Определяем КФО для имущества

2611
 Ковалева Н.
Консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению, член Палаты налоговых консультантов
Используемое в рамках государственного (муниципального) задания имущество (основное средство) бюджетное учреждение может приобретать как за счет приносящей доход деятельности, так и в рамках целевых субсидий. Рассмотрим правомерность данных операций, а также порядок перевода актива с одного кода вида финансового обеспечения (деятельности) на другой.

Распоряжение средствами

Все денежные средства, которые поступают учреждению, в т. ч. предоставленные из соответствующего бюджета субсидии (на выполнение государственного (муниципального) задания и на иные цели), а также поступления от приносящей доход деятельности являются собственными доходами бюджетного учреждения. Такой вывод, в частности, приведен в письме Минфина России от 01.10.2012 № 03-05-05-01/57. При этом действующее законодательство не содержит ограничений в распоряжении учреждениями собственными доходами.

Запомнить

При перечислении субсидий из бюджета и поступлении их на счета, на которых учитываются операции бюджетных учреждений, данные средства перестают быть средствами бюджета и используются учреждением в соответствии с планом ФХД. Порядок № 81н не содержит требования об обязательном разделении расходов за счет субсидии на финансовое обеспечение задания и средств от приносящей доход деятельности. Операции за счет этих источников согласно ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ осуществляются в пределах общего остатка средств, учтенных на одном лицевом счете.

Документом, определяющим направления расходования бюджетными учреждениями средств за счет всех источников финансового обеспечения является план финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД).

План ФХД составляется и утверждается в порядке, принятом органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с Требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее – Порядок № 81н).

Решение о том, за счет какого источника приобретать имущество (в т. ч. при заимствовании денежных средств) бюджетное учреждение принимает самостоятельно. Расходы осуществляются в соответствии с плановыми значениями выплат, утвержденными планом ФХД.

Учреждение вправе приобрести отдельные основные средства (как правило, недорогостоящие) за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, если при его формировании учредитель предусмотрел такие затраты.

Нормативный документ

Согласно ст. 78.1. Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение бюджетных учреждений осуществляется за счет субсидий, предоставляемых им на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в т. ч. земельные участки.

Пример

Расходы на приобретение учебного оборудования включены Минобрнауки России в издержки на прочие общехозяйственные нужды (п. 12.6 Порядка, утв. приказом Минобрнауки России от 27.06.2011 № 2070 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений профессионального образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации»).

КФО

Бюджетное учреждение при формировании структуры счета бухгалтерского учета 101 00 «Основные средства» самостоятельно определяет код вида финансового обеспечения (деятельности) в зависимости от того, в какой сфере планируется использование такого имущества.

В частности, на месте разряда 18 в структуре счета проставляется соответствующий код вида финансового обеспечения (деятельности) (далее – КФО):

  • 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
  • 3 – средства во временном распоряжении;
  • 4 – субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • 5 – субсидии на иные цели;
  • 6 – субсидии на цели осуществления капитальных вложений;
  • 7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Такие правила формирования структуры счета установлены п. 21 Инструкции № 157н.

Приносящая доход деятельность

Рассмотрим ситуацию, когда основное средство приобретено учреждением за счет приносящей доход деятельности (КФО 2), но используется в рамках выполнения задания (КФО 4).

Инструкциями № 157н, № 174н не установлен порядок перевода имущества, учтенного по одному КФО на другой, в связи с изменением характера его применения. Бюджетное учреждение самостоятельно принимает решение об изменении кода источника финансового обеспечения (деятельности). В частности, оно вправе продолжать учитывать его на КФО 2 либо перевести на КФО 4.

Определение срока, в течение которого имущество должно быть переведено с одного КФО на другой, также находится в компетенции организации. Он может устанавливаться руководителем в локальном акте.

В соответствии с положениями действующей методологии бухгалтерского учета бюджетных учреждений перевод стоимости имущества с одного КФО на другой наиболее правильно производить с использованием счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами».

Согласно инструкции № 174 данная операция в бухгалтерском учете бюджетного учреждения может быть осуществлена следующими записями.

Запомнить

Основные средства, приобретенные за счет КФО 5 (средства целевых субсидий), следует учитывать по КФО 4 (субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания) (п. 2.4 письма Казначейства России от 21.12.2012 № 42-7.4-05/2.1-730, приложение к письму Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798).

Такие корреспонденции счетов приведены в пп. 10, 11 раздела IV и в п. 19 раздела VIII приложения к письму Минфина России от 22.12.2011 № 02-06-07/5236 и могут быть использованы при переводе стоимости имущества с одного КФО на другой. Для их применения потребуется согласование с учредителем (п. 4 Инструкции № 174н).

Целевые субсидии

Рассмотрим ситуацию, когда основное средство приобретено учреждением за счет средств целевых субсидий (КФО 5), но используется в рамках выполнения задания (КФО 4) в связи с необходимостью технического обслуживания и содержания.

Из разъяснений Казначейства России (письмо от 21.12.2012 № 42-7.4-05/2.1-730) следует, что если по состоянию на 01.01.2012 имущество отражается на счете 5 101 00 000, то на момент формирования годовой отчетности оно должно быть переведено на КФО 4.

Такой перевод в бухгалтерском учете бюджетного учреждения может быть осуществлен в порядке, который приведен в предыдущей ситуации.

Налоги

Расходы, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, приносящей доход. Если хотя бы одно из условий не выполняется, основание для признания расхода для целей налогообложения отсутствует. Такой порядок установлен п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Если имущество, используемое при выполнении задания, продолжает учитываться на КФО 2 либо переведено на КФО 4, но его финансирование учредителем не осуществляется (затраты производятся за счет приносящей доход деятельности), то расходы (амортизация, издержки на содержание) в целях исчисления налога на прибыль учесть нельзя. Объясняется это тем, что такие расходы не могут быть признаны экономически обоснованными (не связаны с осуществлением приносящей доход деятельности).

Со следующего месяца после принятия объекта основного средства к учету по КФО 4 и отражения на счете 4 101 00 000 его стоимость подлежит включению в базу по налогу на имущество. Движимое имущество, принятое на учет в качестве объекта основных средств с 1 января 2013 г., объектом обложения налогом на имущество не признается. Такой порядок установлен п. 1, подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 02.08.2011 № 03-05-05-01/59 и от 04.03.2009 № 03-05-05-01/16.

Консолидируемые расчеты

В письме Минфина России от 17.01.2013 № 02-06-07/110 сообщается, что сводные Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503725) составляются только по счету 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» раздельно по видам финансового обеспечения (коды 2, 4, 5, 7) в части бухгалтерских операций государственных (муниципальных) учреждений по изменению их типа. Иные операции по передаче активов, обязательств между разными видами финансового обеспечения и т. п. в указанных Справках не отражаются.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль