Крупная сделка: как определить нижнюю границу

1245
 Пименов В.В.
Руководитель аналитического отдела ООО "Лаборатория информационных исследований"
В начале года мы подробно рассмотрели правовые проблемы крупных сделок. Однако и экономическая сторона этого вопроса: как на основании данных бухгалтерской отчетности рассчитать порог, при превышении которого сделка признается крупной, – в законодательстве описана лишь общими штрихами. Цена ошибки велика, поэтому разберем подходы, которые позволят свести риск к минимуму.

Пробелы в законодательстве

Сделка признается крупной, если ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее – Закон № 7-ФЗ; ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее – Закон № 174-ФЗ). При этом уставом учреждения может быть предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Балансовая стоимость активов, принимаемая в расчет при определении нижней границы крупной сделки, должна определяться по данным бухгалтерской отчетности организации на последнюю отчетную дату.

Никаких иных норм, устанавливающих порядок определения нижней границы крупной сделки, законодательство не содержит. Единственный документ, который в какой-то мере разъясняет порядок практического применения норм Законов № 7-ФЗ и № 174-ФЗ – письмо Минфина России от 11.07.2012 № 02-06-07/2679. Однако оно снимает далеко не все вопросы, которые могут возникнуть на практике при отнесении определенных сделок к категории крупных, например такие:

  • что понимать под бухгалтерской отчетностью на последнюю отчетную дату;
  • что понимать под активами учреждения в целях определения нижней границы крупной сделки;
  • каким образом формировать показатели бухгалтерской отчетности, которые могут оказать существенное влияние на величину нижней границы крупной сделки.

Кроме того, письма не являются нормативными правовыми актами и не содержат правовых норм (Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009).

Слово за учредителем

Роль учредителя в реализации положений п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ и ст. 14 Закона № 174-ФЗ переоценить сложно. До издания соответствующего нормативного правового акта уполномоченным органом власти на федеральном уровне учредитель в рамках своих полномочий может издать нормативный правовой акт, устраняющий любые неопределенности в порядке расчета нижней границы крупной сделки, распространив его действие на все подведомственные бюджетные и автономные учреждения.

Устранив подобным образом пробелы, существующие в нормативной базе, учредитель значительно обезопасит подведомственные учреждения от возможных претензий контролирующих органов по поводу обоснованности определения нижней границы крупной сделки.

Если оставить вопрос без должного внимания, существует риск втянуться в многочисленные судебные разбирательства – сделка может быть признана недействительной, а руководитель учреждения привлечен к ответственности в размере убытков, причиненных учреждению в результате совершения крупной сделки без согласования.

При отсутствии нормативного правового акта, утвержденного учредителем, учреждение может разработать соответствующий локальный правовой акт самостоятельно, согласовав его с учредителем или уведомив о наличии такого документа.

Рекомендуем включить в подобный нормативный правовой акт следующие положения.

Бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату

Учреждениями составляется как годовая, так и квартальная бухгалтерская отчетность (п. 2 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, далее – Инструкция № 33н).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется всеми экономическими субъектами (ст. 13, 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее – Закон № 402-ФЗ). А вот квартальная отчетность является промежуточной (ч. 5 ст. 13 Закона № 402-ФЗ, п. 3 Инструкции № 33н).

Финансовый орган или учредитель вправе включить в состав квартальной бухгалтерской отчетности дополнительные формы (п. 8 Инструкции № 33н). Однако из форм, обязательных к составлению всеми учреждениями, информацию о балансовой стоимости активов содержит только представляемый по итогам отчетного года Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), далее – Баланс.

Согласно ч. 6 ст. 15 Закона № 402-ФЗ датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность, является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

Таким образом, в текущем году необходимо определять нижнюю границу крупной сделки исходя из данных, содержащихся в Балансе, составленном по состоянию на 1 января 2013 г.

Баланс по состоянию на 1 января текущего года не будет сформирован учреждением в первый рабочий день этого года. Если же исчислять нижнюю границу крупной сделки с использованием показателей Баланса, составленного по состоянию на 1 января прошлого года, получится, что в расчет принимаются данные бухгалтерской отчетности на предпоследнюю отчетную дату.

Выходом может стать, например, использование предварительного расчета величины активов. При этом важно проявить разумную осторожность – лучше занизить величину активов, чтобы после формирования отчетности речь не шла о нарушении нижней границы крупной сделки.

Следует учесть!

Для бюджетных (автономных) учреждений, созданных путем изменения типа казенного учреждения, в целях определения размера крупной сделки в году создания можно использовать показатель балансовой стоимости активов, полученный на основании заранее сформированных входящих остатков Баланса на дату изменения типа учреждения.
Дело в том, что правила формирования показателей бюджетной отчетности казенного учреждения существенно отличаются от тех, что предусмотрены Инструкцией № 33н. Соответственно, использование показателей такой отчетности в целях реализации положений п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ и ст. 14 Закона № 174-ФЗ некорректно.

У бюджетного (автономного) учреждения может отсутствовать последняя отчетная дата в том понимании этого термина, которое предусмотрено ч. 6 ст. 15 Закона № 402-ФЗ. Речь идет о вновь зарегистрированных учреждениях. Однако трактовать подобное обстоятельство в качестве основания для неприменения требований законодательства о согласовании крупных сделок было бы опрометчиво. В таком случае для расчета нижней границы крупной сделки целесообразно заранее сформировать входящие остатки Баланса на дату регистрации учреждения и использовать показатель балансовой стоимости активов на эту дату.

Наконец, существует ряд оснований для изменения валюты баланса на начало года, например, реорганизация учреждения или переоценка стоимости нефинансовых активов. В таких случаях по итогам года оформляются Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Размер крупной сделки может определяться на основании заранее сформированных Сведений (ф. 0503773). Применять новую нижнюю границу крупной сделки желательно с того дня, в котором у учреждения возникли основания для составления Сведений (ф. 0503773): с момента внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ, с даты утверждения акта о результатах переоценки нефинансовых активов и т. д.

Что понимать под активами учреждения

Согласно п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ и ст. 14 Закона № 174-ФЗ при определении нижней границы крупной сделки должна приниматься в расчет балансовая стоимость активов учреждения.

Однако действующие нормативные правовые акты не содержат определения понятия активы учреждения.

Такое определение есть в Международных стандартах финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС). Под активами понимаются ресурсы, контролируемые организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается поступление будущих экономических выгод или возможности полезного использования.

При формальном применении требований законодательства величина крупной сделки может определяться исходя из показателя гр. 10 стр. 410 Баланса, т. е. исходя из показателя итоговой строки актива баланса с учетом всех видов финансового обеспечения (деятельности).

Однако применение подобного подхода может привести к существенному увеличению нижней границы крупной сделки.

Такое возможно, например, при наличии на счетах учреждения значительных остатков средств целевых субсидий (право расходования которых в текущем году должно быть еще подтверждено) и (или) денежных средств, поступивших во временное распоряжение.

Следовательно, размер крупной сделки может определяться и без учета указанных показателей. В расчет может приниматься только показатель гр. 8 стр. 410 Баланса, т. е. итоговый показатель актива баланса в рамках деятельности по оказанию услуг (выполнению работ).

Чистая стоимость активов

Итоговый показатель актива Баланса (стр. 410) уменьшается на чистую (остаточную) стоимость имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно и не отвечает по своим обязательствам. Он формируется по стр. 338 Баланса.

Балансовая стоимость имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно и не отвечает по своим обязательствам, подлежит учету на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» и отражается по стр. 336 Баланса.

Для корректного определения размера крупной сделки принципиальное значение имеет порядок формирования в учете показателя счета 0 210 06 000. Поэтому важно понимать, что учет нефинансового актива по аналитическим группам 10 «Недвижимое имущество учреждения» и 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения» не означает, что его стоимость автоматически должна учитываться при формировании показателей счета 0 210 06 000.

В расчет должна приниматься только балансовая стоимость активов, удовлетворяющих как минимум двум критериям:

  • актив может быть идентифицирован в качестве отдельного объекта имущества и зарегистрирован в установленных случаях (порядке) в реестрах имущества. Данному критерию не удовлетворяют, например, отдельные вложения, учитываемые на счетах 0 106 10 000, 0 106 20 000 в целях формирования стоимости объектов, которые впоследствии будут приниматься к учету в составе недвижимого или особо ценного движимого имущества;
  • учреждение может распоряжаться активом только по согласованию с собственником и не отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Данному критерию, например, не соответствуют объекты недвижимости, приобретенные автономным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, учитываемые на счете 2 101 10 000.

Кроме того, специалисты уполномоченных органов подчеркивают, что показатель счета 0 210 06 000 не подлежит сверке с перечнем особо ценного движимого имущества (п. 3.3 письма Федерального казначейства от 09.01.2013 № 42-7.4-05/2.1-3).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль