Реорганизация без потерь

1167
 Беляева М.
Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации
При реорганизации учреждению необходимо выполнить ряд важных требований законодательства РФ. Завершить расчеты с дебиторами и кредиторами, осуществить передачу материальных ценностей, а затем – составить соответствующие формы бюджетной отчетности. Подробнее об этом читайте в данной статье.

Виды реорганизации

Принципы реорганизации и их правовая регламентация закреплены в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ), а в отношении казенных учреждений – отражены также в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

Так, согласно ст. 13 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть создана в т. ч. в результате реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы и в случаях, предусмотренных федеральными законами, в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы.

Реорганизация может осуществляться в форме преобразования, слияния, присоединения, выделения или разделения (ст. 57 ГК РФ).

При преобразовании, слиянии, разделении, присоединении права и обязанности реорганизованного учреждения переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом (пп. 1–3, 5 ст. 58 ГК РФ). При выделении из состава юридического лица одного или нескольких новых к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованной организации (п. 4 ст. 58 ГК РФ).

Состав и форма отчетности

В соответствии с п. 275 Инструкции № 191н в случае проведения реорганизации получателя бюджетных средств (далее – ПБС) бюджетная отчетность формируется на дату проведения реорганизации в следующем составе:

  • Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230) (далее – Баланс (ф. 0503230));
  • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) (далее – Справка (ф. 0503125));
  • Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) (далее – Справка (ф. 0503110));
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  • Пояснительная записка (ф. 0503160).

При подготовке отчетности учреждению могут вменить в обязанность составить дополнительные ее формы, разработанные:

  • главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств – для подведомственных распорядителей и ПБС;
  • главным администратором доходов бюджета – для подведомственных ему администраторов доходов бюджета.

В текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) дополнительно раскрываются: 1) сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде;
2) иная информация, существенная для главного распорядителя бюджетных средств (далее – ГРБС), главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – ГАИФДБ), главного администратора доходов бюджета (далее – ГАДБ), финансового органа, характеризующая показатели бухгалтерской отчетности реорганизуемого учреждения за отчетный период.

Разделительная (ликвидационная) отчетность предоставляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с предъявлением на электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналам связи.

Порядок предоставления отчетности устанавливается ГРБС, ГАДБ, ГАИФДБ с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии с законодательством РФ.

Отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером учреждения или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом. Подписывает ее руководитель и главный бухгалтер учреждения.

Формы отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.

Разделительная отчетность должна быть составлена на основе данных Главной книги (ф. 0504072) и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для ПБС с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.

Если все показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности, не имеют числового значения, такая форма не составляется, информация о чем подлежит отражению в Пояснительной записке (ф. 0503160).

Если в бюджетном учете показатель имеет отрицательное значение, то в отчетности в случаях, предусмотренных Инструкцией № 191н, он отражается со знаком минус.

Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Утвержденная ГРБС, ГАИФДБ, ГАДБ или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации учреждения, бюджетная отчетность представляется:

  • ГРБС, ГАИФДБ, ГАДБ по новой ведомственной подчиненности (в случае ее изменения);
  • финансовому органу соответствующего бюджета, органу, осуществляющему кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета, в установленном ими порядке.

Реорганизуемое учреждение составляет два комплекта отчетности: 1) промежуточную – формируется на дату после окончания срока для предъявления требований кредиторами. Перед ее составлением должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств согласно требованиям приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49 с оформлением результатов по формам, утв. приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н;
2) передаточный или разделительный баланс (итоговый). Составляется по завершению всех расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий, на установленную учредителем дату реорганизации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности.

Разделительный баланс

Баланс (ф. 0503230) формируется по состоянию на дату реорганизации.

Показатели в нем отражаются в разрезе:

  • бюджетной деятельности (гр. 3, 6);
  • средств во временном распоряжении (гр. 4, 7);
  • итогового показателя (гр. 5, 8).

В группе граф «На начало года» (гр. 3–5) отражаются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф «На конец отчетного периода» предыдущего года (заключительный баланс).

В группе граф «На дату реорганизации (ликвидации)» (гр. 6–8) отражаются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на дату реорганизации без учета заключительных оборотов по счетам бюджетного учета, предусмотренных при завершении финансового года.

Главная отличительная особенность Баланса (ф. 0503230) от Баланса (ф. 0503130) заключается в наличии строк для отражения остатков по счетам, которые по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, закрываются.

Заключительные записи при составлении разделительного баланса не формируются, поэтому в Балансе (ф. 0503230) предусмотрены остатки по счетам:

  • строка 332 – остаток по счету 0 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»;
  • строка 531 – остаток по счету 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение»;
  • строка 534 – остаток по счету 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;
  • строка 535 – остаток по счету 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»;
  • строка 536 – остаток по счету 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»;
  • строка 621 – остаток по счету 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
  • строка 622 – остаток по счету 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (Справка в составе Баланса (ф. 0503230)) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по забалансовым счетам реорганизуемого учреждения в разрезе бюджетной деятельности (гр. 4, 6) и итогового показателя (гр. 5, 7) на начало года (гр. 4, 5) и конец отчетного периода (гр. 6, 7).

Справка (ф. 0503110)

Справка (ф. 0503110) формируется по оборотам счетов, которые сложились на дату реорганизации:

  • 1 210 02 000 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»;
  • 1 210 04 000 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет»;
  • 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;
  • 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»;
  • 1 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»;
  • 1 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
  • 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

В графе 1 раздела 1 Справки (ф. 0503110) отражаются номера соответствующих счетов 1 401 10 000 «Доходы текущего финансового года», 1 401 20 000 «Расходы текущего финансового года», содержащих в соответствующих разрядах номера счета коды бюджетной классификации РФ: видов доходов, разделов, подразделов, классификации расходов бюджета, групп, подгрупп, статей источников финансирования дефицита бюджета.

Коды бюджетной классификации РФ: глав по БК, целевых статей расходов, видов расходов бюджета, подвидов доходов бюджета, видов источников финансирования дефицита бюджета – в соответствующих разрядах номера счета бюджетного учета отражаются со значением «ноль».

Поскольку заключительные записи при составлении отчетности при реорганизации не производятся, то отсутствуют корреспонденции со счетом 1 401 30 000. В этой связи гр. 4–9 раздела 1 не заполняются.

Справка (ф. 0503125)

Справка (ф. 0503125) формируется на дату реорганизации в общеустановленном Инструкцией № 191н порядке. Однако надо помнить, что показатели по консолидируемым расчетам отражаются в Справках (ф. 0503125) раздельно: 1) в части операций по консолидируемым расчетам до принятия решения о реорганизации;
2) в части расчетов по передаче активов и обязательств, числящихся на балансе учреждения, по исполнению решения о его реорганизации.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль