Как заключить контракт о подготовке специалиста

117
Бурков Александр Владимирович
ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ-ВШЭ
С 25 августа действуют изменения в Типовом положении (регламенте) о контрактной службе. Теперь ее может возглавлять сам руководитель заказчика*. Так как есть необходимость переподготовки специалистов в сфере закупок, рассмотрим пошаговый алгоритм действий при приобретении образовательных услуг.

* Типовое положение скорректировано приказом Минэкономразвития России от 26 мая 2014 г. № 294 (зарегистрирован Минюстом России 23 июля 2014 года).

А.В. Бурков, ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ ВШЭ

Шаг 1. Обоснование и планирование

Любая закупка должна быть обоснованной. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» обоснованию подлежат сам объект закупки, его предельная цена и способ определения исполнителя, который будет оказывать услуги.
С обоснованием объекта закупки сложностей возникнуть не должно. Ведь в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок. Повышение уровня квалификации в сфере закупок может быть в виде высшего образования или в виде дополнительного профессионального образования (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
Но поскольку профессии «специалист по закупкам» де-юре не существует (де-факто контрактными управляющими сейчас являются лица, имеющие самое различное образование), то говорить о высшем образовании в сфере закупок не приходится. Поэтому остановимся на варианте дополнительного профессионального образования. Тем более что теперь необходимо обосновать стоимость закупки, то есть начальную (максимальную) цену контракта.
Здесь все значительно сложнее.
С одной стороны, можно говорить о большом количестве открытых источников информации и возможности применения метода сопоставимых рыночных цен (ч. 2 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

О регламенте и сложностях создания контрактной службы рассказано в статье «Закон о контрактной системе: закупки в январе» (№ 1, 2014).

С другой стороны, крайне удивителен чрезвычайно большой разброс этих цен и форматов непосредственного обучения, а ведь это очень важно для грамотного описания объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Дело в том, что услуги дополнительного профессионального образования могут оказываться как очно, так и дистанционно (иногда существует смешанная очно-дистанционная форма).
Что собой представляет очная форма, комментировать нет необходимости, дистанционное же обучение предполагает самостоятельное изучение слушателем материала с помощью соответствующих технологических средств исполнителя (как правило, через интернет-сайт). На этом же сайте слушателю предлагается пройти итоговое тестирование. Свидетельство о повышении квалификации высылается по почте. Преимущества дистанционной формы обучения очевидны (экономия времени и финансовых расходов на проезд, проживание сотрудника), но есть и недостатки – отсутствие прямого контакта с преподавателем, трудности организации деловых игр в составе рабочих групп или даже полная их невозможность.
Различны и объемы услуг. Повышение квалификации в необходимом для раскрытия принципа профессионализма минимальном объеме (вопросы профессиональной переподготовки не рассматриваются) может составлять как 144 академических часа, так и 8 академических часов (и «качество» такого обучения очевидно).
По мнению автора, ориентироваться можно на объем обучения от 72 до 120 академических часов.
Именно такой формат является многократно проверенным практикой и подтвержденным положительными отзывами слушателей.
Если говорить об очной форме обучения, то средняя стоимость подготовки специалиста по государственным и муниципальным закупкам в федеральных учебных центрах, заслуживающих внимания, по программе очного обучения составляет, как правило, от 20 тыс. до 35 тыс. руб. В региональных учебных центрах сумма может быть меньше, но незначительно. Качественные образовательные услуги требуют привлечения качественных специалистов, работа которых должна соответственно оплачиваться. Не говоря уже о методической поддержке учебного процесса, комфорте аудитории и т. д.
Дальнейшие действия будут определяться количеством обучаемых лиц. Если речь идет о двух-трех специалистах, то очевидна возможность неконкурентной закупки (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Если объем услуг выше, то необходимо применение закупочных процедур (или придется дробить закупку, что многочисленные проверяющие и надзирающие органы не приветствуют).

Выгодно заключить контракт образовательным учреждениям поможет наш уникальный электронный сервис «Закупки 2014». А в Школе БГУ есть спецкурс для обучения специалистов контрактной службы (курс доступен всем подписчикам журнала).

Шаг 2. Проведение закупки

Кто может оказывать образовательные услуги? Новая редакция Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает на это следующий ответ: любая организация, имеющая соответствующую лицензию.
То есть, если у организации есть действующая лицензия на оказание образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования, она потенциально может быть исполнителем таких услуг. Это все, что можно отметить во исполнение части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Каким способом осуществлять закупку? Учитывая специфику образовательных услуг, следует избегать применения процедур, подразумевающих возможность определения победителя исключительно по критерию «минимальная цена». Квалифицированный исполнитель не может в данном случае составить конкуренцию неквалифицированному по причинам, описанным выше.
Если говорить о процедурах выбора победителя по совокупности показателей, то при определении неценовых критериев следует обратить внимание на такие, как опыт (в первую очередь), то есть подтвержденные сведения о том, как долго образовательная организация готовит специалистов по интересующей заказчика тематике. Другим важным критерием является репутация – отзывы специалистов по работе того или иного претендента. Для объективности выбора в данном случае целесообразно привлечь независимых экспертов.

Шаг 3. Исполнение контракта

При оказании образовательных услуг исполнение контракта, как правило, связано со 100-процентной их предоплатой (эта специфика находит свое отражение в законах о бюджете соответствующих уровней).
Образовательная услуга нематериальна, поэтому ее приемка носит формальный характер и на этой стадии крайне сложно предъявить исполнителю какие-либо претензии, кроме явных случаев неисполнения контракта (срыв занятий, неадекватное поведение преподавателя и т. д.).

Об изменениях в контрактной системе читайте в статье «Закон о контрактной системе скорректирован» (№ 7, 2014).

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в образовании"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для бухгалтеров образовательных учреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность в образовательных учреждениях;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль