«Системная ошибка в отчетности – отражение расчетов с учредителем»

3626
 Кривенец А.И.
Начальник отдела методического обеспечения бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства
Для бухгалтеров вновь наступает горячая пора – сдача отчетности за шесть месяцев 2013 г. О том, как подойти к ней во всеоружии, заранее исправить возможные неточности, расскажет Анна Николаевна Кривенец, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.

– На данный момент наверняка уже проанализированы результаты представления учреждениями бухгалтерской отчетности за 2012 г. Какие ошибки допускались чаще всего?

– Помимо технических ошибок, невыполнения контрольных соотношений можно выделить ряд методологических сложностей, возникших при составлении отчетности за 2012 г., самая системная из которых связана с отражением показателей по счетам 1 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях» и 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем».

Найти объяснение, почему так произошло, безусловно, можно.

Ведь у Минфина России долгое время не было единообразного подхода к формированию показателей по этим счетам.

И только в сентябре 2012 г. было подготовлено письмо (письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798), которое расставило все точки над «i». Теперь позиция Минфина России четко определена и ею нужно руководствоваться в будущем.

– Какие основные моменты Вы бы отметили?

– Первый – в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений на счете 0 210 06 000 по видам деятельности 2, 4 учитывается показатель расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя, в размере балансовой стоимости имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно (далее – особо ценное имущество, ОЦИ). У учредителя на счете 1 204 33 000 должны быть отражены аналогичные данные в сумме по всем подведомственным учреждениям.

Обращаю внимание, на величину амортизации ОЦИ показатели счетов 0 210 06 000 и 1 204 33 000 не корректируются.

Второй – чтобы определить состав имущества, сведения о котором должны отражаться на указанных счетах, нужно руководствоваться положениями ст. 120 ГК РФ. В ней четко сказано, каким имуществом учреждения не вправе распоряжаться самостоятельно. Для бюджетного учреждения это особо ценное движимое имущество, закрепленное собственником или приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эти цели, и недвижимое имущество вне зависимости от источника приобретения.

Что касается автономных учреждений, у них, в отличие от бюджетных, показатель счета 0 210 06 000 не увеличивается на стоимость недвижимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности.

Третий – показатели по счету 2 210 06 000 могут быть только в части ОЦИ, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения. Особо ценное движимое имущество, приобретенное бюджетным учреждением после изменения его типа за счет средств от приносящей доход деятельности, не подлежит отражению по счету 2 210 06 000, при этом вопросы отнесения его к ОЦДИ регулируются в установленном учредителем порядке.

Подробно о порядке учета расчетов с учредителем читайте: Пименов В.В. Какое ОЦИ учитывать на счете 210 06 – вопрос не праздный, Багрин В.П. Корректировка перечня ОЦДИ: учетные процедуры // Финансовый справочник бюджетной организации. 2013. № 5.

– Применимы ли положения, касающиеся приносящей доход деятельности, к имуществу, приобретенному за счет средств обязательного медицинского страхования?

– Да, в полной мере. По этому вопросу было подготовлено письмо Минфина России от 17.01.2013 № 02-06-07/111.

Имущество, приобретенное за счет средств ОМС, которое исходя из установленных критериев относится к особо ценному движимому имуществу, отражается по группе аналитического учета 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения».

Однако в показателях по счету 7 210 06 000 такое имущество не отражается. Опять же это не касается имущества, приобретенного до смены типа учреждения.

– Кроме расчетов с учредителем были еще какие-то системные ошибки?

– Да, в Справках по консолидируемым расчетам (ф. 0503725).

Не нужно было включать в Справки (ф. 0503725) по счету 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» операции по переводу активов между видами финансового обеспечения. Однако достаточно большое количество учреждений сделали эту ошибку.

Сводные Справки (ф. 0503725) подлежат составлению и представлению в составе сводной годовой отчетности только по счету 304 06 в части бухгалтерских операций государственных (муниципальных) учреждений по изменению их типа в течение финансового года. Иные операции, осуществляемые учреждениями по счету 304 06, в Справке (ф. 0503725) не отражаются, в составе квартальной отчетности данную форму представлять не требуется. На это указано в письме Минфина России от 17.01.2013 № 02-06-07/110.

Ну и, конечно, не нужно забывать, что расчеты между учреждениями не консолидируются.

– Перейдем непосредственно к особенностям формирования отчетности на 1 июля 2013 г. Начнем с наиболее важной формы – Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737). Каковы особенности его составления?

– В графе 7 «Исполнено плановых назначений через кассу учреждения» раздела 1 «Доходы учреждения» показатели могут заполняться только по виду финансового обеспечения 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)». По другим видам деятельности исполнение осуществляется только через лицевые счета.

В графе 8 «Исполнено плановых назначений некассовыми операциями» Отчета (ф. 0503737) отражаются операции, исполненные без движения средств учреждения, например, прекращение обязательств учреждения зачетом встречного однородного требования, проще говоря, взаимозачет, в т. ч. в рамках договоров, заключенных по видам финансового обеспечения 2, 4.

Возврат в отчетном периоде неиспользованных остатков целевых субсидий прошлых лет подлежит отражению по виду финансового обеспечения 5, коду 180 «Прочие доходы» КОСГУ в строке 104 Отчета (ф. 0503737) со знаком «минус». Этот показатель должен соответствовать показателю Отчета (ф. 0503127) главного администратора доходов бюджета по коду 000 2 18 00000 00 0000 180 «Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата организациями остатков субсидий прошлых лет».

Показатели Отчета (ф. 0503737) в части субсидий, полученных из бюджета, и расходы органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, по предоставлению соответствующих субсидий, отраженные в Отчете (ф. 0503127), также должны соответствовать.

Подробно о требованиях, предъявляемых к заполнению Отчета (ф. 0503737), можно прочитать в письме Федерального казначейства от 09.01.2013 № 42-7.4-05/2.1-3. Данные разъяснения приурочены к составлению бухгалтерской отчетности за 2012 г. В то же время, отдельные формы, о которых говорится в письме, имеют квартальную периодичность.

Об особенностях формирования Отчета (ф. 0503737) говорится также в письме Минфина России от 26.06.2012 № 02-06-07/2335.

– Где в Отчете (ф. 0503737) должны отражаться остатки денежных средств на начало года?

– В строке 700 «Изменение остатков средств». При этом нужно учесть и остаток денежных средств в кассе учреждения на начало года. Еще один важный момент – остаток нельзя включать в доходы. Его размер учитывается при планировании расходов текущего года.

Хотелось бы немного добавить по поводу отражения в Отчете (ф. 0503737) сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет. Если такая задолженность возникла за счет субсидии на выполнение государственного задания, ее возврат должен отражаться как восстановление расходов. Если же возвращается дебиторская задолженность, возникшая за счет средств бюджета до изменения типа учреждения, поступившие суммы показываются в строке 040 по коду 130 «Доходы от оказания платных услуг» КОСГУ и в дальнейшем перечисляются в доход бюджета.

– Наверняка возникали проблемы с формированием Отчета о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738), ведь долгое время к учету операций санкционирования расходов бухгалтеры относились довольно формально. Какие рекомендации можно дать для правильного составления формы?

– Для корректного заполнения Отчета (ф. 0503738) важно правильно вести учет операций санкционирования расходов, особенно принятых обязательств. Правильно сформированные показатели по счетам 0 502 11 000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» и 0 502 12 000 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» – залог успешного составления отчета.

С целью обеспечения единообразия отражения в бухгалтерском учете организаций сектора государственного управления обязательств (денежных обязательств) Минфином России было подготовлено письмо от 21.01.2013 № 02-06-07/155.

В большей степени оно ориентировано на казенные учреждения и разъясняет порядок бюджетного учета принятых бюджетных обязательств на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства». Однако бюджетные и автономные учреждения, особенно те, которые в рамках переданных органами власти полномочий осуществляют бюджетные инвестиции или исполняют публичные нормативные обязательства, также могут руководствоваться данным письмом в своей работе.

– Нередко бухгалтеры задают вопрос, каким образом нужно отражать принятые учреждением обязательства, если договор на оказание коммунальных услуг содержит только натуральные показатели?

– В такой ситуации обязательства нужно принимать в размере, утвержденном планом финансово-хозяйственной деятельности.

– Наконец, пояснительная записка. На что здесь нужно обратить внимание?

– Практика показывает, что при приеме отчетности уполномоченные органы уделяют большое внимание размеру остатков денежных средств на счетах бюджетных и автономных учреждений. Поэтому в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760) целесообразно привести факторы, повлиявшие на наличие остатков. Они могут носить как объективный, так и субъективный характер.

Например, получение субсидии на выполнение государственного задания либо иные цели в конце отчетного периода, естественно, увеличит остаток денежных средств. Такая причина в большинстве случаев является объективной. С другой стороны, такие основания как несвоевременное или неравномерное заключение договоров, и как следствие, их неисполнение свидетельствуют о недостатках в работе самого учреждения.

Соответствующие рекомендации даны в письме Федерального казначейства от 05.02.2013 № 42-7.4-05/2.1-77. Это наиболее актуальные разъяснения об особенностях составления и представления месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений в 2013 г.

Они предназначены для федеральных учреждений и федеральных органов власти, однако зачастую аналогичные положения применяются и на уровне субъектов РФ.

– Подводя итог, что же нужно делать, чтобы сдавать бухгалтерскую отчетность без ошибок и в срок?

– Я не зря назвала так много писем, подготовленных Минфином России и Федеральным казначейством. В них раскрываются особенности составления отчетности, акцентируется внимание на тех или иных показателях, освещаются наиболее сложные моменты, на которые нужно обратить особое внимание.

Все письма размещаются на сайтах Минфина России www.minfin.ru/ru/ в разделе «Бюджетная классификация Российской Федерации, бюджетный учет и исполнение бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов» и Федерального казначейства www.roskazna.ru в разделе «Методический кабинет», подразделе «Учет и отчетность».

Безусловно, чтобы успешно сдать отчетность, в первую очередь необходимо соблюдать требования нормативных правовых актов Минфина России, регламентирующих вопросы ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности. Однако не менее важно своевременно знакомиться с разъяснительными письмами органов власти, принимающих отчетность. А в случае возникновения вопросов – заблаговременно обращаться за разъяснениями.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль