Зарплата - пропорционально качеству услуг

2230
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
Во исполнение поручения Президента России о необходимости принятия мер для сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 гг. Основные положения данной программы рассмотрим далее.

О повышении оплаты труда

Исходя из содержания раздела VIII Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда (далее – Программа), одним из основных результатов ее реализации должно стать повышение заработной платы работников бюджетной сферы. При этом средняя зарплата бюджетников должна быть доведена до следующих значений, установленных Указом № 597:

  • педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования – до средней зарплаты в соответствующем регионе в 2012 г.;
  • педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений – до средней зарплаты в сфере общего образования в соответствующем регионе к 2013 г.;
  • преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работникам учреждений культуры – до средней зарплаты в соответствующем регионе к 2018 г.;
  • врачам, преподавателям образовательных учреждений высшего профессионального образования и научным сотрудникам – до 200% от средней зарплаты в соответствующем регионе к 2018 г.;
  • социальным работникам, в т. ч. медицинских организаций, младшему и среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу (обеспечивающему условия для предоставления медуслуг) – до 100% от средней зарплаты в соответствующем регионе к 2018 г.;
  • работникам медицинских организаций, имеющим высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющим медуслуги (обеспечивающим их предоставление), – до 200% от средней зарплаты в соответствующем регионе к 2018 г.

Предполагаемая динамика значений соотношения средней зарплаты указанных категорий работников и средней зарплаты в субъектах РФ в 2012–2018 гг. приведена в приложении № 4 к Программе. Соотношение носит индикативный характер и подлежит уточнению в «дорожных картах» по мере реализации мероприятий Программы.

Согласно разделу IV Программы повышение зарплат происходит за счет совершенствования основных элементов системы оплаты труда (выплат по окладам (должностным окладам), тарифным ставкам, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера), дифференциации оплаты труда, исходя из ее сложности, в т. ч. путем актуализации:

  • профессионально-квалификационных требований к работникам, профессиональных квалификационных групп;
  • норм труда, включая типовые;
  • содержания трудовых функций по соответствующим должностям;
  • рекомендуемых федеральными органами исполнительной власти для подведомственных учреждений минимальных окладов (ставок) и повышающих коэффициентов.

Перечень мероприятий с указанием сроков их реализации и ответственных исполнителей установлен Планом (приложение № 2 к Программе).

Объемы финансирования мероприятий по повышению зарплат бюджетников (также подлежащие корректировке с учетом реализации «дорожных карт») приведены в приложениях № 6 и № 7 к Программе. Всего же за 2013-2018 гг., по предварительным оценкам, на эти цели может потребоваться 4941 млрд руб.

Высокая социальная значимость и затратность программных мероприятий требует соответствующего контроля. Для этого предусмотрено проведение мониторинга выполнения целевых значений индикаторов повышения оплаты труда работников бюджетной сферы посредством статистического наблюдения, осуществлять которое будут территориальные органы Федеральной службы госстатистики и органы управления по принадлежности на основе представленной учреждениями информации о зарплате.

Информация должна представляться с использованием специально разработанных форм, утв. приказом Росстата от 30.10.2012 № 574 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения численности и оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”» (формы № ЗП-образование, № ЗП-культура, № ЗП-наука и т. д.).

Средний заработок по региону определяется органами госстатистики на основании форм федерального статистического наблюдения № П-4, № 1-Т и № 57-Т, утв. приказами Росстата от 19.08.2011 № 367, от 24.07.2012 № 407, от 20.07.2011 № 330.

Полученные данные обобщаются для расчета отношения средней зарплаты по одной из категорий работников бюджетной сферы к среднему заработку по субъекту РФ в соответствии с утвержденной Методикой (приложение № 5 к Программе).

Альтернативный порядок получения данных в целях анализа ситуации с уровнем зарплаты работников учреждений культуры и разработки мер по его повышению, а также определения необходимых для этого бюджетных ассигнований установлен в письме Минкультуры России от 22.06.2012 № 81-01-39/04-АБ. Согласно ему органам исполнительной власти субъектов РФ поручено представить по формам, приведенным в письме (приложения 2а, 2б), аналитические материалы, характеризующие фактический уровень средней месячной начисленной зарплаты работников учреждений культуры (подведомственных субъекту РФ и муниципальным образованиям) в регионе, его соотношение со средней зарплатой на данной территории в разрезе типов учреждений, в т. ч. в крупных, малых и средних городах, сельской местности.

На основании данных мониторинга по окончанию каждого года проводится оценка деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления по достижению установленных показателей соотношения средней зарплаты отдельных категорий работников к средней зарплате в субъекте РФ. И далее формируются предложения по регулированию системы оплаты труда.

Об эффективности и качестве

Согласно подп. «е» п. 1 Указа № 597 и разделам III, VIII Программы повышение зарплат бюджетников должно быть обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг (речь идет об обеспечении эффективности деятельности госучреждений в целом, а также их руководителей и работников в частности).

