IT-технологии в помощь здравоохранению

1142
В сфере здравоохранения решение задачи повышения эффективности бюджетных расходов, ориентация их на показатели качества здоровья должно базироваться на новых возможностях, которые дают современные IT-технологии. Об автоматизации процессов и практике расчета норматива затрат на оказание медицинской услуги читайте в данной статье.

Особенности медучреждений

Практика внедрения государственных (муниципальных) заданий в учреждениях здравоохранения имеет существенные отличия от других отраслей, которые заключаются в следующем:
1 большое количество услуг, которое оказывает учреждение. Рекомендуется детализировать ведомственные перечни услуг, утверждаемые региональным органом управления здравоохранением, до профилей оказания медицинской помощи. Такая детализация объективна и в тоже время объясняет объемность ведомственного перечня услуг;
2 сложности организации учета затрат в ходе реализации лечебно-диагностического процесса. На сегодняшний день отсутствуют инструменты, позволяющие в полной мере и достоверно учитывать расходы в разрезе оказываемых услуг.

Автоматизация учета деятельности, связанной с профильными лечебно-ди агностическими процессами, осу ществляется в медицинской информационной системе (далее – МИС). МИС является источником сведений об оказанной услуге и специалистах, принимавших в этом участие, сделанных назначениях и проведенных обследованиях, т. е. о количественных характеристиках персонифицированного учета оказанных пациенту медицинских услуг. Однако в большинстве учреждений внедренная в полном объеме МИС – редкое явление. Поэтому решение задач, связанных с формированием госзадания, требует использования специализированных программных продуктов.

Как известно, формирование госзадания предполагает наличие утвержденного норматива затрат на предоставляемые услуги. С целью получения экономически обоснованного результата расчет норматива должен производиться на основании достоверных данных о фактических затратах учреждения в процессе оказания этих услуг. Для движения в данном направлении необходима реализация следующих принципов:
1 определение единообразных для всех медицинских учреждений подведомственных соответствующему органу управлению здравоохранением (далее – учредитель) правил учета расходования средств, выделяемых на выполнение госзадания. Такое единообразие достигается принятием учредителем нормативных документов, определяющих порядок:

  • формирования госзадания и финансового обеспечения его выполнения;
  • определения нормативных затрат на оказание госуслуг и содержание имущества;
  • отражения в бухгалтерском учете подведомственных учреждений фактических затрат при оказании госуслуг.

Наиболее важным и сложным является последний документ, который, по сути, представляет собой отраслевую учетную политику. В свою очередь, порядок учета затрат при выполнении госзадания позволяет использовать для расчета нормативов первичные данные бухгалтерского учета как точного и достоверного источника;
2 централизация расчетов норматива затрат на оказание государственных услуг. С практической точки зрения это означает построение автоматизированной информационной системы, с помощью которой учреждение рассчитывает норматив, используя единый перечень групп и статей затрат.

Применение рассмотренных принципов позволяет обеспечить:

  • понимание того, как и в каких составляющих раскладываются расходы внутри учреждения при оказании госуслуги, т. е. становится прозрачной экономика процесса;
  • сопоставимость рассчитанных нормативов затрат для групп однотипных учреждений;
  • расчет эффективности расходов.

Например, простое сопоставление удельных объемов расходов по статьям затрат, выполненное по группам однотипных учреждений, оказывающих одинаковые госуслуги, даст возможность оценить их эффективность относительно друг друга, что является более объективной характеристикой, чем самый сложный расчетный показатель, выводимый из отчетных форм.

Запомнить

Использование единого методологического подхода для учета затрат и расчета стоимости услуги, а также автоматизированные технологии учета затрат обеспечивают сопоставимость учреждений, что, в свою очередь, позволяет произвести качественную оценку эффективности бюджетных расходов по отрасли в целом.

Расчет норматива

Реализация принципов единства и автоматизации требует длительного времени. В качестве первого шага автор рекомендует использовать так называемый метод первоначальных нормативных затрат. Этот метод предполагает использование данных о произведенных расходах учреждения за отчетный период (отражаются в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)).

Расчет целесообразно производить на основании показателей как минимум за два отчетных (годовых) периода. Это обеспечит сопоставимость результатов и повысит экономическую обоснованность норматива затрат.

Существенную роль при расчете норматива затрат имеет структуризация государственных услуг в ведомственном реестре. Как отмечалось выше, целесообразна детализация перечня услуг не только по условиям их оказания (амбулаторные, дневные стационары, стационары), но и по профилям медицинской помощи (специальностям).

При расчете норматива все затраты делятся на два множества. Первое включает:
1 затраты, для расчета которых используется нормативный метод, т. е. прямой учет расходов на оказание услуги;
2 затраты, для расчета которых используется структурный метод, т. е. пропорциональное распределение расходов относительно выбранной базы.

В качестве базы предлагается использовать группу затрат «Расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги».

Запомнить

Если специалист задействован в оказании нескольких услуг, годовые объемы расходов на оплату его труда с начислениями делятся между услугами пропорционально затратам времени на участие в оказании каждой из них.

В медицинском учреждении для каждой позиции штатного расписания можно определить, какое непосредственное участие в оказании определенной услуги принимает специалист, занимающий эту позицию. Детализация ведомственного перечня услуг по профилям оказываемой медицинской помощи существенно упрощает распределение специалистов по оказываемым услугам, т. к. связь профиля услуги, специальности и должности работника очевидна. Годовой объем расходов на заработную плату сотрудников определяет величину базовой группы затрат.

В качестве второго множества затрат выступают расходы :
1 по приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги;
2 связанные с оплатой коммунальных услуг;
3 на общехозяйственные нужды (услуги связи, транспортные услуги, оплата труда персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании услуги);
4 на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества.

При сопоставлении Отчета (ф. 0503737) и вышеприведенных групп затрат из расчета необходимо исключить расходы, связанные с публично-нормативными обязательствами, в частности, такими как социальная помощь населению, стипендиальное обеспечение.

Тот факт, что кроме субсидии на выполнение государственного задания медицинскому учреждению предоставляется субсидия на иные цели, позволяет удалить из расчета затраты, носящие нерегулярный характер, но имеющие существенный размер. Например, расходы на капитальный ремонт и приобретение дорогостоящего оборудования.

Рис. 1. Распределение затрат

В дальнейшем предлагаемый метод может быть модифицирован путем увеличения детализации существующих групп и статей затрат. В первую очередь такого значительного по объемам бюджетных средств направления расходов, как приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказании госуслуги.

Отличительной особенностью рассматриваемого метода является ориентация не на койко-день и посещение, а на расчет норматива стоимости медицинской услуги в соответствии с реализованными медицинскими технологиями, отраженными в медикоэкономических стандартах. При этом для большинства затрат расчет стоимости ведется по статьям калькуляции, соответствующим КОСГУ, а принципы учета близки к предмету деятельности сотрудников финансово-экономических служб медицинских учреждений.

Автоматизация процесса

Объективными условиями для автоматизации процессов расчета нормативов затрат на оказание госуслуг являются:

  • необходимость повышения эффективности бюджетных расходов на оказание медицинских услуг (внедрения механизмов бюджетирования, ориентированного на результат);
  • внедрение новых форм оплаты труда, напрямую связывающих объем заработка с качеством и количеством оказанных услуг;
  • переход на одноканальное финансирование медицинских учреждений.

Следует отметить, что вопросы учета фактических затрат по профильной (лечебно-профилактической) и обеспечивающей деятельности (финансово-хозяйственные службы, административный аппарат, службы жизнеобеспечения) медицинского учреждения плотно переплетаются, и это приводит к необходимости комплексного, т. е. в масштабах всего учреждения, автоматизированного сбора и обработки информации. Достигается такой результат с помощью комплекса информационных систем МИС и автоматизации административно-хозяйственной деятельности (далее – АХД). Комплексная система МИС + АХД должна охватывать следующие структурные подразделения учреждения:

  • регистратура и приемное отделение;
  • поликлинические отделения;
  • параклинические службы;
  • отделения стационара;
  • внутрибольничная аптека;
  • фармацевтический отдел;
  • экономическая служба и бухгалтерия;
  • кадровая служба;
  • инженерная служба и транспортный отдел;
  • подразделения (стационара, поликлиники), имеющие хозяйственные (аптечные) склады.

Организуя автоматизированные рабочие места в вышеперечисленных подразделениях, можно обеспечить персонифицированный учет сведений о движении пациента в рамках медицинского учреждения.

Пример

При регистрации пациента учитываются его идентификационные данные, цели посещения лечебного учреждения, медицинские показания, отражаемые в электронной медицинской карте (ЭМК).

При движении пациента по отделениям (стационара или поликлиники или при обслуживании в параклинических службах) учитываются назначенные и оказанные медицинские услуги в соответствии с записями в ЭМК. На основании этих записей формируются финансовые документы для расчетов с заказчиками (покупателями) видов медицинской помощи в зависимости от источника финансовых средств.

Введение автоматизированных рабочих мест в отделениях, где обрабатываются данные о материально-техническом снабжении, позволяет непосредственно учитывать расход ресурсов, напрямую связанных с оказанием медицинских услуг. Примером является использование мягкого инвентаря и расходных материалов при оказании услуг с применением диагностического оборудования (см. рис. 2).

Рис. 2. Учет оказанных услуг в блоке управления финансово-хозяйственной
деятельностью учреждения

К такому же виду затрат можно отнести расходы на эксплуатацию высокотехнологичного оборудования.

Возможность персонифицированного учета услуг, пациентов, медицинского персонала, использования оборудования в разрезе источников финансирования дает возможность сопоставить затраты учреждения в таком виде, как показано на рис. 3.

Рассматриваемая организация учета затрат позволяет получать, исходя из реально произведенных расходов, следующие показатели качества выполнения госзадания:

  • эффективность деятельности медицинского учреждения в целом;
  • эффективность использования оборудования;
  • объем затрат на одного пациента и корреляция с повышением уровня его здоровья;
  • профессиональная деятельность медицинского специалиста (количество пациентов, объективные характеристики их здоровья).

Кроме того, можно получить количественную и качественную оценку источников неэффективного использования бюджетных средств. И в конечном итоге перейти к реальному управлению расходами учреждения, ориентированному на результат.

Интеграцию профильной деятельности медицинского учреждения с ее финансово-экономической составляющей предлагается осуществлять через использование электронной истории болезни (далее – ЭИБ), которая ведется на каждого пациента. Информационное наполнение ЭИБ соответствует национальному стандарту РФ ГОСТ Р 52636-2006 «Электронная история болезни. Общие положения». ЭИБ позволяет собирать сведения по каждому пациенту с отражением полного перечня показаний и оказанных ему услуг.

Исходя из вышесказанного, информационно-технологическое обеспечение учета фактических затрат в медицинском учреждении должно выглядеть, как на рис. 4.

Запомнить

Для достоверного учета затрат на эксплуатацию высокотехнологичного оборудования необходим контроль простоев, сроков регламентного обслуживания и ремонтов используемых технических средств.

Рис. 3. Модель данных учета расходов для расчета норматива затрат на оказание государственных услуг

Рис. 4. Информационно-технологическое обеспечение учреждения

Оценка качества задания

Базовым принципом для оценки эффективности расходов в здравоохранении и качества выполнения госзадания является комплексный взгляд на деятельность учреждения. В нем учитываются четыре направления оценки выполнения задания:

  • финансовые показатели деятельности медицинского учреждения;
  • успешность работы с пациентами, что выражается в количественных показателях оказанных услуг населению;
  • оптимальность внутренних бизнеспроцессов, которые характеризуются экономическими показателями деятельности, такими как: затраты по видам предоставляемых услуг, величины стоимости услуг, удельные показатели расходования бюджетных средств;
  • общая компетентность персонала, показатели профессиональных квалификационных характеристик.

Формула расчета качественных показателей в общем случае может иметь следующий вид:
Показатель качества = Количество полученного результата (оказанных услуг) / Количество затраченных ресурсов (финансовых, материальных, кадровых).

Отдельные показатели типа «стоимость услуги» или «объем затрат на определенный вид лечения» не могут дать объективного представления о качестве выполнения задания. Например, снижения стоимости услуги можно добиться использованием более дешевых аналогов медицинских препаратов или отказавшись от использования дорогостоящего диагностического оборудования. В здравоохранении такие подходы не приемлемы. Именно поэтому рекомендуется использовать комплексные показатели качества, которые оценивают выполнение госзадания с различных точек зрения.

Запомнить

Расчет норматива затрат целесообразно проводить, основываясь на данных бухгалтерского учета, используя метод первоначальных нормативных затрат.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×