Бюджетный кодекс "запрограммировали"

5979
 Жигалов Д.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Законом № 104-ФЗ внесены существенные изменения в Бюджетный кодекс РФ. Основной целью новаций являлось создание законодательной основы для перехода к программному бюджету – как на федеральном уровне (где такая работа ведется уже несколько лет), так и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Помимо собственно «программных» поправок, принятые изменения затронули ряд других вопросов. Каких именно, рассмотрим далее.

Принцип построения бюджетного процесса

Суть перехода к программному бюджету заключается в изменении принципа построения бюджетного процесса. Бюджет будет составляться не «от расходов и полномочий», а «от государственных (муниципальных) программ», содержащих цели и ожидаемые результаты реализации государственной (муниципальной) политики в соответствующих сферах деятельности. Государственная программа определена как «система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности».

На федеральном уровне задача перехода к программному бюджету обозначена давно, и принята необходимая для этого нормативная правовая база:

  • Порядок разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм (Постановление № 588);
  • Перечень государственных программ РФ (распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 №1950-р);
  • Методические указания по разработке и реализации госпрограмм (приказ Минэкономразвития России от 22.12.2010 № 670 (в настоящее время утратил силу); приказ Минэкономразвития России от 26.12.2012 № 817).

Планируется, что федеральный бюджет станет формироваться на программной основе начиная с 2014 г.

До принятия поправок в Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ), по мнению Минфина России, в действующем законодательстве не было препятствий для перехода на программный бюджет (письмо Минфина России от 02.04.2012 № 02-16-03/1073). Однако новации Закона № 104-ФЗ создают правовую основу для всех публично-правовых образований.

Для справки

Некоторые регионы вслед за федеральным центром уже начали осуществлять переход к программному бюджету. В их числе: г. Москва, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Брянская область и другие. На муниципальном уровне такой переход пока только обсуждается.

Согласно изложенной в новой редакции ст. 179 БК РФ на смену долгосрочным целевым программам приходят государственные (муниципальные) программы (нового образца). При этом, как и ранее, право определять порядок разработки и реализации программ остается за высшим исполнительным органом соответствующего уровня публичной власти. По каждой программе субъекта РФ и муниципалитета ежегодно должна проводиться оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии оценки устанавливаются высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Следует ожидать, что методология формирования и оценки эффективности реализации программ на региональном и муниципальном уровне будет строиться по аналогии с госпрограммами федерального уровня.

Государственной программой РФ (субъекта РФ) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам) на реализацию программ, направленных на достижение определенных целей. Для этого, начиная с 1 января 2015 г., госпрограмма должна содержать условия предоставления и методику расчета межбюджетных субсидий.

Бюджетная классификация

Согласно ч. 2 ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета.

При этом, если ранее перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждались в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете (либо в сводной бюджетной росписи – в установленных случаях), то теперь целевые статьи расходов будут формироваться в соответствии с государственными (муниципальными) программами (и непрограммными расходами) (ч. 4 ст. 21 БК РФ).

Устанавливать перечень и коды целевых статей расходов бюджетов будут финансовые органы, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджета. И поскольку программы по наименованию и составу мероприятий становятся индивидуальными для каждого субъекта РФ и муниципального образования, классификация по целевым статьям будет уникальной по каждому региону и муниципалитету.

Единой для всех публично-правовых образований частью бюджетной классификации, которая будет «окрашивать» направления расходов, осуществляемых в рамках программ (и непрограммных мероприятий), станет более детализированная классификация по видам расходов.

Код вида расходов включает группу, подгруппу и элемент. Поскольку код вида расходов будет состоять из трех позиций (трех цифр), то такая разбивка представляет собой каскадный принцип формирования бюджетной классификации по видам расходов. Это означает, что на первом уровне классификатора потенциально возможно выделить 9 групп видов расходов (по числу цифр), на втором уровне – до 81-й подгруппы (по числу комбинаций), на третьем уровне – до 729 элементов. Новая редакция БК РФ предусматривает в качестве единых для бюджетов бюджетной системы РФ 8 групп видов расходов, включающих по несколько подгрупп.

Пример

Утвержденные бюджеты и бюджетная отчетность позволят определять по видам расходов конкретные направления выделения и исполнения бюджетных ассигнований. Например, можно будет увидеть структуру расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг сетью государственных (муниципальных) учреждений всех типов, а также негосударственных (немуниципальных) поставщиков. В числе единых групп и подгрупп видов расходов БК РФ устанавливает, в частности, следующие:

1) группа «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами»:

  • подгруппа «Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений»;
  • подгруппа «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов»;

2) группа «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям»:

  • подгруппа «Субсидии бюджетным учреждениям»;
  • подгруппа «Субсидии автономным учреждениям»;
  • подгруппа «Субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений)».

Перечень единых для бюджетов бюджетной системы РФ элементов видов расходов классификации расходов бюджетов будет устанавливаться Минфином России. За финансовыми органами субъектов РФ и муниципалитетов останется лишь право на дополнительную детализацию.

Что касается КОСГУ, то в новой редакции БК РФ едиными для бюджетов бюджетной системы РФ оставлены только 8 групп.

В соответствии с ч. 5 ст. 29 Закона № 104-ФЗ, положения БК РФ в части подгрупп видов расходов будут применяться начиная с составления и исполнения бюджетов на 2015 г. (плановый период 2016–2017 гг.). Единые для бюджетов бюджетной системы РФ перечень и коды подгрупп видов расходов на 2014 г. установит Минфин России (ст. 26 Закона № 104-ФЗ).

Данные положения можно понимать в т. ч. как срок перехода на программные бюджеты, отпущенный федеральным центром для субъектов РФ и муниципальных образований. На региональном и муниципальном уровне программный бюджет, соответствующий обновленной бюджетной классификации, целесообразно внедрить до 2015 г.

При этом регионам и муниципальным образованиям предоставлен выбор: переходить на программный бюджет или сохранить прежние принципы его формирования, применяя только обновленную бюджетную классификацию. Наличие такой альтернативы подтверждается ч. 3 ст. 184.1 БК РФ.

Иными словами, федеральный бюджет, начиная с 2014 г., будет включать программную и ведомственную структуру расходов (ст. 205 и 207 БК РФ).

Отдельным вопросом перехода к программному бюджету на федеральном уровне (который не менее актуален для регионов и муниципалитетов) является сочетание действующих федеральных целевых программ (ФЦП) с гос программами нового образца. Порядок работы с ФЦП до завершения их реализации (заключение госконтрактов, предоставление бюджетных инвестиций и др.) установлен ст. 25 Закона № 104-ФЗ. Согласно ей каждой ФЦП присваиваются уникальные коды целевых статей расходов федерального бюджета (в рамках нового, программного классификатора).

Государственные и муниципальные учреждения

Согласно Закону № 104-ФЗ меняется название субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям. Теперь они именуются не «субсидиями на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам», а просто – «субсидиями на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания» (ст. 69.1, 78.1 БК РФ). Такие субсидии рассчитываются с учетом (ст. 78.1 БК РФ):

  • нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
  • нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Ранее в ст. 78.1 БК РФ речь шла только о нормативных затратах на оказание услуг, тогда как нормативные затраты на содержание имущества упоминались в федеральных законах, регулирующих статус бюджетных и автономных учреждений, и подзаконных актах.

Отдельный расчет нормативных затрат на содержание имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями, необходим для того, чтобы обеспечить его гарантированное финансовое обеспечение (даже будучи закрепленным за учреждениями на праве оперативного управления, оно остается имуществом казны).

Для казенных учреждений новая редакция БК РФ подтверждает право работать с централизованными бухгалтериями. В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

Распределение доходов между бюджетами

Новая редакция БК РФ установила распределение между бюджетами бюджетной системы РФ отдельных видов доходов. Так, согласно ст. 46 БК РФ:

  • штрафы за нарушение законодательства РФ о пожарной безопасности распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в пропорции 50/50;
  • штрафы за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства РФ о таможенном деле полностью поступают в федеральный бюджет.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 БК РФ в бюджеты субъектов РФ зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – по нормативу 100% (новые виды):

  • за госрегистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства, а также дубликата свидетельства о госрегистрации договора о залоге транспортных средств взамен утраченного или пришедшего в негодность в части регистрации залога тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним;
  • за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
  • за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
  • за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части произведенной из конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей национальным стандартам и техническим регламентам, или получаемой при переработке отходов производства этилового спирта и алкогольной продукции;
  • за выдачу исполнительными органами госвласти субъектов РФ, уполномоченными в области контроля (надзора), свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю.

Бюджетные инвестиции, субсидии и кредиты

Статья 80 БК РФ, регулирующая предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями, дополнена указанием на то, кто принимает решения о предоставлении таких инвестиций. Это соответственно Правительство РФ, высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ, местная администрация в определяемом ими порядке.

Меняются и правила отражения предоставляемых бюджетных инвестиций.

Если раньше БК РФ требовал показывать их отдельной текстовой строкой в бюджете, то теперь они должны утверждаться в качестве отдельного приложения к закону (решению) о бюджете с указанием юридического лица, объема и цели.

Обязательными условиями предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) в соответствии со ст. 78 БК РФ, становятся:

  • порядок возврата в текущем финансовом году получателем остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
  • положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

При заключении договоров (соглашений) с юрлицами о предоставлении субсидии обязательным условием должно быть согласие получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий; хозяйственных товариществ; обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах; государственных корпораций и компаний) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка выдачи субсидий.

Аналогичное условие установлено в ст. 93.2 БК РФ для бюджетных кредитов, предоставляемых РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу. В договоре теперь обязательно должно предусматриваться согласие получателя на осуществление финансовым органом, предоставляющим бюджетные кредиты, и органом государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка выдачи кредита.

Кроме того, договор должен предусматривать положения об ответственности получателя кредита за нарушение обязательств.

Новый вид кредитов и внешних заимствований

В БК РФ введен новый вид бюджетных кредитов – на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов). Данный инструмент вводится, очевидно, для решения проблемы временных кассовых разрывов при исполнении региональных и местных бюджетов.

Данные бюджетные кредиты будут предоставляться Российской Федерацией за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета. Размер такого кредита не может превышать 1/12 утвержденного законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год объема доходов регионального (местного) бюджета, за исключением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Срок предоставления кредита не может превышать 30 дней (при условии его возврата не позднее 25 ноября текущего года).

Порядок предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах региональных (местных) бюджетов регулируется ст. 93.6 БК РФ, а также постановлением Правительства РФ, которое вскоре будет разработано и утверждено.

Также новая редакция БК РФ предоставляет субъектам РФ право осуществлять внешние заимствования (за пределами РФ) в валюте РФ. Это возможно единственным способом – путем размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ в валюте РФ за пределами РФ (при соблюдении положений БК РФ и законодательства РФ о ценных бумагах, в т. ч. Федерального закона от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»).

Условия и порядок размещения государственных ценных бумаг субъекта РФ в валюте РФ за пределами РФ регулируются новой ст. 104.1 БК РФ.

Прочие изменения

Новой ст. 241.2 БК РФ узаконен Единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет», который действует в тестовом режиме по ссылке: http://www.budget.gov.ru. В соответствии с положениями указанной статьи портал «Электронный бюджет» предназначен для обеспечения доступа:

  • к информации о бюджетной системе РФ и об организации бюджетного процесса в РФ;
  • к информации об осуществлении публично-правовыми образованиями бюджетных полномочий и их участии в отношениях, регулируемых бюджетным законодательством РФ;
  • к иным сведениям, определяемым Минфином России.

В статью 241.1 БК РФ добавлены нормы по предоставлению информации об исполнении бюджетов органами Федерального казначейства (ОФК):

  • ОФК представляют органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, финансовым органам субъектов РФ информацию о кассовых операциях по исполнению бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также ФФОМС информацию о кассовых операциях по исполнению бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • ОФК вправе представлять органам государственного (муниципального) финансового контроля, созданным законодательными (представительными) органами, по их запросу информацию о кассовых операциях по исполнению бюджетов в порядке, установленном Казначейством России.

Для справки

О замысле и назначении портала «Электронный бюджет» изложено в Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами, утв. распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р.

Согласно ч. 5 ст. 242 БК РФ не использованные в текущем финансовом году трансферты, имеющие целевое назначение (субсидии, субвенции), подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.

Однако в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, их остатки могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, на те же цели.

Из БК РФ и иных федеральных законов исключен термин «фонд компенсаций», который заменен словами «субвенции из федерального бюджета», «расходы федерального бюджета» и т. п.

Кроме того, в БК РФ уточнены положения по подготовке и рассмотрению проекта и исполнению федерального бюджета, в связи с переходом к программному бюджету на федеральном уровне.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×