Как Счетная палата борется с неэффективностью

1686
 Тюрин А.
Автор: Тюрин А.
Государственный советник РФ 1-го класса
Ряд примеров неэффективного использования бюджетных средств учреждением может свидетельствовать о признаках коррупции и стать основанием для реагирования правоохранительных органов. Вот почему каждое решение руководителя организации, связанное с расходованием средств, должно быть обосновано с экономической точки зрения, а по возможности подкреплено расчетами.

Четких критериев нет

Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов учредители и учреждения должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В настоящее время отсутствует единая научно обоснованная методика, содержащая четкие критерии для установления неэффективного использования учреждениями бюджетных средств. Констатируя при проверках наличие подобных нарушений, должностные лица органов финансового контроля, по сути, формулируют свою субъективную профессиональную оценку по поводу отдельных фактов финансово-хозяйственной деятельности учреждения, которая может существенно отличаться как от позиции должностных лиц учреждения, так и от оценок других экспертов.

Запомнить

Внимание органов финансового контроля все более смещается с вопросов целевого использования бюджетных средств на контроль достижения ГРБС и учреждениями запланированных результатов, результативности и целесообразности произведенных расходов.

Ни административная, ни уголовная ответственность за неэффективное использование бюджетных средств не предусмотрена.

Тем не менее указание на подобное нарушение в материалах проверок нередко становится основанием для привлечения соответствующих должностных лиц к дисциплинарной ответственности, принятия иных кадровых, организационных решений.

Согласно стандарту

Ответ на вопрос, каким образом контролеры могут обосновать факт неэффективного расходования бюджетных средств, можно найти в Стандарте финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утв. решением Коллегии Счетной палаты РФ от 09.06.2009 № 31К (668) (далее – Стандарт).

В п. 3.1 Стандарта перечислены три параметра эффективности использования государственных средств: экономичность, продуктивность, результативность. При этом, учитывая специфику деятельности проверяемой организации, могут оцениваться только отдельные из указанных факторов.

Экономичность. Использование средств признается экономичным, если проверяемый объект достиг заданных результатов с применением их наименьшего объема (абсолютная экономия) или более высоких результатов с использованием заданного объема государственных средств (относительная экономия) (п. 3.2 Стандарта).

В качестве способов проверки экономичности расходов в Стандарте приводятся:

  • проверка и анализ источников и способов приобретения необходимых ресурсов (например, проведение конкурсов);
  • сравнение затраченных объектом проверки средств на приобретение ресурсов с аналогичными показателями предыдущего периода или с показателями других организаций;
  • проверка наличия возможности более экономного и рационального способа использования ресурсов в существующих условиях хозяйствования.

Запомнить

Каждое решение руководителя учреждения, связанное с расходованием денежных средств, должно быть обосновано с экономической точки зрения и подкреплено расчетами.

Продуктивность. Использование средств может быть оценено как продуктивное в том случае, когда затраты ресурсов на единицу произведенной продукции (оказанной услуги) или объем произведенной продукции (оказанной услуги) на единицу затрат будут равны или меньше соответствующих запланированных показателей (п. 3.3 Стандарта).

Для оценки продуктивности использования денежных средств применяются:

  • плановые и фактические результаты деятельности объекта проверки, выраженные в соответствующих количественных показателях;
  • нормативы бюджетных расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг (иные подобные нормативы);
  • сравнение фактически полученных соотношений между затратами и результатами с аналогичными соотношениями, достигнутыми объектом в предшествующий период, или же с соотношениями между затратами и результатами в других организациях, осуществляющих деятельность в проверяемой сфере использования бюджетных средств (при отсутствии нормативов).

Результативность. Согласно п. 3.4 Стандарта результативность определяется путем оценки:

  • экономической результативности (путем сравнения достигнутых и запланированных экономических результатов использования средств или деятельности объектов, которые выступают в виде конкретных продуктов деятельности (объемы произведенной продукции и оказанных услуг, количество людей, получивших услуги, и т. п.));
  • социально-экономического эффекта (на основе анализа степени достижения установленных социально-экономических целей – осуществляется оценка того, как экономические результаты использования средств оказали влияние на удовлетворение потребностей экономики, общества, какой-либо части населения или определенной группы людей, т. е. тех, в чьих интересах были использованы средства).

Нормативный документ

Вступил в действие Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», которым уточнены аспекты деятельности высшего органа внешнего государственного аудита (контроля).

Отдельными статьями регулируются статус и порядок утверждения стандартов Счетной палаты РФ, обязательное государственное страхование и материальное обеспечение данного органа (более подробно определяется материальное обеспечение сотрудников, в т. ч. размеры окладов инспекторов).

Группы нарушений

Анализ результатов контрольных мероприятий Счетной палаты РФ, а также судебной практики позволяет разделить нарушения принципа результативности и эффективности на несколько групп.

1 Расходование средств без достижения требуемого результата.

Пример 1

В рамках реализации договора между коммерческой организацией (заказчик) и бюджетным учреждением (исполнитель) на выполнение НИОКР общей стоимостью 238 млн руб. учреждением устанавливались крайне короткие сроки исполнения договорных обязательств соисполнителями (7–10 дней), осуществлялась единовременная выплата денежных вознаграждений сотрудникам, не имеющим опыта работы, в существенных размерах (до 5 млн руб. на 1 сотрудника) без какого-либо подтверждения выполнения работ. В данном примере очевидны признаки коррупции.

2 Расходование средств с превышением необходимого объема затрат, но при получении требуемого результата. Чаще всего это нарушение связано с увеличением стоимости работ в ходе выполнения контрактов.

Результат, как правило, достигается не только при увеличении затрат, но и не в установленные сроки.

Пример 2

За период строительства объекта областной службой заказчика было заключено 23 дополнительных соглашения к контракту, увеличивших стоимость строительства до 2,6 млрд руб., что в 1,9 раза выше цены, заявленной при проведении конкурса. В нарушение условий контракта строительство объекта завершено с задержкой на 3 года.

3 Приобретение ненадлежащего по своим параметрам оборудования, либо оборудования, которое по тем или иным причинам не может использоваться, либо морально устаревшего оборудования.

Пример 3

Учреждением высшего образования за счет средств федерального бюджета было закуплено оборудование для проведения научных исследований общей стоимостью 130 млн руб. Как показала проверка, оборудование размещено в условиях, при которых проведение всего спектра научных исследований, для которого оно предназначено (исследований особой точности в области нанотехнологий), невозможно.

4 Необоснованное накопление на счетах остатков денежных средств

Пример 4

Правительством региона в течение 3 лет не обеспечивается освоение средств федерального бюджета по программам местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков. В результате средства ежегодно возвращаются в федеральный бюджет в виде остатков, а после подтверждения в их потребности перечисляются обратно в региональный бюджет – 155 млн руб.

5 Создание нереальной к взысканию дебиторской задолженности.

Пример 5

Администрациями муниципальных образований в 2001–2010 гг. произведена оплата жилья для отселения граждан, которое не было получено, в результате чего по причине банкротства продавцов сформировалась нереальная к взысканию просроченная дебиторская задолженность – 229,4 млн руб.

6 Нарушения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ Счетная палата РФ обычно выделяет отдельно как несоблюдение конкурсной дисциплины. В 2012 г. выявлено таких нарушений на общую сумму 130 млрд руб.

Пример 6

Экономия бюджетных средств по результатам размещения заказов и заключения контрактов носила, в основном, условный характер. В последующем заказчиками на сумму сэкономленных средств дополнительно заключались контракты либо дополнительные соглашения к уже заключенным контрактам, на основании которых осуществлялось дополнительное финансирование, в ряде случаев – с превышением сметной стоимости.

Нормативный документ

Разъяснения по поводу нарушений Закона № 94-ФЗ даны в письме Росфиннадзора от 27.04.2009 № 43-0.1-07-25/1813.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×