text
Учет в учреждении

Задолженность – не повод для сокращения субсидии

  • 25 марта 2013
  • 3114
Эксперт службы правового консалтинга «Гарант»

Любой вид задолженности (кредиторской или дебиторской) – малоприятная ситуация для учреждения. Но как быть, если данный казус все-таки произошел? И какие санкции в случае сформированной на отчетную дату дебиторской задолженности может применить учредитель к подведомственному бюджетному или автономному учреждению, являющемуся получателем субсидии на выполнение госзадания?

Дело-то житейское

Действующим законодательством не предусмотрено ответственности за отражение в учете и отчетности наличия дебиторской или кредиторской задолженности. Более того, факт ее возникновения – обычное явление в деятельности любого хозяйствующего субъекта. Данный вывод справедлив и в отношении дебиторской задолженности, образовавшейся на отчетную дату при расходовании средств субсидии, выделенной на выполнение государственного (муниципального) задания в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.

Наличие дебиторской задолженности, не подкрепленной условиями соответствующих контрактов (договоров) или длительное время не погашаемой дебиторами, свидетельствует о неэффективном использовании средств учреждения.

В то же время в соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. При этом стороны договора определяют условия сделки, в т. ч. и порядок расчетов.

Запомнить

Суммы задолженности учитываются на счетах бухгалтерского учета до истечения срока исковой давности.

Право на осуществление предварительной оплаты товара, работы, услуги установлено гражданским законодательством (ст. 487 ГК РФ). Решениями о бюджете (иными нормативными правовыми документами) могут преду сматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. Однако данные ограничения предусматриваются для учреждений – получателей бюджетных средств.

Бюджетные (автономные) учреждения, изменившие в силу Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ свой правовой статус и получающие субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания согласно п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), не являются получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ), а следовательно, и участниками бюджетного процесса (п. 1 ст. 152 БК РФ). Поэтому вышеуказанные возможные ограничения авансовых платежей при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг на них не распространяются.

официальное мнение

Станислав Бычков,
государственный советник Российской Федерации 3-го класса

Согласно принципам бюджетирования, ориентированного на результат, объемы выделяемых учреждениям субсидий будут зависеть от объема порученного задания на текущий финансовый год, который, в свою очередь, будет зависеть от результатов выполнения задания в предшествующем периоде. Если раньше руководитель учреждения в большей степени нес ответственность за осуществление контроля целевого использования бюджетных средств, то теперь внимание контрольных органов сосредоточено на достижении учреждениями запланированных результатов деятельности в рамках государственного или муниципального задания. Следовательно, если бюджетные средства, выделенные на финансовое обеспечение выполнения задания, будут использованы так, что это приведет к полному или частичному неисполнению задания, у учреждения возникнут сложности с получением задания на следующий период. В свою очередь, руководитель учреждения будет нести ответственность за отсутствие необходимого результата.

Меры воздействия

Порядок и условия предоставления субсидий бюджетным (автономным) учреждениям из соответствующего бюджета устанавливаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 1 ст. 78.1 БК РФ; подп. 3 п. 7 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

При этом предоставление бюджетному (автономному) учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, заключаемого учреждением и органом, осуществляющим в отношении него функции и полномочия учредителя (далее – Соглашение).

Соглашение определяет в т. ч. права, обязанности и ответственность сторон. Не исключено, что в Соглашение может быть включено условие, определяющее ограничение размера авансовых платежей при заключении договоров о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для собственных нужд, подлежащих оплате за счет средств субсидии. Однако у учредителя вряд ли найдутся правовые основания привлечь к ответственности учреждение или сократить величину предоставляемой ему субсидии в случае, если на отчетную дату в учете будет числиться дебиторская задолженность.

Действующим законодательством предусмотрено право учредителя сократить размер субсидии или потребовать частичного либо полного ее возврата только в случаях, если:

  • учреждение фактически исполнит задание меньше по объему, чем это предусмотрено учредителем;
  • оказанные в рамках реализации задания услуги (выполненные работы) не будут соответствовать определенному в нем качеству.

Нормативный документ

Порядок составления соглашения о предоставлении субсидии законодательством не урегулирован, поэтому учредитель, используя утвержденные типовые формы, вправе их уточнять и дополнять с учетом отраслевых особенностей, если дополнительные условия не противоречат законодательству. Такой вывод следует из п. 10 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 182, п. 2.2.1 Типовой формы соглашения1, утв. приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 № 423. Учредитель вправе применять данные нормы и в отношении бюджетных учреждений.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.