Как победить конкурентов?

649
 Шестакова Е.
Генеральный директор компании «Актуальный менеджмент», канд. юрид. наук
На рынке образовательных услуг сегодня складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны – общественное порицание потребителей за низкое качество российского образования, с другой – стремление любой ценой это образование получить. Отсюда – возрастающая конкуренция как внутри системы государственных (муниципальных) учреждений, так и с их внешними «врагами» – частными учебными заведениями. Чтобы одержать победу в маркетинговой войне за право называться лучшим, нужно выбрать правильную стратегию. А их существует немало.

Виды стратегий

В арсенале современных образовательных учреждений имеется множество стратегий отстройки от конкурентов.

Это и отечественные, и зарубежные разработки. Наиболее распространенные из них приведены в таблице (см. далее).

Вместе с тем существует ряд общих принципов, которым должно следовать каждое учреждение, стремящееся зарекомендовать свои услуги как наиболее качественные. Это укрепление финансовой устойчивости, развитие инноваций, выход на международные стандарты и др.

Запомнить

Финансовая устойчивость – одна из важнейших характеристик оценки финансового состояния организации, ее укрепление является главной задачей любой конкурентной стратегии.

Финансовая устойчивость

Финансовая устойчивость означает, что у учреждения, образно говоря, прикрыты тылы. То есть имеются денежные средства на все необходимое для ведения учебного процесса, а также «финансовая подушка» на развитие.

Достигается финансовая гармония за счет грамотно спланированных бюджетных поступлений, и организации востребованных потребителями платных услуг в рамках приносящей доход деятельности. Необходимо регулярно мониторить рынок, Интернет, проводить опросы среди родителей, детей, студентов посредством анкетирования, о том, какой вид услуг (работ) они готовы «купить» у учреждения.

Конкурентные стратегии образовательных учреждений

В данной ситуации важен объективный взгляд руководителя на существующее положение вещей и умение хладнокровно смещать акценты в нужную сторону: поддерживать и развивать в первую очередь те подразделения, которые действительно пользуются спросом у «платников».

В условиях жесткой конкуренции внутрикорпоративная стратегия «всем сестрам по серьгам», увы, не работает.

Итак, для того чтобы укрепить финансовую устойчивость необходимо: провести анализ возможных источников финансирования, а также внешней и внутренней среды; развивать новые востребованные услуги.

Укрепления финансовой устойчивости можно добиться следующими способами:
1 предоставление платных дополнительных образовательных услуг (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и др.);
2 предоставление новых дополнительных направлений образования (введение дистанционного обучения, использование электронных и видеопособий);
3 привлечение инвесторов из числа крупнейших предприятий;
4 участие в конкурсах, тендерах, привлечение дополнительного финансирования всех видов в соответствии с действующим законодательством.

Только вперед!

И для средних, и для высших учебных заведений одним из главных признаков конкурентной способности является высокая численность контингента. Для этого аудиторию нужно заинтересовать. Сделать это можно:
1 внедряя новые (в т. ч. интерактивные) технологии обучения;
2 приглашая зарубежных преподавателей из престижных вузов;
3 организовывая программы обмена студентами и слушателями;
4 обеспечивая студентов и слушателей достойной практикой на российских и зарубежных предприятиях с перспективой трудоустройства.

С введением ЕГЭ подготовительные курсы (с целью подтягивания знаний для сдачи экзаменов) в вузы (колледжи) потеряли былую актуальность.

Однако все большим спросом среди потенциальных студентов стали пользоваться так называемые курсы введения в профессию, организованные на базе учебных заведений: «Школа юного журналиста», «Начинающий ученый», «Юные конструкторы» и т. п.

Здесь можно не только «потрогать» профессию, но и встретиться с опытными специалистами в определенной сфере деятельности (это, конечно, должны быть увлеченные и любящие свое дело люди). Подобные курсы помогают подросткам укрепиться в выборе специальности и связать свое будущее с определенным вузом или колледжем.

Необходима также грамотная организация обратной связи с учащимися (привлечение психологов, разработка тестов, проведение рейтингов преподавателей и учеников). Опросы можно проводить анонимно. Так выявится более объективная оценка происходящего.

Сколько экспертов – столько и мнений

Различные специалисты предлагают множество подходов к достижению финансовой устойчивости. Такие авторы, как С.А. Беляков, Н.С. Беляков, Т.Л. Клячко в своей работе «Анализ и оценка экономической устойчивости вузов» отмечают, что для оценки финансового положения образовательного учреждения возможно использовать оценку точки безубыточности по аналогии с предприятием.

Это наиболее актуально в условиях нормативного подушевого финансирования.

Е.А. Пахомова, В.В. Иванчина в статье «Анализ финансовой устойчивости вуза с использованием методов теории нечетких множеств» предлагают оценивать различные коэффициенты: коэффициент автономии, соотношение бюджетных и внебюджетных средств, коэффициент обеспеченности, коэффициент маневренности, накопление износа. Авторы считают, что на основании группы из пяти отдельных показателей можно провести анализ финансовой устойчивости университета с очень высокой степенью достоверности.

Международные стандарты

Совершенствование обучения возможно путем введения системы менеджмента качества в образовательном учреждении, которая предусматривает принятие международных стандартов.

Систем менеджмента качества в сфере образования, разработанных на основе международных стандартов, существует не так много. Поскольку таким стандартом является всего один – ISO/IWA 2 «Quality management systems. Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education». Данная система направлена на достижение следующих результатов:

  • стандартизировать процедуры профессионального образования;
  • обеспечить регулярный мониторинг процесса управления и ведения документации и записей, необходимых для образовательного процесса;
  • гарантировать выполнение государственных требований в сфере образования;
  • гарантировать качество образовательных услуг, преподавательского состава и образовательного контента.

Заявить о себе

Учебное заведение должно быть полностью открыто для общества, ведения диалога с потенциальными потребителями его услуг. Если это, конечно, не секретный вуз службы безопасности.

Запомнить

Конкурентная стратегия – дело общее. В ней должны принимать активное участие и преподаватели, и студенты. Эффективный менеджмент заключается в том, чтобы заинтересовать каждого полезного специалиста, наделить его полномочиями и «заставить» работать на развитие учреждения.

Учреждение, не имеющее активного сайта в Интернете, теряет 90% успеха. Сайт должен быть насыщен сервисами: ответы на вопросы, форум, горячая линия, формы и и образцы заполнения документов, электронные заявки, ссылка на страницы в социальных сетях и пр. Легкость общения и доступность информации создает ощущение почти родственных связей. А к кому еще идти за знаниями, как не к близкому человеку.

Очень важно присутствие в соцсетях: активное ведение блогов студентами, выпускниками, преподавателями вузов. Информация, распространяемая в соцсетях, как показывают маркетинговые исследования, пользуется большим доверием, чем стандартное рекламное объявление.

Пример

На странице в Facebook, Twitter имеет смысл размещать рассказы об учебном процессе, подключать к обсуждению учебных программ учеников и слушателей, сообщать подписчикам о новостях общеобразовательного процесса. А также информировать о новых курсах, вебинарах, рекомендуемых учебниках и т. д.

Кроме того, нужны традиционные поддерживающие акции: проведение Дня открытых дверей, бесплатных вебинаров, рассылка листовок, реклама в газетах, журналах, на телевидении и радио. Лучше, если это будет не просто сухое объявление о вузе (колледже), а тематическое выступление преподавателей, интервью и т. п.

Пример

Учебные заведения сегодня принимают активное участие в таких мероприятиях, как «Ночь музеев», «Ночь библиотек». Все это, а также организация научно-практических общеобразовательных конференций, интерактивных интернет-экскурсий по учреждению привлекает немало потенциальных студентов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль