Госзакупки в новом формате

1320
Госзакупки в новом формате
Принятие закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» призвано решить многие наболевшие проблемы в системе госзаказа. Насколько оправдан новый закон, рассмотрим на примере Управления Федерального казначейства по Тюменской области.

Сегодня всем ясно, что существую­щая система госзаказа, регламен­тируемая Законом № 94-ФЗ, со­держит массу недоработок. В чем именно они заключаются?

- Общей проблемой остаются избы­точные процедуры, отсутствие простых и единообразных механизмов исполнения заказчиком требований Закона № 94-ФЗ. Так, различные протоколы заседаний комиссий по размещению заказов тре­буется размещать на сайте либо день в день, либо не ранее чем на следующий день, что приводит к ненужной путанице и затратам времени заказчика. Необхо­димо установить один общий срок для размещения на официальном сайте всех протоколов (например, в течение трех рабочих дней со дня подписания, как это установлено в Законе № 223-ФЗ).

По итогам запроса котировок и от­крытого конкурса заказчик обязан на­править в письменной форме (в форме электронного документа) уведомления участникам о результатах рассмотрения заявок, но участники сами могут посмот­реть размещенный на сайте протокол.

Требование предоставлять конкурс­ную документацию, которую участники могут скачать с официального сайта, обременяет заказчика необходимостью уведомлять их о внесенных изменениях.

Предусмотренное законом право участника размещения заказа подать заявку на участие в открытом конкурсе в форме электронного документа заказчик не может реализовать на практике, т. к. не имеет технической возможности проверить электронную подпись, что противоречит Закону № 94-ФЗ.

Сложно реализовать и требование ст. 15 Закона № 94-ФЗ к заказчику разме­щать не менее 10 и не более 20% общего годового объема товаров (работ, услуг) в соответствии с перечнем товаров, ра­бот, услуг, установленным Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участ­никами размещения заказов являются данные субъекты. В ряде случаев в одном лоте присутствуют товары, работы, услу­ги как входящие, так и не входящие в дан­ный перечень. Целесообразно установить только нижнюю планку в 10% общего го­дового объема товаров (работ, услуг), а верхнюю - указать в рублях, например, не более 100 млн руб. в год.

Недавними поправками в Закон № 94-ФЗ исключен такой вид обеспече­ния исполнения контракта, как договор поручительства. Хотя банковская гаран­тия себя оправдывает, проще и надежнее для заказчика было бы оставить единст­венный способ обеспечения исполнения контрактов - залог денежных средств. Необходимо также предоставить право заказчику устанавливать в проекте кон­тракта срок действия гарантии и залога.

Включить в реестр недобросовестных поставщиков исполнителя контракта можно только при его расторжении по решению суда. Однако суды требуют до­судебную попытку сторон расторжения, на что охотно идут недобросовестные поставщики, чтобы не попасть в реестр.

В законе отсутствует гибкость (воз­можность возврата) процедур при совер­шении ошибок заказчиком или участни­ками размещения заказа. Например, срок для внесения изменений в документацию об аукционе от момента публикации из­вещения очень мал (два дня). При этом нет каких-либо препятствий предусмот­реть возможность отмены или внесения изменений в документацию до окончания срока подачи заявок. В случае отклонения первых или вторых частей заявок участ­ника, ему можно было бы предоставить возможность участвовать в аукционе и снижать цену контракта с последующей повторной подачей заявки. Это расшири­ло бы круг участников.

Почему теряют актуальность такие способы размещения зака­за, как открытый конкурс и запрос котировок?

- Проблемы открытого конкурса разъ­ясню на примере услуг по ОСАГО. По­скольку цена контракта, качество, сроки оказания услуг фиксированы, остается один критерий отбора - квалифика­ция (срок работы на рынке, рейтинги). Однако по данному критерию многие страховые компании равнозначны. Со­ответственно, побеждает тот, кто рань­ше подаст заявку. Например, на участие в последнем проведенном УФК конкурсе компании подали заявки на следующее утро после публикации извещения.

Согласно ст. 22 Закона № 94-ФЗ датой начала срока подачи заявок на участие в конкурсе является день, следующий за днем размещения на официальном сайте извещения о его проведении. Если участ­ник конкурса составит заявку за несколь­ко часов до публикации извещения, то его право на победу будет нарушено. Может появиться подозрение, что победителю была предоставлена возможность зара­нее подготовить документы. После отме­ны предусмотренного Законом о защите конкуренции требования о проведении открытых торгов на оказание услуг по ОСАГО независимо от суммы контрак­та, конкурс остался необходим только на выполнение документальной работы.

Такие критерии, как квалификация ис­полнителя или оценка качества товара, на мой взгляд, очень субъективны. В соот­ветствии с проектом закона «О федераль­ной контрактной системе...» качество товаров (работ, услуг) для нужд заказчи­ков должно нормироваться. Поставщик (подрядчик) обязан выполнить опреде­ленные нормативами и планами закупок требования заказчика, и дополнительные бонусы не должны склонять чашу весов в его пользу.

По критерию «срок выполнения ра­бот» победителя выбирают, основываясь на обещании участников торгов, которые до исполнения контракта невозможно проверить. Участник может предложить короткий срок выполнения работ и за счет этого выиграть торги, а затем нару­шить его при исполнении контракта. Та­ким образом, наносится ущерб развитию добросовестной конкуренции.

Ряд нерешенных проблем мы видим и при проведении запроса котировок: объявленный запрос котировок уже нельзя отменить; у заказчика нет ре­альной возможности проверить элек­тронную подпись котировочной заявки, подаваемой в форме электронного доку­мента. Вариант заключения заказчиком договоров с несколькими удостоверяю­щими центрами и получения участником запроса котировок электронной подписи в них фактически ограничивает число поставщиков (подрядчиков) размеще­ния заказа и может быть обжалован. При запросе котировок не предусмотре­но обеспечение исполнения контракта (например, при закупках картриджей).

На рассмотрение и оценку котировоч­ных заявок Законом № 94-ФЗ отводится один день, что при большом количестве их поступления делает проблематичным качественное исполнение котировочной комиссией своих прямых обязаннос­тей. В составе котировочной заявки не предусмотрены контактные телефоны и адрес электронной почты участника размещения заказа. Участник не обязан представлять эти сведения, но они нужны при формировании сведений в реестре контрактов. Регистрация котировоч­ных заявок представителями заказчика вручную создает подозрения со стороны участников в его предвзятости.

У запроса котировок по сравнению с электронным аукционом лишь два преи­мущества: участнику не нужно регистри­роваться на электронной площадке (т. е. обеспечивается максимально широкий круг организаций); независимо от коли­чества поданных заявок участник предла­гает цену исполнения контракта, снижен­ную от начальной стоимости, насколько это для него возможно. В электронном аукционе, когда поданы одна-две заявки, такое снижение маловероятно.

Что необходимо изменить для улучшения работы электронных площадок?

- Если на аукционе много участников, заказчик купит вещь ровно за столько, за сколько ее готов ему уступить продавец. Когда количество участников меньше пяти, есть вероятность заключения кон тракта по цене, недостаточно сниженной (в случае сговора организаций), что не соответствует принципу эффективности расходования бюджетных средств.

Для электронных площадок следует ввести понятие «фантомных участников аукциона», когда в ходе тор­гов программа электронной площадки генерирует вирту­альные предложения по сни­жению цены контракта в соответствии с шагом аукциона. Это будет мотивировать реальных участников снижать цену услуг (работ), что позволит заключать контрак­ты по минимальной стоимости.

Законом № 94-ФЗ не урегулирован порядок установления шага аукциона при его проведении с нулевой начальной ценой контракта (например, на обслужи­вание счетов, открытых Федеральному казначейству и его территориальным органам). Разъяснений Минэкономраз­вития России от 20.02.2009 № Д05-919 о праве самостоятельного установления заказчиком шага аукциона недостаточно.

Какие еще проблемы размещения заказов вы бы отметили?

- К примеру, заказчик вправе в до­кументации об аукционе, запросе коти­ровок, конкурсе указать товарный знак с сопровождением его словами «или эк­вивалент». Но бесплатно проверить на сайте федерального государственного уч­реждения «Федеральный институт про­мышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собствен­ности, патентам и товарным знакам», является ли конкретное наименование товара товарным знаком, не представля­ется возможным. Это создает проблемы при рассмотрении заявок. Необходим открытый доступ на официальном сайте к сведениям обо всех зарегистрированных товарных знаках, патентах и т. д.

Иногда при размещении заказа на ремонтно-строительные работы указываются не только товарные знаки, но и фир­менные наименования, промышленные образцы, названия производителей (например, «профилированный настил окрашенный: С21-1000-0,7»). Поэтому в законе необходимо указать, что при проведении торгов или запроса котиро­вок на выполнение работ по утвержден­ной проектно-сметной документации за­казчик вправе не сопровождать словами «или эквивалент» какие-либо указания на производителя товара, товарный знак.

УФК по Тюменской области часто стал­кивается с проблемой поставок некачест­венных картриджей, не соответствующих требованиям технических заданий. При этом включение победителя контракта в реестр недобросовестных поставщиков, взыскание штрафов по суду малоэффек­тивны. Чтобы очистить рынок от подде­лок, требуется инициатива со стороны правоохранительных органов., в т. ч. не­обходима система мониторинга поставок заказчикам контрафактных товаров.

Перспективы принятия закона «О фе­деральной контрактной системе...», ко­торым предусмотрено введение единой системы закупок, начиная с этапа пла­нирования и заканчивая исполнением контракта, открывают широкое поле для совершенствования системы норматив­ного регулирования закупок, особенно на этапе исполнения контрактов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль