Контрактная система как неизбежность

1002
Принятие закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» призвано решить многие наболевшие проблемы в системе госзаказа. Насколько оправдан новый закон, рассмотрим на примере Управления Федерального казначейства по Тюменской области.

Открытый конкурс

Согласно опыту УФК по Тюменской области, открытый конкурс как способ размещения заказа теряет актуальность. Так, в 2010 г. на открытые конкурсы приходилось 36 из 101 проведенной УФК открытой процедуры, в 2011 г. – 4 из 76, в 2012 г. – 1 из 71.

После отмены предусмотренного Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» требования о проведении открытых торгов на оказание услуг по ОСАГО независимо от суммы контракта, конкурс остался необходим только на выполнение документальной работы.

Проблема проведения открытого конкурса на оказание услуг по ОСАГО заключается в следующем. Поскольку цена контракта, качество, сроки оказания услуг фиксированы, остается один критерий отбора – квалификация (срок работы на рынке, рейтинги). Однако по данному критерию многие страховые компании равнозначны. Соответственно, побеждает тот, кто раньше подаст заявку. Например, на участие в последнем проведенном УФК конкурсе компании подали заявки на следующее утро после публикации извещения.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) датой начала срока подачи заявок на участие в конкурсе является день, следующий за днем размещения на официальном сайте извещения о его проведении. Если участник конкурса составит заявку за несколько часов до публикации извещения, то его право на победу будет нарушено. Может появиться подозрение, что победителю была предоставлена возможность заранее подготовить документы.

При этом такие критерии как квалификация исполнителя или оценка качества товара очень субъективны.

Согласно проекту закона «О федеральной контрактной системе» качество товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков должно нормироваться.

Поставщик (подрядчик) обязан выполнить определенные нормативами и планами закупок требования заказчика, и дополнительные бонусы не должны склонять чашу весов в его пользу. Заказчик, который четко знает, чего и сколько он хочет, скорее выберет более прозрачный и быстрый способ закупки – электронный аукцион.

По критерию «срок выполнения работ» победителя выбирают, основываясь на обещании участников торгов, которые до исполнения контракта невозможно проверить. По отношению к другим участникам конкурса несправедливой будет ситуация, когда один из них сначала предлагает короткий срок выполнения работ и за счет этого вы игрывает торги, а затем нарушает его при исполнении контракта. Таким образом, наносится ущерб развитию добросовестной конкуренции.

Также заказчик не может реализовать на практике право участника подать заявку на открытый конкурс в форме электронного документа, т. к. не имеет технической возможности проверить электронную подпись, что противоречит Закону № 94-ФЗ.

Запомнить

Такие критерии как «срок поставки товара (выполнения работ)», «сроки и объемы предоставления гарантий качества» не позволяют заказчику проверить реальность обещаний участников открытого конкурса по данным условиям.

Запрос котировок

С переходом на электронные аукционы запрос котировок как относительно быстрый способ закупки также утратил свою привлекательность. Это связано с рядом нерешенных проблем, а именно:
1 объявленный запрос котировок уже нельзя отменить;
2 у заказчика нет реальной возможности проверить электронную подпись котировочной заявки, подаваемой в форме электронного документа.
Вариант заключения заказчиком договоров с несколькими удостоверяющими центрами и получения участником запроса котировок электронной подписи в них фактически ограничивает число поставщиков (подрядчиков) размещения заказа и может быть обжалован;
3 не предусмотрено обеспечение исполнения контракта (например, при закупках картриджей);
4 на рассмотрение и оценку котировочных заявок Законом № 94-ФЗ отводится один день, что при большом количестве их поступления делает проблематичным качественное исполнение котировочной комиссией своих прямых обязанностей;
5 в составе котировочной заявки не предусмотрены контактные телефоны и адрес электронной почты участника размещения заказа. Участник не обязан представлять эти сведения, но они нужны при формировании сведений в реестре контрактов;
6 регистрация котировочных заявок представителями заказчика вручную создает подозрения со стороны участников в его предвзятости;
7 расплывчатые формулировки положений главы 4 Закона № 94-ФЗ, регулирующей запрос котировок, дезориентируют как заказчика, так и участников размещения заказа.

Запрос котировок должен содержать дату и время окончания срока подачи заявок. Котировочные заявки, поданные после дня окончания срока их подачи, указанного в извещении, не рассматриваются, возвращаются участникам.

Как же быть с котировочными заявками, поданными после времени окончания срока их подачи? Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок, рассматривает их. Если подана одна котировочная заявка, то заказчик продлевает срок ее предоставления на четыре рабочих дня. В этом случае заказчик размещает на официальном сайте извещение о продлении срока ее предоставления.

Исходя из буквального толкования норм Закона № 94-ФЗ, заказчик и его котировочная комиссия после дня окончания срока подачи заявок:

  • рассматривают поступившие заявки;
  • оформляют и публикуют итоговый протокол;
  • ждут поступление только одной котировочной заявки, но не рассматривают ее, а возвращают участнику;
  • продлевают срок подачи заявок и так далее по кругу.

Запомнить

Для эффективности процедуры открытого аукциона необходимо, чтобы у заказчика была информация о количестве заявок до окончания срока их подачи, а также была возможность позвонить или направить электронное сообщение профильным компаниям о заинтересованности в их участии в торгах.

Для УФК оказалось важным, что Законом № 94-ФЗ не определено право заказчика устанавливать в запросе котировок порядок формирования цены контракта, например, за единицу поставляемых товаров различных наименований. По жалобе одного из участников запроса котировок комиссия территориального органа Федеральной антимонопольной службы своим решением признала, что установленный УФК порядок формирования цены контракта противоречит законодательству о размещении заказов. Таким образом, победитель запроса котировок часть товаров может поставить по стоимости в несколько раз дороже начальных (максимальных) цен, а остальные недопоставить.

Проведение запроса котировок – более трудоемкий процесс, чем электронный аукцион:

  • котировочные заявки часто подаются не по установленной заказчиком форме, что в силу судебной практики не является основанием для их отклонения, но существенно усложняет работу комиссии при их рассмотрении и повышает риски обжалования ее решений;
  • протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок формируется вручную, что требует затрат времени и повышает вероятность технических ошибок заказчика;
  • необходимо с сопроводительным письмом передать победителю сначала проект контракта без подписи заказчика. Затем и сам контракт, надеясь, что почта не подведет и заключение сделки не затянется на неопределенный срок.

У запроса котировок по сравнению с электронным аукционом лишь два преимущества:
1 участнику не нужно регистрироваться на электронной площадке (т. е. обеспечивается максимально широкий круг организаций);
2 независимо от количества поданных заявок участник предлагает цену исполнения контракта, сниженную от начальной стоимости, насколько это для него возможно. В электронном аукционе, когда поданы одна или две заявки, такое снижение стоимости контракта маловероятно.

Открытый аукцион

Положения главы 3.1 Закона № 94-ФЗ не регулируют порядок определения цены за единицу товара (в случае поставки нескольких их наименований) при подписании контракта с победителем аукциона. В случае пропорционального снижения заказчиком начальной цены за единицу товара победитель аукциона может обжаловать такой способ. Стоимость же единицы товара, предложенная победителем аукциона, может превышать его начальную (максимальную) цену, рассчитанную заказчиком, что приведет к неэффективному расходованию денежных средств.

Исходя из вышесказанного, Закон № 94-ФЗ должен четко регулировать порядок снижения цены за единицу товара, работы, услуги при подписании контракта.

До окончания срока подачи заявок заказчик не видит, сколько их подано и подана ли хотя бы одна. Потенциальные участники аукциона не всегда успевают вовремя увидеть извещение и подать заявку.

Законом № 94-ФЗ не урегулирован порядок установления шага аукциона при его проведении с нулевой начальной ценой контракта (например, на обслуживание счетов, открытых Федеральному казначейству и его территориальным органам). Разъяснений Минэкономразвития России от 20.02.2009 № Д05-919 о праве самостоятельного установления заказчиком шага аукциона недостаточно.

Если на аукционе много участников, заказчик купит вещь ровно за столько, за сколько ее готов ему уступить продавец. В случае когда количество участников аукциона меньше пяти, есть вероятность заключения контракта по цене, недостаточно сниженной (в случае сговора организаций), что не соответствует принципу эффективности расходования бюджетных средств.

Для электронных площадок следует ввести понятие «фантомных участников аукциона», когда в ходе данных торгов программа электронной площадки генерирует виртуальные их предложения по снижению цены контракта в соответствии с шагом аукциона. Это будет мотивировать реальных участников снижать цену своих услуг (работ), что позволит заключать с ними контракты по минимальной для заказчика стоимости.

Запомнить

Для предотвращения сговоров участников аукциона, когда две организации резко «падают» вниз по предложениям стоимости контракта и затем отклоняются комиссией, а третий в итоге забирает лот на дополнительной подаче заявок, предприятиям следует предоставить право подачи заявления о цене заранее, до окончания аукциона.

Товар есть, кода нет

При описании товара необходимо указывать код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17 (далее – ОК 004-93) с точностью до последнего знака (постановление Правительства РФ от 29.12.2010 № 1191, приказ Минэкономразвития России № 761 и Казначейства России №20н от 27.12.2011).

При этом ОК 004-93 ориентирован на производителя, а не на конкретные потребности заказчика, например:

  • в ОК 004-93 отсутствуют коды таких важных для заказчика товаров (работ, услуг), как ножницы канцелярские, степлер, скобы для степлера, ластик, принтер, многофункциональное устройство, цифровой фотоаппарат, услуги грузчика, услуги фельдъегерской связи, демонтажные работы по подготовке объекта строительства, энергоаудит зданий;
  • нет кода на масла моторные для бензиновых двигателей, зато есть код «2320312 масла моторные для карбюраторных двигателей»;
  • нет кода на внешние запоминающие устройства на электронных носителях (флеш-карта), зато есть – «внешние запоминающие устройства на магнитных лентах, барабанах и т. д.»;
  • заказчику не важно, какое дизельное топливо (зимнее 2320231 или летнее 2320232) он будет покупать по контракту в течение года, это вопрос поставщика. Однако при закупке требуется указывать, сколько заказчик купит зимнего, а сколько летнего топлива;
  • заказчик покупает у гарантирующего поставщика электроэнергию, не привязанную к каким-либо конкретным электростанциям (фактически с оптового рынка). Однако в ОК 004-93 есть лишь коды, описывающие виды электростанций (атомная, тепловая, конденсационная и т. д.), но нет наименования «электроэнергия у гарантирующего поставщика»;
  • в группе «2522330 изделия из пластмасс канцелярские» указаны коды по видам пластмасс (полипропилены, термопласты, реактопласты и т. д.). Заказчик должен догадаться, к каким видам пластмасс относятся скотч, стикеры или органайзер;
  • при размещении заказа на выполнение работ по смете возникают сложности при их описании по каждому коду с указанием сумм оплаты, т. к. она не составляется по ОК 004-93;
  • невозможно расписать по суммам и кодам ОК 004-93 контракты на оказание нескольких связанных между собой услуг, например, на услуги местной и междугородней телефонной связи.

Запомнить

Поскольку новым Законом о федеральной контрактной системе планируется нормирование закупок для нужд заказчиков, необходимо провести работу по приведению кодов ОК 004-93 в соответствие с нормируемыми предметами закупок.

Эквивалентный товар

Заказчик вправе в документации об аукционе, запросе котировок, конкурсе указать товарный знак с сопровож дением его словами «или эквивалент». Однако бесплатно проверить на сайте федерального государственного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам», является ли конкретное наименование товара товарным знаком, не представляется возможным. Это создает проблемы при рассмотрении заявок участников размещения заказа.

Необходим открытый доступ на официальном сайте к сведениям обо всех зарегистрированных товарных знаках, патентах и т. д.

Иногда при размещении заказа на ремонтно-строительные работы указываются не только товарные знаки, но и фирменные наименования, промышленные образцы, названия производителей (например, «профилированный настил окрашенный: С21-1000-0,7»). Поэтому в законе необходимо указать, что при проведении торгов или запроса котировок на выполнение работ по утвержденной проектно-сметной документации заказчик вправе не сопровождать словами «или эквивалент» какие-либо указания на производителя товара, товарный знак.

Некачественный товар

УФК по Тюменской области часто сталкивается с проблемой поставок некачественных картриджей, не соответствующих требованиям технических заданий. И подобных некачественных товаров очень много.

При этом включение победителя контракта в реестр недобросовестных поставщиков, взыскание штрафов по суду малоэффективны. Чтобы очистить рынок от подделок, требуется инициатива со сто роны правоохранительных органов.

В том числе необходима система мониторинга поставок заказчикам контрафактных товаров. Целесообразно также узаконить обязательную сертификацию товаров, подверженных рискам контрафактных поставок.

Избыточные требования

Общей проблемой Закона № 94-ФЗ остаются избыточные процедуры, отсутствие простых и едино образных механизмов исполнения заказчиком требований законодательства.

Так, разные протоколы заседаний комиссий по размещению заказов требуется публиковать на официальном сайте либо день в день, либо не ранее чем на следующий день, что приводит к ненужной трате времени заказчика. Необходимо установить один общий срок для размещения всех протоколов (например, в течение трех рабочих дней со дня подписания документов, как это установлено в Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

По итогам запроса котировок и открытого конкурса заказчик обязан направить в письменной форме или в электронном виде уведомления участникам о результатах рассмотрения их заявок, хотя они сами могут посмотреть протокол на сайте.

Требование предоставлять конкурсную документацию обременяет заказчика необходимостью уведомлять организацию о внесении в нее изменений. Хотя участник самостоятельно может скачать изменения с официального сайта.

Требование к заказчику размещать не менее чем 10% и не более чем 25% общего годового объема закупок в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, сложно реализовать.

В ряде случаев в одном лоте присутствуют товары, работы, услуги как входящие, так и не входящие в данный перечень (ст. 15 Закона № 94-ФЗ).

Целесообразно установить только нижнюю планку в 10% общего годового объема товаров (работ, услуг) в соответствии с перечнем, а верхнюю – указать в рублях, например, не более 100 млн руб. в год.

Недавними поправками в Законе № 94-ФЗ исключен такой вид обеспечения исполнения контракта, как договор поручительства. Хотя банковская гарантия себя оправдывает, проще и надежнее для заказчика было бы оставить единственный способ обеспечения исполнения контрактов – залог денежных средств.

Необходимо также предоставить право заказчику устанавливать в проекте контракта срок действия банковской гарантии, за лога.

Запомнить

Уголовная ответственность предусмотрена в случае неоднократного или с крупным ущербом (1,5 млн руб. и более) незаконного использования товарного знака (ст. 180 Уголовного кодекса РФ).

Заключение

Принятие закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», которым предусмотрено введение единой системы закупок, начиная с этапа планирования и заканчивая исполнением контракта, открывает широкие перспективы для совершенствования системы их нормативного регулирования. Особенно это важно на этапе исполнения государственных (муниципальных) контрактов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль