Кому пожаловаться на многофункциональный центр?

13327
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
Многофункциональный центр является своего рода посредником между органами государственной власти и местного самоуправления и заявителями. При этом возникает вопрос, кто ответственен на некачественно предоставленную услугу. Ведь орган власти и Центр могут сослаться друг на друга как на нарушителя, и взаимоисключить виновное лицо. Рассмотрим, каким образом потребитель услуги может пожаловаться на многофунциональный центр и привлечь его к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Ответственность МФЦ

Под многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ, госуслуги) понимается российская организация независимо от организационно-правовой формы (в т. ч. автономное учреждение), отвечающая требованиям, установленным законодательством, и уполномоченная на предоставление госуслуг, в т. ч. в электронной форме, по принципу «одного окна» (ч. 5 ст. 2 Закона № 210-ФЗ1).

Согласно данному принципу предоставление госуслуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими услуги, производится МФЦ без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии (ч. 1 ст. 15 Закона № 210-ФЗ).

Функции, права и обязанности МФЦ определены в ст. 16 Закона № 210-ФЗ.

Неисполнение (ненадлежащее исполнение) ее требований, как и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы деятельности МФЦ, является основанием для привлечения Центра, его работников, а также иных организаций, участвующих в реализации возложенных на МФЦ функций, и их работников1, к ответственности.

Кроме того, в ч. 5 ст. 16 Закона № 210-ФЗ прямо указано, что поименованные субъекты несут ответственность:

  • за полноту передаваемых органу, предоставляющему госуслугу, запросов, иных документов, принятых от заявителя в МФЦ;
  • за своевременную передачу органу, предоставляющему госуслугу, запросов, иных документов, принятых от заявителя, а также за своевременную выдачу ему документов, переданных в этих целях МФЦ органом, предоставляющим госуслугу;
  • за соблюдение прав субъектов персональных данных, законодательства РФ, устанавливающего особенности обращения с информацией, доступ к которой ограничен федеральным законом.

За нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг ст. 5.63 КоАП РФ установлена административная ответственность.

В частности, нарушение работником МФЦ, работником иной организации, осуществляющей функции МФЦ, порядка предоставления госуслуги, повлекшее ее непредоставление заявителю либо предоставление с нарушением установленных сроков, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 1 до 1,5 тыс. руб.

Требование работником МФЦ, работником иной организации, осуществляющей функции МФЦ, для предоставления госуслуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 1,5 до 3 тыс. руб.

Запомнить

Согласно ч. 1 ст. 23.1 и ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ дела о рассматриваемых административных правонарушениях возбуждаются прокурором и рассматриваются судом.

Если упомянутые правонарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение, то на него налагается административный штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб., либо оно подлежит дисквалификации на срок от 3 до 6 месяцев.

За разглашение персональных данных и иной информации ограниченного доступа законодательством РФ предусмотрена:

  • дисциплинарная ответственность в виде увольнения за разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ);
  • административная ответственность в виде штрафа за несоблюдение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11 КоАП РФ);
  • уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ (в т. ч. лицом с использованием своего служебного положения) (ст. 137 Уголовного кодекса РФ).

Запомнить

Вопросы ответственности МФЦ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей должны быть закреплены в соглашении о взаимодействии (п. 7 ч. 2 ст. 18 Закона № 210-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 16 Закона № 210-ФЗ физические или юридические лица вправе рассчитывать на возмещение вреда, причиненного им в результате ненадлежащего исполнения либо неисполнения МФЦ или их работниками обязанностей.

В частности, они могут потребовать полного возмещения причиненных им убытков, под которыми понимаются расходы для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб).

А также неполученные доходы, которые указанные лица получили бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы их права не были нарушены (упущенная выгода) (ст. 12, 15 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)).

При этом за вред, причиненный работником МФЦ при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, ответственность будет нести многофункциональный центр.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права (в т. ч. достоинство личности, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, и т. д.) либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность выплаты денежной компенсации.

Правила, регулирующие компенсацию морального вреда в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию гражданина, применяются и в отношении организации (см. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 и от 24.02.2005 № 3).

Вред, причиненный заявителям в результате ненадлежащего исполнения либо неисполнения организацией, привлекаемой для реализации возложенных на МФЦ функций, и ее работниками обязанностей Центра, возмещается последним (ч. 7 ст. 16 Закона № 210-ФЗ). При этом МФЦ вправе предъявить к такой организации регрессное (обратное) требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по ее вине (ст. 1081 ГК РФ).

Запомнить

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (п. 3 ст. 1099 ГК РФ).

Досудебное обжалование

Итак, действия или бездействие МФЦ могут быть оспорены в суде либо обжалованы в прокуратуре. В то же время главой 2.1 Закона № 210-ФЗ предусмотрена возможность досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа (должностного лица органа, государственного, муниципального служащего), предоставляющего государственную или муниципальную услугу.

Статья 11.1 Закона № 210-ФЗ включает в предмет досудебного (внесудебного) обжалования:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении госуслуги;
  • нарушение срока предоставления госуслуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований для предоставления госуслуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований для предоставления госуслуги;
  • отказ в предоставлении госуслуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • затребование с заявителя при предоставлении госуслуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • отказ органа, предоставляющего госуслугу, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Механизм досудебного обжалования читайте в журнале →

Нормативный документ

Как установлено ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (см.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ, Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»).

Как установлено ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (см.: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ, Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»).

Запомнить

Порядок обжалования действий МФЦ в субъектах РФ может отличаться от принятого на федеральном уровне. Иные требования могут быть установлены, например, в региональных или муниципальных нормативных правовых актах, а также в административных регламентах предоставления той или иной госуслуги.

Кроме того, ч.3–4 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ определены следующие правила правовой регламентации порядка подачи и рассмотрения жалоб:

  • решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов РФ обжалуются в порядке, установленном Правительством РФ;
  • порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц, государственных гражданских служащих указанных органов, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих устанавливается соответственно нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

Таким образом, Закон № 210-ФЗ устанавливает только правовые основы досудебного (внесудебного) обжалования при предоставлении госуслуг.

На федеральном уровне постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 № 840 утверждены Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов РФ (далее – Правила). Частью 2 п. 10 этих правил установлено, что жалоба на нарушение порядка предоставления госуслуги МФЦ рассматривается органом, предоставляющим госуслугу, заключившим соглашение о взаимодействии.

Следовательно, жалобы на МФЦ подлежат подаче в общем порядке.

Жалобные правила

Рассмотрим основные моменты досудебной процедуры обжалования нарушений, допущенных МФЦ и/или его работниками при предоставлении госуслуг, прописанной в ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ и Правилах.

Как отмечено выше, жалоба на МФЦ подается в орган, предоставляющий госуслугу.

Жалоба может быть подана:

  • в письменной форме (при личном приеме заявителя с представлением документов, удостоверяющих личность и при необходимости полномочия (доверенность, решение об избрании либо приказ о назначении на должность и т. п.), или по почте);
  • в электронном виде (посредством официального сайта органа, предоставляющего госуслугу, или с использованием единого (регионального) портала государственных и муниципальных услуг).

Жалоба должна содержать:

  • сведения о МФЦ, предоставляющего госуслугу, и/или его должностном лице, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • Ф.И.О, сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) МФЦ и/или его должностного лица;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемым решением и действием (бездействием);
  • иные необходимые сведения.

Заявителем могут быть представлены документы, подтверждающие его доводы, либо их копии.

Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является регистрация жалобы уполномоченным органом. Регистрация производится не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

В органах, предоставляющих госуслуги, определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица.

Пример

Согласно Перечню, утвержденному приказом ФСФР РФ от 18.10.2012 № 12-90/пз-н, к уполномоченным на рассмотрение жалоб должностным лицам Федеральной службы по финансовым рынкам отнесены: руководитель службы и его заместители; начальники структурных подразделений; руководители территориальных органов и их заместители.

Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки не установлены уполномоченным органом.

Правилами предусмотрены случаи, когда уполномоченный орган вправе оставить жалобу без ответа. Это возможно при:
1 наличии в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
2 отсутствии возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, Ф.И.О. и (или) почтовый адрес заявителя.

Запомнить

Если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации он направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует об этом заявителя.

Если перечисленные причины будут устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу в орган, предоставляющий госуслугу, вышестоящий орган либо их должностным лицам.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.63 КоАП РФ, или состава преступления уполномоченное должностное лицо незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный орган принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

Решение оформляется соответствующим актом.

Запомнить

Нарушение должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления госуслуги, порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение от принятия ее к рассмотрению влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 тыс. руб. (ч. 3 ст. 5.63 КоАП РФ).

При удовлетворении жалобы уполномоченный орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в т. ч. по выдаче заявителю результата госуслуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством РФ.

В удовлетворении жалобы может быть отказано в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством РФ;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме (по его желанию и в электронной форме) направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы. В ответе должны быть указаны:

  • наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, Ф.И.О. должностного лица, принявшего по ней решение;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • Ф.И.О. (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной – сроки устранения выявленных нарушений, в т. ч. срок предоставления результата госуслуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ на жалобу подписывается уполномоченным на ее рассмотрение должностным лицом органа, предоставляющего госуслуги.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль