Бюджетные обязательства систематизировали

2221
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
Учет принятых бюджетных обязательств уже несколько лет не дает покоя бухгалтерам. Слишком много вопросов возникает у практиков при отражении данных операций. Чтобы систематизировать процесс, Минфином России было направлено письмо от 21.01.2013 № 02-06-07/155, в котором даны указания о порядке определения сумм бюджетных обязательств по различным видам расходов.

Обязательства на основании контрактов (договоров)

Согласно письму Минфина России от 21.01.2013 № 02-06-07/155 (далее – Письмо) бюджетные обязательства, принятые на основании государственных (муниципальных) контрактов (договоров), следует отражать в учете в сумме этих контрактов (договоров), в т. ч. неисполненных по итогам прошлых лет. Из данного положения следует ряд выводов:
1. По частично исполненным государственным (муниципальным) контрактам (договорам) прошлых лет бюджетное обязательство следует отражать в учете в полной сумме контракта (договора). Дело в том, что указание, приведенное в подп. «а» п. 1 Письма, не предполагает возможности уменьшения сумм бюджетного обязательства по контрактам (договорам).
2. Государственные (муниципальные) контракты (договоры), в которых не указана сумма, основанием для отражения в учете бюджетного обязательства быть не могут.
3. Бюджетное обязательство по гражданско-правовому договору с физическими лицами следует отражать в учете сразу в полной сумме договора, даже если оплата в соответствии с ним предусмотрена по частям.
4. В случае изменения суммы контракта (договора) следует отразить в учете изменение суммы соответствующего бюджетного обязательства. Иных причин для изменения сумм бюджетных обязательств, возникающих на основании контрактов (договоров) не предусмотрено. Также недопустимо отражать в учете изменение бюджетного обязательства без соответствующей документально подтвержденной поправки суммы контракта (договора).

Обязательства по заработной плате

Бюджетные обязательства по заработной плате (денежному довольствию, денежному содержанию) следует отражать в учете в объеме доведенных годовых лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО) на указанные цели.

Таким образом, Письмо поставило точку в вопросе, который с 2004 г. (введение в действие приказа Минфина России от 26.08.2004 № 70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету»), вызывал в бухгалтерской среде многочисленные споры.

Указанное положение относится только к трем видам расходов: заработная плата, денежное довольствие, денежное содержание, но не распространяется на иные выплаты. Например, такие как компенсация государственным (муниципальным) служащим расходов на санаторно-курортное лечение.

Командировочные расходы

Принятые бюджетные обязательства по выплатам работникам, лицам, замещающим государственные должности, госслужащим, военнослужащим, а также иным категориям сотрудников получателя бюджетных средств командировочных расходов (в т. ч. авансовых платежей) и других выплат (суточных, разъездных и т. п.) следует отражать в учете в сумме начислений соответствующих обязательств.

Из этого положения следует ряд важных выводов:
1. В случае выплаты авансов указанным категориям лиц на командировочные расходы, начисление обязательств следует осуществлять ранее, чем будет произведено соответствующее кассовое исполнение (ст. 219 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ)).
2. Кредитовый оборот по счету 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» может быть отражен в учете только на основании утвержденных руководителем учреждения авансовых отчетов (п. 216 Инструкции № 157н), которых на момент авансовой выплаты еще не может быть. Следовательно, необходимо предусмотреть в графике документооборота и утвердить в рамках учетной политики учреждения первичный документ, на основании которого будет производиться начисление обязательств по авансовым платежам на командировочные расходы.

Иные выплаты физическим лицам

В сумме начисленных обязательств (выплат) в учете отражаются принятые бюджетные обязательства по следующим видам расходов:

  • обусловленных законодательством РФ выплаты государственным (муниципальным) служащим, а также лицам, замещающим государственные должности, работникам казенных учреждений, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (обладающим статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лицам, обучающимся (воспитанникам) в государственных образовательных учреждениях;
  • публичных нормативных обязательств перед физическими лицами.

Платежи в бюджеты

К бюджетным обязательствам по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, которые отражаются в учете в сумме начисленных обязательств (платежей), относятся: налоги, сборы, пошлины; взносы, включая обязательства по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; иные выплаты.

К иным выплатам, очевидно, относятся и обязательства по перечислению в бюджет доходов казенного учреждения, в отношении которого оно не наделено полномочиями администратора кассовых поступлений.

Бухгалтерам необходимо знать следующее:
1. В отличие от расходов по оплате труда, для которых бюджетные обязательства следует отражать в учете сразу в полном объеме ЛБО, связанные с ними обязательства по платежам во внебюджетные фонды учитываются по мере начисления, т. е. ежемесячно.
2. В отличие от расходов по оплате длительных гражданско-правовых договоров с физическими лицами, для которых бюджетные обязательства отражаются сразу в полной сумме договора, связанные с ними обязательства по платежам во внебюджетные фонды также учитываются по мере начисления, т. е. ежемесячно.
3. Переплата по платежам в бюджет, кроме обязательного страхования по временной нетрудоспособности, беременности и родам, является нарушением ст. 219 БК РФ.

Переплата в бюджет означает, что оплата была произведена в сумме более, чем начислено. Как указано в Письме, бюджетные обязательства отражаются в учете в объеме начислений. Следовательно, переплата в бюджет – это кассовый расход, превышающий в сумме бюджетные обязательства, что является нарушением основных принципов исполнения бюджетов по расходам, в частности ст. 219 БК РФ.

Возмещение вреда и иные выплаты по суду

Согласно Письму в сумме начисленных обязательств в учете отражаются принятые бюджетные обязательства по возмещению вреда, причиненного получателем бюджетных средств при осуществлении им деятельности.

А также – по иным выплатам, обусловленным вступившими в законную силу решениями суда.

Субсидии, межбюджетные трансферты, безвозмездные выплаты

Для этой категории бюджетных обязательств, в зависимости от вида (и от основания) выплаты, применяется один из двух подходов:
1. На основании договора (соглашения), предусматривающего обязанность совершения соответствующих расходов, бюджетное обязательство отражается в сумме договора (соглашения).
2. На основании нормативного правового акта, не предусматривающего заключение договора (соглашения), бюджетное обязательство отражается в учете в сумме доведенных ЛБО на указанные цели.

Например, порядок отражения в учете бюджетных обязательств по предоставлению субсидий юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг следующий:

  • если основанием является договор (соглашение), то бюджетное обязательство отражается в сумме соответствующего договора (соглашения);
  • если основанием является нормативный правовой акт, не предусматривающий заключение договоров (соглашений), то бюджетное обязательство отражается в сумме доведенных ЛБО на соответствующие цели.

Аналогичный порядок действует в отношении субсидий автономным и бюджетным учреждениям:

  • субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), учитываются в сумме соответствующих соглашений на предоставление субсидий;
  • если основанием для предоставления субсидии на иные цели является договор (соглашение), то бюджетное обязательство учитывается в его сумме, а если – нормативный правовой акт, не предусматривающий заключение отдельных договоров (соглашений), то учет производится в сумме доведенных ЛБО на соответствующие цели;
  • субсидии на осуществление капитальных вложений учитываются в сумме соглашений (договоров) на предоставление субсидий.

Обязательства по предоставлению субсидий иным некоммерческим организациям следует отражать в учете в сумме соответствующего договора (соглашения) о предоставлении субсидии.

Если основанием для предоставления межбюджетного трансферта (дотации, субсидии, субвенции, иного трансферта) является нормативный правовой акт, то бюджетное обязательство отражается в учете в сумме доведенных ЛБО на соответствующие цели. А если – соглашение, то бюджетное обязательство учитывается в сумме данного соглашения.

Для платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права установлен порядок отражения принятых бюджетных обязательств в сумме заключенных договоров (соглашений).

Для всех прочих категорий принятых бюджетных обязательств установлен порядок отражения в учете в сумме соответствующего начисленного обязательства.

Заключение

Подводя итог, в числе наиболее важных можно выделить следующие положения Письма:
1. Из всех видов возмездных расходов только для бюджетных обязательств по оплате труда (денежного довольствия, денежного содержания) установлен порядок отражения в учете в сумме ЛБО на соответствующие цели. В остальных случаях возмездные расходы, в т. ч. платежи в бюджеты, учитываются в сумме начисленных обязательств или в сумме договора (контракта, соглашения).
2. Порядок отражения в учете принятых бюджетных обязательств для безвозмездных расходов установлен в зависимости от того, что для них является основанием: нормативный правовой акт или договор (соглашение).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль