Внебюджетные фонды переходят на казначейское обслуживание

2365
Вопрос перевода территориальных государственных внебюджетных фондов на казначейское обслуживание исполнения бюджетов требует обстоятельного, индивидуального подхода и тщательной проработки. При этом необходимо участие в процессе как специалистов Федерального казначейства (его территориальных органов), так и самих государственных внебюджетных фондов (в т. ч. территориальных). Об опыте организации кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ читайте в данной статье.

Новый механизм кассового обслуживания

В июле 2012 г. Казначейством России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) во исполнение ст. 148 Бюджетного кодекса РФ был утвержден совместный План мероприятий, направленных на перевод с 1 января 2014 г. на кассовое обслуживание исполнения бюджета ФФОМС и с 1 января 2013 г. – территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее – ТФОМС) органами Федерального казначейства (далее – ОФК). При этом с целью реализации Стратегической карты Казначейства России на 2010–2015 гг. были определены пилотные регионы, в состав которых включена Свердловская область.

Управлением Федерального казначейства по Свердловской области (далее – Управление) совместно с ТФОМС была разработана стратегия проведения эксперимента. При этом было очевидно, что типовой для участника бюджетного процесса механизм кассового обслуживания исполнения бюджета, для ТФОМС является принципиально новым.

ТФОМС, привыкшим к учету средств на отдельных расчетных счетах, открытых на балансовом счете 40404 (а таких счетов, как правило, у каждого территориального фонда порядка четырех), при переходе на кассовое обслуживание в ОФК придется привыкать к учету средств на едином счете бюджета.

Иными словами, кассовое обслуживание исполнения бюджета ТФОМС в ОФК подразумевает аккумуляцию всех средств бюджета фонда на едином счете 40404. При этом доходы ТФОМС подлежат распределению в бюджет исключительно со счета 40101.

Аналогично другим территориальным фондам, ТФОМС Свердловской области, обладая полномочиями администратора доходов бюджета, имеет практику обслуживания в ОФК. Но, как выяснилось в процессе проведения эксперимента, не все доходы, подлежащие перечислению в бюджет ТФОМС, распределяются со счета 40101 и учитываются на лицевом счете администратора доходов.

Начальный этап пилотирования

Вопрос учета поступлений на лицевом счете администратора доходов бюджета ТФОМС был проработан Управлением в тестовом режиме.

Помимо привычного для территориальных фондов лицевого счета администратора доходов бюджета ТФОМС будут открываться другие лицевые счета в ОФК в соответствии с наделенными бюджетными полномочиями.

Так, ТФОМС Свердловской области в процессе пилотирования открыты:

  • лицевой счет главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
  • лицевой счет получателя бюджетных средств (далее – ПБС);
  • лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение ПБС.

Расчетный счет для учета средств, поступающих во временное распоряжение ТФОМС на балансовом счете 40302, также будет открыт ОФК.

На начальном этапе пилотирования Управление совместно с ТФОМС провело операции, предусмотренные Порядком кассового обслуживания исполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов1 (далее – Порядок). Все операции осуществлялись в тестовом режиме на основании совершенно новых для ТФОМС документов, сформированных и представленных в Управление фондом в электронном виде посредством Системы удаленного финансового документооборота.

Так, на лицевых счетах главного распорядителя и ПБС учтены операции по доведению, распределению (отзыву) предельных объемов оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельных объемов финансирования) на основании Расходного расписания.

На лицевом счете ПБС фондом учтены:

  • операции по кассовым выплатам на основании платежных документов ТФОМС (Заявок на кассовый расход (ф. 0531801), Заявок на получение наличных денег (ф. 0531844));
  • операции по восстановлению кассовых расходов на основании платежных поручений контрагентов (страховых организаций);
  • внебанковские операции на основании Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа (внебанковских Заявок на кассовый расход (ф. 0531801)).

Все проведенные операции нашли отражение в выписках из лицевых счетов, приложениях к выпискам, отчетах о состоянии лицевых счетов и были благополучно сверены с данными бюджетной аналитики ТФОМС.

По результатам обработки документов операционного дня (отчетного месяца) в ТФОМС направлена информация об операциях кассового обслуживания исполнения бюджета, предусмотренная установленным Федеральным казначейством Порядком:

  • Справка о кассовых операциях со средствами бюджета (ф. 0531855);
  • Сводная справка по кассовым операциям (ежедневная) (ф. 0531856);
  • Справка о свободном остатке средств бюджета (ф. 0531859);
  • Сводная справка по кассовым операциям со средствами бюджета (месячная) (ф. 0531857).

В соответствии с Порядком вся информация об операциях кассового обслуживания исполнения бюджета формируется по принципам: группировки кассовых потоков по разделам (доходы, расходы, источники); отражения операций по потокам на едином счете бюджета и предоставления «необязательных» форм по запросу.

Доступность и принцип систематизации операций по кодам бюджетной классификации РФ при совокупном построении соответствующих показателей в вышеперечисленной информации, позволили ТФОМС без проблем осуществить сверку своих учетных данных с показателями Управления.

