Первичные документы – фундамент бухгалтерского учета

1616
 Кошелева Ю.А.
Эксперт ЗАО "МЦФЭР"
Многие думают, что главное в бухгалтерском учете – это так называемые проводки, или, более правильно, корреспонденции счетов. Однако как театр начинается с вешалки, так бухгалтерский учет начинается с оправдательного документа. Если он отсутствует или неправильно оформлен, операция не имеет юридической силы.

Требования к оформлению

Первичный учетный документ фиксирует каждый факт хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, далее – Закон № 402-ФЗ). Какую бы операцию ни произвело учреждение: приобретение или продажу имущества (работ, услуг), начисление заработной платы сотрудникам, получение или перечисление денежных средств и т. д., она должна быть подтверждена первичным документом.

Формы первичных учетных документов, которые подлежат применению органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

Изменения в первичных документах в статье "Первичные документы в 2016 году"

Использовать другие формы вместо определенных данным приказом учреждение не вправе.

Если по какой-либо операции законодательством не установлена обязательная для ее отражения форма документа, например по начислению амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов, учреждение может разработать ее самостоятельно и закрепить в своей учетной политике.

Следует учесть!

Для обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни учреждение вправе включить в первичный учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы, дополнительные реквизиты (данные). А вот удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Однако перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать любой первичный учетный документ, в т. ч. разработанный самостоятельно, в нормативных правовых актах приведен (п. 7 Инструкции № 157н, ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ):

  • наименование и дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события, а также подписи этих лиц с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации.

Составление, проверка, исправление

Рассмотрим алгоритм работы с первичными документами.

Разрешение. Прежде чем осуществить хозяйственную операцию, необходимо получить разрешение уполномоченного должностного лица. Например, для выдачи денег из кассы нужно иметь разрешение руководителя учреждения и главного бухгалтера; для расчета отпускных – приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска; для отпуска материала со склада – разрешение начальника административно-хозяйственного отдела.

Составление. Первичный документ следует оформить при совершении операции. Если сделать это не представляется возможным, он формируется непосредственно после ее окончания.

Проверка. Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке по форме (полнота и правильность оформления документа, заполнение реквизитов), арифметически (подсчет сумм), по содержанию (законность операций, логическая увязка показателей).

Для экономических субъектов, которые не относятся к организациям государственного сектора, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Следовательно, если в учреждение поступил документ от такой организации, он проверяется на наличие обязательных реквизитов.

По окончании проверки делается вывод о возможности/невозможности принятия документа к учету. Документы, заполненные ненадлежащим образом, возвращаются исполнителю для доработки.

Исправление. Первичный учетный документ можно исправить.

Исправление должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц, и надписи “Исправленному верить” (“Исправлено”).

Неправильный текст зачеркивается одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное, исправленный текст надписывается над зачеркнутым (п. 4.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 № 105 по согласованию с ЦСУ СССР).

Согласно п. 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П) и п. 2.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. Если в таком документе была сделана ошибка, его нужно переделать заново.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль