которых признается участник, предложивший лучшие условия исполнения госзаказа (п. 1 ст. 20 Закона № 94-ФЗ). Поэтому в п. 6 ст. 20 Закона № 94-ФЗ сказано: «При проведении конкурса какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или конкурсной комиссии с участником размещения заказа не допускаются. В случае нарушения указанного положения конкурс может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица в порядке, пре дусмотренном законодательством Российской Федерации».

Объясняется указанная норма тем, что все участники размещения заказа должны находиться в равном положении и обладать одной и той же информацией, чтобы предложить условия сделки со своей стороны. Иначе, заказчик может сообщить одному из участников конкурса сведения, дающие ему преимущества.

Очевидно, что обеспечить выполнение требований указанной статьи в рассматриваемой ситуации крайне сложно. Учреждение находится в ведении министерства и между руководителем учреждения (участник размещения заказа) и министерством (заказчик) заключен трудовой договор (абз. 13 п. 2.1.6 Положения). Руководитель учреждения и министерство во время выполнения своих непосредственных должностных обязанностей и возложенных полномочий вынуждены друг с другом взаимодействовать.

Конфликт интересов

Учтем положения Закона № 7-ФЗ. Из ст. 27 этого закона следует, что в рассматриваемой ситуации возникает так называемый конфликт интересов на уровне двух юридических лиц. С одной стороны, два юридических лица выступают как независимые друг от друга заказчик и участник конкурса.

С другой стороны, эти два юридических лица связанны ведомственной подчиненностью. Есть потенциальный риск в нарушении прав одного из юридических лиц в интересах другого, а также риск согласованных действий в общих интересах. Проявлением конфликта интересов, к примеру, может быть следующее:

  • учредитель оказывает давление на учреждение при принятии решения об участии в конкурсе, оформлении документации, использовании полученных денежных средств;
  • обладая исчерпывающей информацией (не известной иным лицам) о деятельности подведомственного учреждения, учредитель так составляет конкурсную документацию, что иные участники конкурса не могут стать его победителями;
  • учредитель объявляет конкурс на размещение госзаказа с целью заключить договор (контракт) со своим подведомственным учреждением, чтобы не осуществлять возложенные на него полномочия по контролю целевого использования выделенных бюджетных средств, по утверждению соответствующих нормативов и объемов госзадания.

Кроме того, если бюджетным учреждением заключается сделка с заинтересованностью (при наличии конфликта интересов), она должна быть одобрена учредителем этого учреждения (абз. 3 п. 3 ст. 27 Закона № 7-ФЗ).

В нашей ситуации учредитель является участником сделки, в отношении которой рассматривается конфликт интересов. Это еще раз говорит о том, что ответ на вопрос о правомерности сделки не однозначен.

Запомнить

Если бюджетным учреждением заключается сделка с заинтересованностью (при наличии конфликта интересов), она должна быть одобрена его учредителем (абз. 3 п. 3 ст. 27 Закона № 7-ФЗ).

Вывод

В результате анализа вышеперечисленных нормативно-правовых актов заключение договора (контракта) по итогам конкурса, в котором заказчиком является учредитель, а исполнителем – подведомственное ему бюджетное учреждение, правомерным назвать нельзя.

За официальными разъяснениями в части реализации законодательства РФ о размещении государственного заказа рекомендуем обратиться с письменным запросом в соответствующий уполномоченный орган – Федеральную антимонопольную службу России.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.