Как заказчику выбрать организацию для проведения спецоценки

192
Бурков Александр Владимирович
ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ
С этого года все учреждения-работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Поэтому перед ними встала задача по выбору организации, занимающейся ее проведением. Принять верное решение поможет наша статья.

А.В. Бурков, ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУВШЭ

Требования законодательства

Обязанность работодателя провести оценку условий труда работников введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426ФЗ «О специальной оценке условий труда». Она может быть как плановой, так и внеплановой. Плановая оценка проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426ФЗ). Случаи проведения внеплановой оценки установлены статьей 17 Закона № 426ФЗ. При этом обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 8 Закона № 426ФЗ).
Применительно к оценке условий труда государственных и муниципальных служащих сделано уточнение, что правила проведения такой оценки регулируются законами и нормативно-правовыми актами о государственной и муниципальной службе РФ и субъектов РФ.
Проводится данное мероприятие совместно работодателем и организацией (организациями), которые соответствуют определенным требованиям. Они привлекаются на основании гражданско-правового договора. Иными словами, если под словом «работодатель» понимать закупочное понятие «заказчик», такому заказчику необходимо провести закупку услуг по проведению спецоценки.

Определяем предмет закупки

Как известно, успех любой закупки начинается с правильного понимания ее предмета. То есть необходимо произвести корректную идентификацию предмета закупки в соответствующих инструментальных средствах. Важнейшим из них является ОКПД (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007).
В настоящее время большинство специалистов трактуют специальную оценку условий труда как код 74.3 «Услуги в области технических испытаний и исследований». Дальнейшая детализация кода непринципиальна.
Формализовав предмет закупки, можно начинать работу по подготовке планов и планов-графиков закупок. Кроме того, правильный код – залог эффективного информационного обеспечения закупочной деятельности. В основу технического задания на закупку можно рекомендовать ссылку на приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, которым утверждены, в частности, Методика проведения специальной оценки условий труда, а также требования к документам отчетности.

Процедура закупки

Теперь необходимо определиться с процедурой. Здесь, безусловно, важнейшее значение имеет ценовой объем закупки. Если по результатам анализа действующего рынка и сведений об исполненных аналогичных контрактах заказчик делает вывод о том, что закупка может быть проведена неконкурентным способом (до 100 тыс. руб. или до 400 тыс. руб.), то проблема решена.
Если стоимость превышает пороговое значение, то действовать необходимо примерно в такой последовательности. Во-первых, надо определить, чем может характеризоваться участник закупки в части допустимых требований к нему. Во-вторых, решить какой способ лучше выбрать (если можно выбирать), чтобы эти требования лучшим образом учесть.
Требования к исполнителям спецоценки раскрываются в статье 19 Закона № 426ФЗ. Так, организация, претендующая на право заключения контракта в случае закупки услуг специальной оценки, должна иметь указание в уставных документах, что проведение специальной оценки условий труда является одним из основных видов деятельности такого юридического лица (подп. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 426ФЗ).

Организации, ранее аккредитованные на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить спецоценку. Но только до истечения срока действия имеющихся на 1 января 2014 года аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров). Предельный срок – до 31 декабря 2018 года. Подробно о проведении спецоценки – в статье на стр. 64.

В подпунктах 2 и 3 части 1 статьи 19 Закона № 426ФЗ установлены минимальные квалификационные требования в части наличия в организации не менее пяти аттестованных экспертов, работающих по договору, и наличия аккредитованной лаборатории. Организации, которые имеют право проводить специальную оценку, должны состоять в соответствующем реестре. Это еще одно дополнительное требование.
То есть контракт заключается только с организацией, которая может подтвердить свое соответствие требованиям федерального законодательства предоставлением заказчику соответствующих сведений. Следовательно, проведение закупки способом запроса котировок возможно, но заказчику придется решать задачу: как легитимно предусмотреть возможность подачи необходимых сведений в котировочной заявке участника. Вечная проблема – крайне противоречивая административно-судебная практика в отношении подобных случаев.
Если стоимость услуг по специальной оценке превышает 500 тыс. руб., то заказчик обязан провести конкурс или аукцион. Так как код 74.3 «Услуги в области технических испытаний и исследований» по ОКПД не подпадает под случай обязательного проведения электронного аукциона, заказчик принимает решение по выбору способа закупки самостоятельно.

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р.

Если проводится электронный аукцион, то участник подтверждает свое соответствие представлением определенных документов во второй части заявки. Если проводится конкурс, то критерии оценки заявок устанавливаются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085. В случае закупки услуг спецоценки следует сделать акцент на применении квалификационных критериев в допустимых пределах.
Проект контракта должен быть составлен с учетом требований вышеуказанных нормативных документов (порядок выполнения услуг, приемка результатов, отчетность).

Источник финансирования затрат

Средства на оплату таких услуг могут быть как бюджетными (по нормам Закона о контрактной системе), так и внебюджетными (на основании Положения о закупке по нормам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223ФЗ). Если планом финансово-хозяйственной деятельности такая закупка не предусмотрена, необходима его корректировка. В противном случае заказчик рискует получить предписание о неисполнении норм законодательства.

Важно запомнить
Если закупку услуг по проведению спецоценки условий труда можно отнести к мелкой закупке, ее можно провести неконкурентным способом.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в образовании"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для бухгалтеров образовательных учреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность в образовательных учреждениях;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль