text
Учет в учреждении

Ошибки переходного периода: задолженности, списание ОЦДИ, неопознанные средства

  • 25 марта 2013
  • 1154
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"

Переходный период, предусмотренный Законом № 83-ФЗ, завершился. Практика показала: многие бухгалтеры учреждений, ставших бюджетными (автономными), не сразу прониклись пониманием особенностей нового порядка деятельности. Об этом свидетельствуют нарушения, обнаруживаемые ревизорами в ходе проверок. Разберем типичные ошибки.

Погашение кредиторской задолженности

При погашении кредиторской задолженности, образовавшейся до изменения типа учреждения, за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания многие бухгалтеры не учли требований налогового законодательства.

Пример 1

Учреждение с 1 января 2012 г. перешло на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в виде субсидии. В конце 2011 г. бухгалтер допустил ошибку при расчете страховых взносов во внебюджетные фонды, в результате которой была начислена сумма на 600 000 руб. меньше необходимой. В 2012 г. он выявил и исправил ошибку, восстановив кредиторскую задолженность по платежам во внебюджетные фонды, но уже по коду вида деятельности 4 “Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания”. Соответственно, задолженность была оплачена за счет средств субсидии.

На первый взгляд, кажется, что ничего страшного не произошло. Даже если бы ошибка не была допущена, при изменении типа учреждения остатки по коду вида деятельности 1 “Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность)” должны были переноситься на код 4.

Однако посмотрим на ситуацию с другой стороны. Субсидия выделялась учреждению не просто на расходы, а на выполнение задания в 2012 г., никакого отношения к погашению кредиторской задолженности, образовавшейся в 2011 г., она не имела.

В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ средства субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям, относятся к целевому финансированию и не учитываются в доходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Следовательно, на основании п. 14 ст. 250 НК РФ учреждение в отношении таких средств должно представлять по окончании налогового периода в налоговый орган по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.

Средства целевого финансирования, использованные не по целевому назначению (в описанной ситуации это и произошло), включаются в состав внереализационных доходов для целей исчисления налога на прибыль. В отчете о целевом использовании полученных средств необходимо отразить факт нецелевого использования субсидии.

Санкции за невыполнение перечисленных требований предусмотрены ст. 120, 122 НК РФ. Кроме того, отвлечение такой значительной суммы из средств, выделенных в 2012 г. на исполнение государственного (муниципального) задания, могло вызвать перебои в работе. Единственный способ избежать этих последствий заключался в том, чтобы испросить у учредителя субсидию на иные цели для погашения данной кредиторской задолженности.

Пример 2

В учреждении, которое с 1 января 2012 г. перешло на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в виде субсидии, по состоянию на дату перехода осталась непогашенной кредиторская задолженность перед поставщиками товаров и услуг в сумме 50 000 руб. по коду вида деятельности 1. При переносе остатков в связи с изменением типа учреждения задолженность была учтена по коду 4. В 2012 г. принято решение погасить эту кредиторскую задолженность за счет средств от приносящей доход деятельности.

В таких действиях ничего противозаконного нет. Бюджетное (автономное) учреждение может направлять выручку от приносящей доход деятельности на что угодно, в т. ч. на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся до изменения типа учреждения. Но это также может привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет.

Налоговая база по налогу на прибыль определяется как разница суммы доходов, подлежащих налогообложению, и расходов, которые согласно нормам НК РФ могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы. В описанной ситуации доходная составляющая 50 000 руб., а расходная – 0, потому что расходы были начислены ранее в рамках другого вида деятельности. Значит, никакой компенсации доходов расходами нет, нужно было уплатить в бюджет 10 000 руб. налога на прибыль.

Причиной образования кредиторской задолженности могло стать нарушение требований БК РФ еще в тот период, когда учреждение получало финансовое обеспечение на основании бюджетной сметы, например, обязательства были приняты сверх доведенных лимитов или ввиду завершения операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году учреждение не успело оплатить счета, поступившие в конце года (эта ситуация проверяется по журналу регистрации входящих документов, где все документы от поставщиков должны быть зарегистрированы датой их фактического поступления).

Возврат дебиторской задолженности

К ошибкам могло привести погашение не только кредиторской, но и дебиторской задолженности.

Переплата по налогу на имущество образовалась в 2011 г. за счет лимитов бюджетных обязательств. Следовательно, эта сумма должна быть возвращена в бюджет.

Пример 3

Учреждение с 1 января 2012 г. перешло на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в виде субсидии. В конце 2011 г. был перечислен в бюджет налог на имущество, при этом уплаченная сумма на 11 000 руб. превысила начисленную. По согласованию с налоговым органом был произведен зачет указанной суммы в счет расчетов по налогу на имущество в 2012 г. При этом учреждению в 2012 г. выделялись субсидии на уплату налога на имущество в части недвижимого и особо ценного движимого имущества в сумме 3000 руб. в месяц. При расчете этой суммы учредителем не была учтена переплата по налогу.

Согласно разъяснениям, данным в письмах Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546, от 22.12.2011 № 02-06-07/5236, при изменении типа учреждения было необходимо:

  • начислить задолженность перед бюджетом в сумме дебиторской задолженности, образовавшейся до изменения типа учреждения;
  • известить учредителя о суммах указанной дебиторской задолженности;
  • перечислить средства в доход бюджета при поступлении от дебиторов сумм возвратов.

В свою очередь, учредитель должен был отразить в своем учете дебиторскую задолженность в сумме поступлений в бюджет, ожидаемых от бюджетных (автономных) учреждений.

Ни одно из этих требований в описанной ситуации не было выполнено. Более того, учреждением допущено нецелевое использование средств субсидий, как следствие, должна быть увеличена налоговая база по налогу на прибыль.

Учреждению следовало либо возвратить в доход бюджета соответствующую часть субсидии на уплату налога на имущество, либо согласовать с учредителем свое право использовать данную сумму на обеспечение исполнения государственного (муниципального) задания.

Со стороны учредителя также имело место нарушение законодательства. Даже если учреждение не известило его о суммах дебиторской задолженности, учредитель мог самостоятельно получить информацию о переплате налога на имущество из годовой отчетности учреждения за 2011 г. Получается, что учредитель либо предоставил субсидию на уплату налога на имущество в большей сумме, чем требовалось, либо не обеспечил возврат в доход бюджета средств дебиторской задолженности прошлых лет.

Списание особо ценного движимого имущества

Различия в датах изменения типа учреждения и перехода на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в виде субсидии породило неразбериху в учете недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Пример 4

В 2011 г. учреждение получало финансовое обеспечение на основании бюджетной сметы. Главным распорядителем бюджетных средств ему было предоставлено право самостоятельно списывать основные средства балансовой стоимостью до 20 000 руб. Тип учреждения был изменен на бюджетное с 1 июля 2011 г. Этой же датой учреждению был утвержден перечень недвижимого и особо ценного движимого имущества.

Учреждение перешло на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в виде субсидии с 1 января 2012 г. В 2012 г. учредитель потребовал в составе отчетности за первое полугодие представить Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773, ф. 0503173). Только в этот момент выяснилось, что еще в декабре 2011 г. учреждением было списано несколько единиц особо ценного движимого имущества балансовой стоимостью менее 20 000 руб. каждая, поэтому данные в Сведениях (ф. 0503773), представленных учреждением, не совпали с данными об особо ценном движимом имуществе у учредителя.

Причиной возникновения такой ситуации стала не только невнимательность бухгалтеров самого учреждения, которые в 2011 г., когда учет велся еще в соответствии с инструкцией по бюджетному учету, не учли, что часть имущества уже отнесена к особой категории.

Учредителю необходимо было согласовать списки особо ценного движимого имущества перед изменением способа финансового обеспечения учреждения (по состоянию на 1 января 2012 г.). Не было организовано информационное взаимодействие с учреждением в отношении особо ценного движимого и недвижимого имущества.

Отсутствие контроля со стороны учредителя за движением такого имущества в учреждениях могло привести к излишней выплате субсидии на содержание имущества, т. е. к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Неопознанные средства

Встречаются случаи, когда учреждению перечисляются бюджетные средства от органа власти другого публично-правового образования, который, естественно, не является его учредителем.

Пример 5

Учредителем бюджетного учреждения является одно из министерств субъекта РФ. В то же время администрация муниципального района, на территории которого находится учреждение, перечисляет ему целевые средства на проведение выездного обслуживания населения. Оказание данных услуг не выходит за рамки устава учреждения. Средства выделяются на основании соглашения. Раздельный учет средств, полученных от администрации муниципального района, в учреждении не ведется. Администрация также не осуществляет контроль за расходованием целевых средств, направленных учреждению.

Со стороны бюджетного учреждения имеет место нарушение требований подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ о раздельном учете доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Следовательно, такие средства подлежат обложению налогом на прибыль с момента их получения.

В свою очередь, у администрации муниципального района отсутствуют законные основания для выделения средств бюджетному учреждению, для которого администрация не является учредителем.

Ни о субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, ни о субсидии на иные цели в описанной ситуации речь идти не может. Субсидия на госзадание выделяется из бюджета того публично-правового образования, которое учредило учреждение.

Субсидия на иные цели особым образом отражается на лицевом счете, а также в учете получателя. Ничего этого в рассматриваемом случае нет. Полученные от администрации муниципального района средства бюджетное учреждение отражает у себя по коду финансового обеспечения 2.

Другой путь безвозмездного предоставления денежных средств регламентирован ст. 582 ГК РФ – на основании договора пожертвования. Но и этого в описанной ситуации нет.

Указанные средства, выделяемые администрацией муниципального района бюджетному учреждению, более правильно было бы оформить как оплату по договору подряда (возмездного оказания услуг). При этом у администрации не возникло бы проблем с подтверждением целевого расходования бюджетных средств, а у учреждения – вопросов с исчислением налога на прибыль (оно осуществляется в общеустановленном порядке).

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.