Зарплата конкретного работника будет зависеть от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть и выше, и ниже целевого значения, установленного указами Президента РФ.

В зависимости от выполнения органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления мероприятий «дорожных карт» по совершенствованию системы оплаты труда и повышению качества услуг принимается решение о возможности предоставления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам регионов на частичное обеспечение их расходных обязательств в связи с повышением зарплаты бюджетников.

Согласно разделу II Программы, где анализируется текущая ситуация по формированию системы оплаты труда в бюджетной сфере, мероприятия по внедрению и использованию механизмов стимулирования работников к производительному и качественному труду сегодня малоэффективны.

В частности, обращено внимание на то, что с введением новых условий оплаты труда решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда удалось не для всех учреждений, т. к. показатели и критерии эффективности недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. Это связано с тем, что стимулирующие выплаты применяются в качестве гарантированной части заработка, которая не увязана с результатами труда. Причина этому – низкий размер тарифной части зарплаты, а также слабая конкурентоспособность учреждений на региональных рынках труда.

Кроме того, в системах оплаты труда работников сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, обладающие низкой эффективностью, поскольку у них нет конкретных измеримых параметров (например, добросовестное выполнение обязанностей).

В связи с изложенным предлагается: 1) внедрить системы оплаты труда, увязанные с качеством оказания госуслуг и эффективностью деятельности работников по заданным критериям и показателям;
2) повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании госуслуг;
3) повысить качество оказания госуслуг.

Для решения поставленных задач разработан целый перечень мероприятий, подлежащих выполнению в рамках I–III этапов (2012–2018 гг.) реализации Программы (раздел VI). В частности, в целях повышения эффективности деятельности работников предполагается: 1) актуализация нормативной правовой базы для оценки труда, включая:

  • внесение изменений в постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Постановление № 583) в части уточнения норм по содержанию примерных положений об оплате труда с учетом введения увязанных с целевыми показателями развития отраслей показателей и критериев оценки деятельности учреждений, их руководителей и работников;
  • утверждение методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений, их руководителей и работников по сферам деятельности, видам учреждений и основным категориям работников;
  • утверждение правовыми актами федеральных органов исполнительной власти в отношении подведомственных казенных и бюджетных учреждений целевых показателей эффективности их деятельности, рекомендаций по установлению таких показателей для автономных учреждений в части выполнения госзадания с учетом введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности;
  • утверждение на уровне учреждений изменений, которые вносятся в положения об оплате труда в части установления размеров окладов (ставок), показателей, критериев, условий и размеров стимулирующих выплат;

Для справки

В эффективном контракте должны быть конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов деятельности и качества оказываемых госуслуг, а также меры социальной поддержки. Примерная форма такого трудового договора с работником приведена в приложении № 3 к Программе, а с руководителем – трудовой договор заключается на основе типовой формы, утв. Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 275 ТК РФ).

2) актуализация (разработка) показателей эффективности деятельности работников учреждений для обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых госуслуг, в т. ч.:

  • совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, их установление в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют;
  • отмена стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников;
  • определение оптимального соотношения гарантированной части зарплаты и стимулирующих надбавок;

3) заключение трудовых договоров в связи с введением эффективного контракта либо дополнительных соглашений к трудовым договорам с уточнением показателей, критериев, условий, размеров стимулирующих выплат.

Рост эффективности деятельности и квалификации бюджетников в конечном итоге направлен на повышение качества оказания госуслуг.

Для справки

По мнению разработчиков, реализация комплекса мероприятий Программы позволит: повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании госуслуг; внедрить в учреждениях системы оплаты труда, увязанные с качеством оказания госуслуг; повысить уровень квалификации работников; создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей.

Программа предусматривает формирование и введение независимой системы оценки эффективности и качества работы учреждений, их работников и руководителей. Периодичность оценки устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в соответствии с положениями «дорожных карт» по каждой сфере деятельности учреждения.

Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников устанавливаются локальными нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности соответствующего учреждения.

О прозрачности оплаты труда руководителей

В качестве самостоятельного блока в Программе выделен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение прозрачности оплаты труда руководителей госучреждений (соответствующие требования установлены подп. «ж» п. 1 Указа № 597). Это, в частности (раздел IV Программы):

  • установление с 2013 г. предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителей и работников в кратности от 1 до 8 (соответствующие изменения внесены в абзац шестой п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утв. Постановлением № 583);
  • формирование нормативной правовой базы и организация мероприятий по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя госучреждения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей. В связи с этим принят Федеральный закон от 29.12.2012 № 280-ФЗ, которым внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов (включая Федеральные законы от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и др.);
  • введение понятных правил установления руководителям вознаграждения за труд, компенсационных и стимулирующих выплат (с учетом показателей эффективности деятельности), других элементов зарплаты.
Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×