Необходимость единого порядка учета операций

Начиная с 2013 г., в условиях кассового обслуживания исполнения бюджетов ТФОМС органами Федерального казначейства проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета будет осуществляться в единой аналитической системе Федерального казначейства.

В процессе реализации проекта предполагается ежедневный сбор контрольных показателей, необходимых для оценки исполнения бюджетов. При этом подключение ТФОМС к Информационно-аналитической системе мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (система КПЭ) обеспечит территориальные фонды дополнительным инструментом контроля и повышения оперативности и эффективности принятия управленческих решений.

В рамках проведенного эксперимента не все операции ТФОМС Свердловской области нашли отражение в аналитической и отчетной информации Управления по причине отсутствия алгоритма проведения и учета данных операций в ОФК.

В соответствии с законодательством об ОМС территориальные фонды при применении штрафных санкций к страховой медицинской организации в случае выявления нарушений договорных обязательств имеют право на уменьшение платежей на сумму выявленных нарушений. При формировании Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) соответствующие операции отражаются в графе 7 «Некассовые операции» как в доходной, так и в расходной частях.

Кроме того, порядок применения санкций к медицинской организации, установленный приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» предусматривает уменьшение сумм представленных к оплате документов на оказание медпомощи.

Так, в учете ТФОМС Свердловской области широко используются финансовые претензии, выставляемые фондом к медицинской организации при выявлении нарушений. Оплачивая счета медицинских организаций, ТФОМС производит уменьшение их суммы на сумму финансовой претензии, при этом осуществляет учет операции фактической оплаты по двум обязательствам (по счету на оплату медицинских услуг – сумма со знаком «+» и финансовой претензии – сумма со знаком « - »).

В ОФК для осуществления операции по кассовым выплатам предусмотрена Заявка на кассовый расход (ф. 0531801). Формирование Заявки на отрицательную величину не осуществляется. ТФОМС нужна аналитика для отражения соответствующих операций в учете.

Таким образом, для обеспечения возможности синхронизации и сверки показателей отчетной информации, существует необходимость проработки единого порядка учета некассовых операций ТФОМС с целью их отражения в аналитических данных ОФК в рамках установленного Порядка.

Целевые программы

В соответствии с установленными Правительством РФ Правилами предоставления субсидий из бюджета ФФОМС на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан1 (далее – целевые программы), учет операций с целевыми средствами осуществляется на отдельных счетах ТФОМС, открытых в подразделениях расчетной сети Центро банка России.

Начиная с 2013 г. финансирование целевых программ предполагается осуществлять за счет средств ОМС, при этом отдельные счета, открытые ТФОМС на балансовом счете 40404 функционировали в течение I квартала 2013 г. для проведения и учета операций за счет целевых средств 2012 г.

Таким образом, в течение I квартала 2013 г. не все операции кассового обслуживания исполнения бюджета ТФОМС учитывались на едином счете бюджета, открытом ОФК. Данный факт, безусловно, затрудняет консолидацию бюджетной отчетности территориального фонда и сверку ее показателей с данными ОФК.

Первые результаты

Начальный этап проведения эксперимента кассового обслуживания исполнения бюджета в Свердловской области состоялся успешно. Обстоятельный, индивидуальный подход и тщательная проработка методической и функциональной базы обеспечили базу знаний для дальнейшего пилотирования и планомерного перехода ТФОМС на обслуживание в ОФК.

На втором этапе проведения эксперимента Управлением планируется отработка всех выявленных проблем. При этом появились дополнительные вопросы в рамках перспективных направлений развития Федерального казначейства, обсуждение которых осуществлялось в процессе пилотирования проекта.

Так, в соответствии с законодательством РФ ТФОМС имеет право на размещение временно свободных средств на банковских депозитах, однако механизм размещения достаточно сложен и трудоемок. В связи с этим несмотря на достаточную величину остатков средств бюджета ТФОМС на счетах по учету средств ОМС, включая средства нормированного страхового запаса, не все территориальные фонды пользуются законодательно установленным правом.

Учитывая положительную практику Казначейства России, а также направления совершенствования и развития механизма размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах, ТФОМС выразил заинтересованность в рассмотрении вопроса о передаче соответствующих полномочий Федеральному казначейству. Но, к сожалению, в рамках законодательных и нормативных правовых документов передача полномочий, а также механизм размещения средств ТФОМС Федеральным казначейством не предусмотрены.

Уникальность ТФОМС по отношению к другим клиентам ОФК заключается еще и в том, что в структуре расходов фонда более 90% составляют расходы, направленные на оплату публичных нормативных обязательств. При этом основной объем финансирования расходов ТФОМС осуществляется за счет средств ФФОМС.

При переходе на кассовое обслуживание исполнения бюджета в Федеральное казначейство Управление считает целесообразным рассмотреть вопрос определения порядка доведения ФФОМС финансирования бюджета ТФОМС в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам ПБС. В настоящее время аналогичный порядок установлен в части перечисления средств, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ в виде межбюджетных трансфертов.

Возможно, в перспективе кассового обслуживания исполнения бюджетов ТФОМС в органах Федерального казначейства обсуждаемая проблематика будет актуализирована и реализована на практике.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль