Что изменилось в налогообложении с 2013 года

2758
 Монако О.В.
Аудитор ООО “Аудит Бизнес Трейд”
Каждый год налоговое законодательство совершенствуется, в него вносятся более или менее существенные изменения и корректировки. 2012 год не стал исключением: был принят ряд федеральных законов, предусматривающих изменения в Налоговый кодекс РФ, они вступили в силу в 2013 году. Проанализируем те из них, которые представляют интерес для бюджетных и автономных учреждений.

Представление бухгалтерской отчетности

Вначале напомним об изменениях в подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, внесенных Федеральным законом от 29.06.2012 № 97-ФЗ (далее – Закон № 97-ФЗ). С 1 января 2013 г. новая редакция этой нормы устанавливает, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Исключение составляют случаи, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” не обязана вести бухгалтерский учет.

Согласно ранее действовавшей редакции подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик был обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом о бухгалтерском учете. В связи с этим налоговое ведомство разъясняло, что с учетом положений ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” и п. 3 Инструкции № 33н бюджетные учреждения не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган (письмо ФНС России от 11.07.2011 № ЕД-4-3/11121). При этом на обязанность автономных учреждений представлять бухгалтерскую отчетность указывалось в письме Минфина России от 20.10.2011 № 03-02-07/2-182.

Таким образом, внесенные Законом № 97-ФЗ изменения четко определили обязанность представления организациями, в т. ч. учреждениями, бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган, срок ее представления и периодичность (только годовая отчетность).

Региональные и местные налоги

Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ (далее – Закон № 202-ФЗ) были внесены поправки в часть вторую НК РФ, касающиеся налога на имущество организаций, а также транспортного и земельного налогов. Рассмотрим последовательно, в чем они заключаются.

Транспортный налог. Статья 361 НК РФ дополнена новым пунктом 4, на основании которого в случае, если налоговые ставки транспортного налога не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по ставкам, указанным в п. 1 этой же статьи.

Налог на имущество. Основные изменения, внесенные Законом № 202-ФЗ, относятся к налогу на имущество организаций. Так, объектом налогообложения не признается движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ). Это дополнение в НК РФ, безусловно, улучшает положение налогоплательщиков.

Следует учесть!

Понятие “движимое имущество” НК РФ не определено, следовательно, руководствуясь п. 1 ст. 11 НК РФ, обратимся к гражданскому законодательству. Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ движимым имуществом признаются любые вещи, не относящиеся к недвижимости.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т. ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Кроме того, ряд объектов, которые ранее были освобождены от обложения налогом на имущество организаций, с 2013 г. не признаются объектами налогообложения:

  • объекты культурного наследия федерального значения (подп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • ядерные установки для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов (подп. 4 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания (подп. 5 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • космические объекты (подп. 6 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (подп. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Пункты 5, 9, 10, 12 и 18 ст. 381 НК РФ, которыми ранее были предусмотрены налоговые льготы в отношении перечисленного имущества, утратили силу. Таким образом, налогоплательщик не должен заполнять налоговую декларацию в отношении указанного имущества.

Однако этим же Законом № 202-ФЗ внесены изменения, которые ухудшат положения отдельных налогоплательщиков. Так, отменяется налоговая льгота, предусмотренная п. 11 ст. 381 НК РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таковых. При этом налоговая ставка, установленная регионами в 2013 г. в отношении этих объектов, должна быть не более 0,4%, в 2014 г. – 0,7%, в 2015 г. – 1%, в 2016 г. – 1,3%, в 2017 г. – 1,6%, в 2018 г. – 1,9% (п. 3 ст. 380 НК РФ). Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается постановлением Правительства РФ (письма Минфина России от 11.12.2012 № 03-05-04-01/44, от 18.12.2012 № 03-05-05-01/75).

Как и в отношении транспортного налога, уточнено, что если налоговые ставки не определены региональными законами, налого обложение производится по ставкам, указанным в НК РФ (п. 4 ст. 380 НК РФ).

Земельный налог. С 1 января 2013 г. утратил силу подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которым не признавались объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Теперь такие участки являются объектом налогообложения, однако налоговая ставка в их отношении не может превышать 0,3% (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Также уточнено, что если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ).

НДС

При реализации ряда продовольственных товаров применяется ставка НДС 10% (подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ). Поправками, внесенными Федеральным законом от 29.11.2012 № 206-ФЗ (далее – Закон № 206-ФЗ), к таким товарам теперь отнесены и жиры специального назначения, в т. ч. жиры кулинарные, кондитерские, хлебопекарные, заменители молочного жира, эквиваленты, улучшители и заменители масла какао, спреды, топленые смеси.

Кроме того, были приняты поправки в НК РФ, касающиеся исключительно государственных и муниципальных учреждений. Они вводятся Федеральным законом от 03.12.2012 № 245-ФЗ “О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Закон № 245-ФЗ). В соответствии со ст. 2 данный документ вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Таким образом, началом действия закона считается 1 апреля 2013 г.

До вступления в силу изменений, внесенных Законом № 245-ФЗ, в соответствии с подп. 4 ст. 150 НК РФ не облагается НДС ввоз культурных ценностей, приобретенных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. А после их вступления в силу не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации культурных ценностей, приобретенных государственными или муниципальными учреждениями.

Это означает, что от налогообложения НДС освобожден ввоз культурных ценностей, приобретенных государственными и муниципальными учреждениями не только за счет бюджетных, но и внебюджетных источников. При этом установлено, что выполнение условий льготного налогообложения указанных операций должно быть подтверждено Минкультуры России.

Другие положения подп. 4 ст. 150 НК РФ не претерпели изменений.

Налог на прибыль

Законом № 206-ФЗ были также внесены изменения в ряд статей гл. 25 НК РФ.

Статья 250 “Внереализационные доходы”. В соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ налогоплательщики, получившие имущество, работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании этих средств. Законом № 206-ФЗ уточнено, что отчет подается в составе налоговой декларации (в прежней редакции – по форме, утверждаемой Минфином России).

Статьи 256 “Амортизируемое имущество”, 265 “Внереализационные расходы”. Пункт 1 ст. 256 НК РФ дополнен абз. 4, на основании которого имущество, относящееся к мобилизационным мощностям, подлежит амортизации в общеустановленном порядке. Кроме того, подп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ теперь не содержит уточнения, что расходы на работы по мобилизационной подготовке учитываются только в части, не подлежащей компенсации из бюджета.

Статьи 257 “Порядок определения стоимости амортизируемого имущества”, 258 “Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)”. Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщики вправе включать в расходы отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (в отношении основных средств третьей–седьмой амортизационных групп – 30%) первоначальной стоимости основных средств (кроме полученных безвозмездно), а также затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию основных средств в аналогичных пропорциях.

Следует учесть!

До 1 января 2013 г. Налоговый кодекс РФ не содержал особого порядка определения остаточной стоимости основного средства, в отношении которого применялась амортизационная премия. Это обстоятельство являлось причиной споров, связанных с определением остаточной стоимости основного средства при реализации его ранее пяти лет с момента ввода в эксплуатацию. В последних разъяснениях Минфина России указывалось, что остаточная стоимость основного средства определяется как его первоначальная стоимость за минусом амортизационной премии и суммы начисленной за период эксплуатации амортизации (письма от 09.10.2012 № 03-03-06/1/527, от 27.08.2012 № 03-03-06/1/425.

Внесенными поправками установлено, что при определении остаточной стоимости основных средств, в отношении которых были применены указанные положения, вместо показателя первоначальной стоимости используется показатель стоимости, по которой такие объекты включены в соответствующие амортизационные группы (подгруппы) (п. 1 ст. 257 НК РФ), т. е. величина, равная разнице между первоначальной стоимостью и учтенной в расходах амортизационной премией.

Требование о восстановлении амортизационной премии при реализации объекта, в отношении которого данная премия применялась, в пределах пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию с 1 января 2013 г. действует, только если объект продается лицу, являющемуся взаимозависимым с налогоплательщиком (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ).

Кроме того, в этой норме теперь прямо указано, что восстановленные суммы амортизационной премии учитываются во внереализационных доходах в том отчетном (налоговом) периоде, в котором была осуществлена такая реализация. Ранее такого уточнения не было, что вызывало вопросы о периоде восстановления амортизационной премии (письмо Минфина России от 28.09.2012 № 03-03-06/1/510).

Внесенными Законом № 206-ФЗ поправками урегулирован еще один спорный момент: дата начала амортизации объектов основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации.

С 1 января 2013 г. утратил силу п. 11 ст. 258 НК РФ, в соответствии с которым основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включались в состав соответствующей амортизационной группы с момента подтверждения факта подачи документов на регистрацию прав. Поэтому теперь дата начала амортизации любых объектов амортизируемого имущества определяется в соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

Статья 271 “Порядок признания доходов при методе начисления”. Новым абзацем дополнен п. 3 ст. 271 НК РФ. Этой нормой установлено, что доход от реализации недвижимого имущества признается для целей исчисления налога на прибыль на дату передачи недвижимости приобретателю по передаточному акту или иному документу о передаче.

До 1 января 2013 г. момент признания выручки от реализации недвижимого имущества вызывал большое количество споров. Даже в разъяснениях Минфина России не было единого подхода. Так, в письме от 07.09.2012 № 03-03-06/2/100 указано, что налоговую базу по данной операции следует определять на дату составления акта приемки-передачи основных средств независимо от даты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно другим разъяснениям обязанность по уплате налога на прибыль возникает с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту приемки-передачи основных средств и подачи документов на государственную регистрацию (письма Минфина России от 07.02.2011 № 03-03-06/1/78, от 28.04.2010 № 03-03-06/1/301).

Однако в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 № 15726/10 сделан вывод, что момент перехода права собственности на объект недвижимости связан с моментом государственной регистрации прав, поэтому доход от продажи недвижимости нужно признавать именно на дату такой регистрации.

Теперь спорный вопрос урегулирован, поскольку момент признания доходов от реализации недвижимости прямо определен в абз. 2 п. 3 ст. 271 НК РФ и он не зависит от даты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль