Стоимость услуги: за кем последнее слово?

955
 Чалая Ю.
Автор: Чалая Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Автономное учреждение по своему усмотрению вправе оказывать услуги (выполнять работы) для граждан и юридических лиц за плату сверх государственного (муниципального) задания. Чтобы ответить на вопрос, кто должен утверждать цены на такие услуги - учреждение или учредитель, - проанализируем нормы действующего законодательства.

Права и обязанности

Согласно ч. 6 и 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ) платные услуги (работы), оказываемые автономным учреждением сверх задания, должны:
1 относиться к основной деятельности учреждения;
2 осуществляться на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами;
3 служить достижению целей, ради которых создано учреждение, и соответствовать этим целям;
4 указываться в учредительных документах (уставе) учреждения.

Устав учреждения утверждается учредителем, документ должен содержать полный перечень оказываемых платных услуг (выполняемых работ). Цены на услуги автономного учреждения федерального и регионального уровней подчинения согласовывать с учредителем не требуется.

В целях защиты интересов потребителей орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе сформировать только рекомендуемый (общий) порядок определения платы за услуги или работы (далее – Порядок) либо установить рекомендуемые цены на платные услуги (работы).

Запомнить

Устав автономного учреждения должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые оно вправе осуществлять, в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (п.5, ч.2, ст.7 Закона № 174-ФЗ).

В указанном Порядке учредитель может:

  • сформировать исчерпывающий перечень платных услуг с указанием цен для каждого учреждения;
  • сформировать и утвердить единый исчерпывающий перечень платных услуг с указанием цен, а учреждению предоставить право определить, какие услуги из данного перечня оно будет оказывать;
  • предоставить право учреждению формировать и утверждать перечень платных услуг и устанавливать цены на них по согласованию с ним;
  • предоставить право учреждению самостоятельно формировать и утверждать перечень платных услуг и устанавливать цены на них (исходя из рыночных и иных условий).

Однако предоставленная Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) вариативность распределения ответственности при формировании Порядка и утверждении цен на платные услуги (работы), не может быть применена на муниципальном уровне ни для одного типа учреждений, в т. ч. автономного.

Между двумя законами

Согласно п. 6 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

А установление непосредственно тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, относится к полномочиям органов местного самоупраления (местной администрации) (п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ).

Нормативный документ

В соответствии со ст. 52 Закона РФ от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», учреждения культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты.

Согласно п. 8 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006) порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) самостоятельно.

Согласно п. 18 постановления Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем.

Конечно, представительный орган в своем Порядке может предусмотреть совсем общие положения и закрепить полномочия по составлению отраслевых порядков определения платы за услуги, работы за органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. А местная администрация, в свою очередь, передаст полномочия установления тарифов органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей, которые не являются органами местного самоуправления (они дальше по цепочке смогут передать эти полномочия учреждениям), или напрямую учреждениям.

Но данные действия еще больше затрудняют процесс реализации Закона № 83-ФЗ, т. к. связаны с разработкой и утверждением большого числа правовых актов, к тому же не исключены судебные споры по данному вопросу. Иногда прокуроры обращаются в арбитражные суды с выводом о том, что тарифы на все услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, должны устанавливаться органами местного самоуправления самостоятельно, т. к. передача данных полномочий учреждениям (решением представительного органа) противоречит п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ и ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), устанавливающими запрет на совмещение функций органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов.

В ряде случаев арбитражные суды признают законным решение представительного органа местного самоуправления о передаче полномочий по установлению цен и тарифов самим учреждениям.

Запомнить

Тарифы на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными учреждениями, устанавливаются органом местного самоуправления (ст. 17 Закона № 131-ФЗ). Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги (работы) муниципальных учреждений определяет представительный орган местного самоуправления (ч. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ).

Пример

В постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.08.2008 по делу № А82-1773/2008-14 указывается, что ценовое регулирование всех (без исключения) видов оказываемых муниципальными предприятиями услуг (включая и те, которые не подлежат государственному регулированию) ущемляет права и интересы участников гражданских правоотношений. На этом основании суд делает вывод, что предоставленное Положением Думы Ростовского района Ярославской области от 30.10.2007 № 270 право муниципальным учреждениям устанавливать свободные тарифы на услуги не противоречит Закону № 131-ФЗ и Закону № 135-ФЗ. Арбитражный суд Ярославской области в решении от 12.05.2008 по тому же делу указывает, что в данном случае орган местного самоуправления решил устанавливать тарифы только на отдельные виды услуг муниципальных учреждений, что не противоречит ни Гражданскому кодексу РФ, ни другим федеральным законам.

Таким образом, если учредитель в лице органа местного самоуправления уверен в своей правоте и готов отстаивать ее в суде, он может предоставить учреждениям право самостоятельно утверждать тарифы.

мнение специалиста

Ирина Абанкина,
канд.экон.наук, директор Института развития образования НИУ ВШЭ

Согласно Закону № 83-ФЗ принципы и порядок организации приносящей доход деятельности устанавливает учредитель. При этом Закон № 131-ФЗ право установления тарифов на муниципальные услуги закрепляет за муниципальными образованиями. Таким образом, возникает правовая коллизия. Как правило, муниципалитеты утверждают некий перечень стандартных услуг и цены на них. Если учреждение не может работать по установленным тарифам (они завышены, и потребители не могут столько платить либо, наоборот, занижены, и нет возможности пригласить квалифицированных специалистов), юристы рекомендуют переименовать услугу, т. е. сделать ее условно нестандартной (не поименованной в муниципальном перечне). Например, вместо «Хорового пения» в детском саду можно назвать услугу «Воспитание музыкальной культуры» или «Приобщение к музыке». И далее самостоятельно установить тариф.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×