Кадры решают все

2072
Кадры решают все
Главная ценность любой успешной организации - персонал. Постулат не нов, и живые примеры из практики бюджетных учреждений доказывают его неопровержимость. Как создать крепкую команду единомышленников, вдохновить сотрудников на созидание, добиться повышения экономической эффективности организации и в конечном итоге выйти в лидеры рынка образовательных услуг, рассказывает наш эксперт.

- В условиях невысокой зарпла­ты одной из проблем в детском саду является мотивация сотруд­ников. Как заставить их двигать­ся вперед, повышать профессиона­лизм и работать качественно?

- В плане финансового обеспечения наш детский сад не отличается от ему подобных. Но я категорически против того, чтобы сотрудники, что называется, жили на одну зарплату. В учреждении выстроена четкая система мотивации, которая стимулирует персонал на до­стижение качественных результатов и, как следствие, прибавки к заработку. Пусть это небольшие деньги (бюджетни­ки ограничены в ресурсах), но люди по­нимают, что их достижения отмечены, и у них есть желание двигаться дальше.

Например, у каждого педагога есть личное портфолио. Оно формируется по пяти блокам-критериям, которые измеряются баллами. По каждому блоку выводится средний балл. После суммирования получается итоговый балл. В зависимости от того, сколько педагог набирает баллов, столько он получает дополнительных выплат в денежном выражении. Если педагог победил в профессиональном кон­курсе, то ему также положена единов­ременная доплата в виде премии.

Ввиду того, что объем начислений зарплаты не должен превышать фонд оплаты труда (например, в летний пери­од, когда сотрудники уходят в отпуска), Положение об оплате труда учрежде­ния составлено таким образом, что сто­имость балла может варьироваться (5­70 руб.). Допустим, за отчетный период педагог набрал 50 баллов, тогда он полу­чит прибавку к зарплате в сумме 250 руб., если стоимость 1 балла составит 5 руб. Если стоимость балла - 70 руб., пе­дагог получит 3500 руб. Размер стимули­рующих выплат напрямую зависит от суммы экономии фонда оплаты труда.

Стимулирующая выплата указывает­ся отдельной строкой в расчетном ли­сте каждого сотрудника.

Считаю недопустимым, когда пре­мии распределяются, так сказать, по симпатиям (к сожалению, такое часто встречается во многих учреждениях). В итоге любимчики руководителя всегда на коне, а некоторые сотруд­ники никогда не получают дополни­тельных выплат. Такая система расхо­лаживает коллектив и исключает сти­мулы для роста и развития каждого сотрудника.

Конечно, если на работу приходит молодой специалист, он не наберет много баллов. Его профессиональный опыт не сравнишь с педагогом, кото­рый отработал 20 лет, за год победил в нескольких профессиональных кон­курсах, написал авторскую програм­му, утвердил ее и апробировал. В то же время такой педагог является хо­рошим стимулом для новичка. На­глядный пример, к чему надо стре­миться.

Также у нас есть ряд премий к опре­деленным датам. Например, на День дошкольного работника размер пре­мии может составлять до 100% от сум­мы должностного оклада.

Отмечу, что финансовая составляю­щая не единственный побудительный фактор для коллектива. Нужна и до­брожелательная психологическая ат­мосфера. Вовремя выслушать, сказать доброе слово, публично поздравить, наградить грамотой - все это необхо­димо при работе с персоналом.

Огромное значение имеет повыше­ние квалификации. Мы своевременно организуем курсовую переподготовку воспитателей и узких специалистов; поощряем получение высшего про­фессионального образования и обоб­щение передового педагогического опыта; приветствуем публикации, уча­стие в открытых мероприятиях и в конкурсах профессионального ма­стерства различного уровня.

- Хотелось бы подробнее оста­новиться на портфолио. Кто его составляет и по каким принципам?

- Критерии портфолио разработаны рабочей группой учреждения, но за­полняет его сам педагог. Портфолио со­стоит из пяти листов - больших блоков-критериев в виде горизонтальных таблиц. Педагог вводит данные в табли­цы и дополняет портфолио различны­ми документами (грамотами, сертифи­катами, благодарственными письмами, справками, отчетами и пр.), таким обра­зом обосновывая набранные баллы. Руководитель после личного собеседо­вания с работником подписывает за­полненные таблицы и ставит печать.

Через какой-то период у педагога мо­гут появиться новые достижения, или снизиться уровень оценки. Поэтому каждые полгода в детском саду соби­рается специальная комиссия, рассма­тривает портфолио и вместе с руководи­телем утверждает количество баллов. Затем проводится личное собеседова­ние с каждым педагогом. Иногда прихо­дится напоминать им о достигнутых ре­зультатах. Иногда, наоборот, снижать количество баллов, если педагог перео­ценил результаты своего труда. Однако резкого уменьшения баллов у нас не бы­вает. Так, педагог может набрать 79 бал­лов в первом полугодии и 74 во втором. Корреляция незначительная.

- Испытывает ли ваш детский сад недостаток в кадрах?

- Количество ставок определено штатным расписанием. Оно строго ре­гламентируется, и мы не имеем права его менять. Например, в штатном рас­писании нет ставки делопроизводите­ля, а он мне необходим. Приходится искать компромиссы. Вместо двух ма­шинистов по стирке белья брать од­ного, внутренним приказом оформ­лять ставку делопроизводителя и т. п.

В детском саду 6 групп, их обслужи­вают 12 воспитателей, 6 младших воспи­тателей и 2 воспитателя и 2 младших воспитателя на подмену (например, на случай болезни сотрудника). Уборщицы в штатном расписании нет, ее функции возложены на одного младшего воспи­тателя. Так выходим из положения.

В 2011 г. руководство региона и Пра­вительство РФ обратило на нас внима­ние, нам повысили зарплату. Это серьез­но повлияло на приток педагогов в детские сады.

- Как старые кадры относятся к молодым специалистам, кото­рые приходят в учреждение?

- За молодым специалистом закре­пляется наставник, который его обу­чает, передает опыт. В портфолио предусмотрены дополнительные бал­лы за наставничество.

К сожалению, в нашем городе нет специального учебного заведения, где обу-чались бы педагоги дошкольного образования. Хотя ранее существовало замечательное педучилище, которое я сама закончила в 1996 г. В настоящий момент педсостав пополняют выпускни­ки колледжа, где готовят учителей на­чальных классов, социальных педагогов и других специалистов. А это совсем другая специфика. Должно пройти не­мало времени, прежде чем новичок полностью освоится в коллективе, нач­нет ориентироваться в дошкольной пе­дагогике, но в любом случае мы всегда рады молодым творческим работникам.

- Из вышесказанного можно сде­лать вывод, что ваш детский сад выгодно отличается от других по­добных учреждений города?

- Отмечу, что в нашем городе одна из сильнейших систем дошкольного образования в регионе. Мы учимся и друг у друга (посещаем семинары, об­мениваемся опытом на интернет-сай­те), и у зарубежных коллег (несколько руководителей образовательных уч­реждений по инициативе администра­ции области выезжали в Великобрита­нию, Швейцарию, Францию).

Есть, конечно, кадровые проблемы (например, у сотрудников образова­ние не по профилю (филологи, учите­ля начальных классов)). Но при этом в учреждениях 100%-ная комплектация. Я считаю, главное, чтобы педагог лю­бил детей, тянулся к ним, умел об­щаться с ними на одном языке, был до­брым и чутким человеком. Остальное приложится. Если потенциальный со­трудник пришел устраиваться на ра­боту и сомневается, я могу предло­жить ему (при наличии медкнижки) несколько дней просто походить в детский сад, пообщаться с детьми, другими педагогами, чтобы понять, подходит ему эта работа или нет.

В нашем учреждении постоянно ве­дется экспериментальная работа. Свою авторскую программу «Автоматизация звукопроизношения с использованием ТСО» разработал учитель-логопед. На муниципальном уровне мы сотрудни­чаем с ГУ «Центр "Семья"» на тему: «Ак­тивная поддержка родителей». Центр помогает семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, малообеспечен­ным семьям, детям-инвалидам. Со­вместно проводим детско-родитель-ские конкурсы (например, «Самый лучший папа»).

На региональном уровне мы уча­ствуем в эксперименте «Оптимиза­ция процесса развития художест­венно-творческой активности детей 5-7 лет в образовательном простран­стве дошкольных учреждений» со­вместно с культурно-выставочным центром «Радуга» г. Саратова.

У детского сада удачное местора­сположение. Центр города, рядом школа искусств, Дом культуры, музеи, куда мы постоянно водим детей на различные мероприятия. Мы взаимо­действуем с театром-студией «10 ко­ролевство», Центром медицинской профилактики г. Энгельса, Детской поликлиникой № 1, МБОУ «Центр пси­холого-медико-социального сопро­вождения "Позитив"», СОШ № 12 и пр. Качественное взаимодействие с со­циальным окружением повышает профессиональное мастерство педа­гогов, расширяет кругозор воспитан­ников.

Коллектив выпускает собственную газету «Вишенка». В ней мы делимся опытом, даем рекомендации родите­лям, сообщаем актуальную для дет­ского сада информацию.

Поверьте, инноваций у нас хватает.

- Насколько активно вы под­страиваетесь под требования рынка? Например, в связи с боль­шой занятостью родителей на ра­боте, востребованы группы кру­глосуточного пребывания детей.

- Наш сад работает с 7 до 19 ч, есть группа круглосуточного пребывания. Режим работы прописан в уставе уч­реждения и других нормативных до­кументах. Штатным расписанием ут­верждена ставка специалиста в такой группе. Но, учитывая контингент на­ших родителей (администрация го­рода, УВД, прокуратура), эта услуга востребована частично. Иногда ей пользуются родители, которые доби­раются из другого города с работы и вынуждены проводить много време­ни в пробках. В отдаленных от цен­тра города районах группа круглосу­точного пребывания действительно пользуется спросом.

Можно оформить продленку плат­но по аналогии с такими услугами, как занятия с учителем-логопедом, педа­гогом-психологом, консультацией ме­дицинского работника, индивидуаль­ным обучением музыке и др.

- То есть оплата педагога будет зависеть от количества детей в группе?

- Да, но такой подход при малом спросе не выгоден. С учетом специфи­ки дошкольного образования и дохо­дов родителей в нашем городе заня­тия окупаются количеством детей, а не высокой ценой. За основу принимает­ся почасовая оплата (из расчета акаде­мического часа). Продолжительность академического часа устанавливается в зависимости от возраста ребенка. За­нятие в младшей группе может огра­ничиваться 15 мин, в старшей - 25 мин, в подготовительной - 30 мин.

Можно пойти по другому, более вы­годному пути - фиксированная оплата за месяц. Если ребенок по болезни или другим уважительным причинам пропустил несколько занятий, педагог занимается с ним индивидуально.

В платных услугах много скользких моментов. Большинство учреждений боятся связываться с дополнительны­ми средствами, со сметой, отчетно­стью. Но это напрасно. Главное начать, с опытом приходит понимание про­цесса оказания платных услуг.

- Вы очень требовательный ру­ководитель?

- Думаю, да. Под моим руковод­ством не каждый сможет работать. Не все выдерживают энергичного темпа и высоких требований. Но я не настрое­на на быстрые увольнения. Некоторые сотрудники отсеиваются сами, если на фоне других смотрятся в невыгодном свете. Сегодня вокруг меня сплотились настоящие единомышленники, креп­кие профессионалы. Мы - перспектив­ная, сильная команда.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×