Снижение доходов на объем субсидий не влияет

1261
 Мухтиярова Е.В.
Начальник отдела методологии исполнения бюджета по расходам Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
Чтобы обеспечить высокое качество услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в рамках государственного (муниципального) задания, а также оптимизировать объем субсидий, необходимо не только грамотно рассчитать все установленные законом нормативы, но и учесть отраслевые и другие особенности каждого учреждения. Как это сделать, рассказывает наш эксперт.
  • Прежде всего, хотелось бы коснуться «узких» отраслевых вопросов. К примеру, в качестве критериев выполнения госзадания высшие учебные заведения могут в т. ч. устанавливать количество принятых на курс студентов. Но как быть, если достичь нужных цифр не удалось, т. е. в вузе недобор? Из каких средств выплачивать зарплату преподавателям?
  • В данном случае возможны два варианта решения проблемы. Во-первых, задействовать преподавательский состав в оказании образовательных услуг в рамках приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения сверх государственного задания. Задуматься о таком развитии ситуации стоит заблаговременно, а не когда факт уже свершился. Поскольку учреждение не сможет оказывать те виды услуг, которые не закреплены в его уставе. Перечень дополнительных платных услуг надо сделать максимально развернутым (с учетом требований законодательства). Выполнять все допуслуги (в отличие от госуслуг) учреждение не обязано, но разнообразие их видов поможет подстраховаться от «финансовых ям».
    Во-вторых, возможно и изменение нормативов (расходов) на подготовку одного специалиста, установленных в задании.
  • Общеобразовательные школы часто используют спортзал или бассейн не только для организации учебного процесса, но и для оказания платных услуг (сдача в аренду). Каким образом должно осуществляться финансовое обеспечение содержания такого имущества?
  • В случае сдачи в аренду недвижимого имущества (и особо ценного движимого имущества), закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение его содержания за счет средств субсидий не осуществляется.
    Если одно и то же имущество используется при оказании как государственных, так и платных услуг, то для соблюдения требований законодательства финансовое обеспечение его содержания уменьшается на сумму доходов, полученных от аренды.
    В любом случае заключение договора аренды на указанное имущество возможно только с согласия учредителя.
  • Типовые образовательные учреждения (например, школы), имеющие идентичные по площади здания, могут быть укомплектованы разным количеством обучающихся. Иногда очень небольшим. То есть при примерно равных уровнях расходов на содержание зданий объем оказанных услуг у них будет значительно меньше. Значит ли это, что и размер субсидий им будет серьезно «урезан»?
  • Постановлением № 671 предусматривается отдельное планирование нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и на содержание имущества. При этом расходы на содержание имущества и часть коммунальных расходов могут учитываться в составе нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), если это имущество используется при выполнении государственного задания.
    Малое число потребителей может привести к тому, что значение норматива затрат на оказание единицы услуги в соответствующем учреждении будет более высоким, нежели в другом, где число получателей услуг больше.
    Чтобы не терпеть убытки, учредитель может присоединить малокомплектное учреждение к более крупному. Или совместно с учреждением разработать дополнительные платные услуги, денежные поступления от которых помогут оптимизировать бюджетное финансирование. Например, организовать сдачу площадей в аренду.
    При расчете объема бюджетного финансирования это может быть учтено, например, путем вычитания ожидаемых поступлений арендной платы из суммы субсидии, которую планируется перечислить учреждению.
  • Одной из самых проблемных сфер, в силу специфики деятельности, являются библиотеки. Существуют ли для них особые нормативы финансирования госуслуг и количества штатных единиц, критерии объективной оценки уровня обслуживания населения?
  • На данный момент на федеральном уровне рекомендации по детализации библиотечных услуг отсутствуют.
    Так, в приложении 1.2 «Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ в сфере культуры» к Комплексным рекомендациям в примерной номенклатуре услуг (работ) фигурируют лишь «Библиотечные услуги (работы)» без детализации.
    Нормативы финансирования услуг библиотек официально не утверждены.
    Для их расчета можно использовать методические рекомендации, приведенные в указанном приложении № 1.2.
    Примерный перечень показателей качества библиотечного обслуживания приведен там же и в Нормативах обеспеченности населения организациями культуры по их видам.
    Для определения штатной численности персонала существуют Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках. При этом необходимо иметь в виду, что данный документ является рекомендательным, и можно устанавливать собственные нормативы исходя из сложившихся объективных условий функционирования учреждения.
  • Давайте перейдем на общие темы. Субсидии на выполнение госзаданий выделяются учреждениям из региональных бюджетов исходя в т. ч. из прогнозируемых поступлений. Как быть, если план по доходам субъект РФ не выполнил и не может осуществить финансирование задания в полном объеме? Можно ли регламентировать порядок сокращения субсидии в нормативном правовом акте субъекта РФ?
  • Невыполнение утвержденного плана по доходам само по себе не является необходимым условием для сокращения субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий.
    Государственное задание дается бюджетным и автономным учреждениям на оказание услуг высокой социальной значимости, во многих случаях обеспечивающих выполнение конституционных гарантий гражданам.
    Поэтому сокращение бюджетных ассигнований по причине недополучения доходов должно в первую очередь вести к сокращению иных видов расходов. Например, бюджетных инвестиций, субсидий юридическим и физическим лицам, не являющимся государственными учреждениями, в целях возмещения издержек и т. д.
    Если сокращение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение государственного задания все же является неизбежным, то необходимо внести соответствующие изменения в сами задания.
    Объем финансового обеспечения зависит от объема и качества оказываемых услуг. Таким образом, сокращение бюджетного финансирования должно быть обосновано либо снижением объема оказываемой услуги (наложение ограничений на доступ к ней для определенных категорий потребителей, сокращение численности потребителей, снижение иных показателей объема, в зависимости от установленной единицы измерения услуги); либо снижением показателей качества (например, сокращение рабочего времени сотрудников учреждения, затрачиваемого на одного потребителя в процессе оказания услуги; снижение требуемого уровня качества материально-технической базы); либо снижением натуральных нормативов материальных затрат.
    Изменение характеристик государственного задания и соответствующее изменение объема его финансового обеспечения производится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (п. 4 ст. 69.2) в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией. В случае необходимости также вносятся изменения в нормативные правовые акты, устанавливающие нормативы материальных затрат на оказание государственных услуг.
    Иных нормативных правовых актов, регламентирующих возможность сокращения субсидии государственному бюджетному или автономному учреждению, предусмотренную на выполнение государственного задания в случае невыполнения плана по доходам бюджета, не требуется.
  • В каком документе следует утверждать требования к качеству государственной услуги и перечень показателей этого качества?
  • Как предусмотрено в Постановлении № 671, показатели, характеризующие качество государственных услуг, могут быть установлены:
    • в базовом перечне государственных услуг (приложение 3 к постановлению);
    • в ведомственном перечне государственных услуг (приложение 3 к постановлению);
    • в отдельно утверждаемом перечне показателей качества государственных услуг (п. 6 постановления).

    Практика утверждения стандартов качества государственных услуг получила распространение в субъектах РФ и муниципальных образованиях.

  • Влияют ли качественные показатели на финансирование государственных услуг?
  • В соответствии с Методическими рекомендациями по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений объем субсидии на выполнение государственного задания федеральному государственному учреждению в соответствующем финансовому году определяется по формуле:Fу = SUMi Ni × ki + Nим ,
    где Fу – объем субсидии на выполнение госзадания;
    Ni – нормативные затраты на оказание i-той госуслуги;
    k – объем (количество единиц) оказания i-той госуслуги;
    Nим – нормативные затраты на содержание имущества.

    Таким образом, при определении объемов финансирования государственных услуг прямо учитываются только показатели их объема. Показатели, характеризующие качество услуг, косвенно влияют на объем нормативных затрат, определяя их структуру и потребности в ресурсах.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль