Новое в учете: муниципальные программы

139
Ахова Асият Абубакировна
эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях», к. э. н.
В связи с изменениями в Бюджетном кодексе РФ каждое муниципальное образование с 1 января 2014 года должно утверждать среднесрочный финансовый план. Проанализируем задачи казенного учреждения в плане финансирования учреждений.

А.А. Ахова, доцент кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС

Разработка нормативно-правовых актов

Федеральными законами от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ (далее –Закон № 252-ФЗ), от 7 мая 2013 г. № 104ФЗ (далее – Закон № 104-ФЗ) и от 3 декабря 2012 г. № 244-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ. Финансовым органам всех уровней необходимо привести нормативные правовые акты в соответствие с новыми требованиями и внести изменения в бюджетный процесс.
Одна из задач бюджетной политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов – это переход к формированию госзадания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг, а также единых нормативов их финансового обеспечения.
Обратите внимание: планирование бюджетных ассигнований на оказание госуслуг, выполнение работ бюджетными и автономными учреждениями должно происходить с учетом муниципального задания, а также его выполнения в отчетном и текущем годах. При этом учредителю следует контролировать выполнение муниципального задания и своевременно его корректировать.
Так как основой бюджетного планирования должны стать государственные программы, местные администрации в ближайшее время разработают следующие нормативные правовые акты:

  • порядок определения сроков реализации муниципальных программ, принятия решений о разработке таких программ, их формировании и реализации;
  • правила определения сроков утверждения муниципальных программ, предлагаемых к реализации начиная с очередного финансового года, а также сроков изменений в ранее утвержденные муниципальные программы.

По муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации, поэтому обязательно должен быть разработан нормативный правовой акт о порядке проведения указанной оценки и критерии эффективности.

Рассмотрение и утверждение бюджетов

Для бюджета субъекта местного бюджета пунктом 65 статьи 1 Закона № 104-ФЗ установлено право выбора: либо программная структура бюджета плюс ведомственная структура, либо функциональная структура плюс ведомственная.
Утверждается распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов либо по разделам, подразделам, целевым статьям государственных (муниципальных) программ и непрограммным направлениям деятельности, видам расходов и (или) по целевым статьям государственных, (муниципальных) программ и непрограммным направлениям деятельности, видам расходов, а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов.
Данным пунктом внесены изменения в перечень документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета. Изменения коснулись утвержденного среднесрочного финансового плана (ранее проект), а также исключены проект программы муниципальных внутренних заимствований и проект программы муниципальных гарантий.
В случае утверждения решением о бюджете распределения бюджетных ассигнований по муниципальным программам и непрограммным расходам к проекту решения о бюджете представляются паспорта муниципальных программ.
Если проект решения о бюджете не содержит приложение с распределением бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, такое приложение включается в состав приложений к пояснительной записке к проекту решения о бюджете.
Добавлены случаи внесения изменений в бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете. Это происходит:

  • в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных решением о бюджете, а также при сокращении (возврате при отсутствии потребности) указанных средств;
  • при увеличении бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных муниципальных контрактов (п. 7.7 ст. 1 Закона № 104-ФЗ).

Ведение сводной бюджетной росписи

Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи должно быть предусмотрено утверждение показателей сводной бюджетной росписи по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам видов расходов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям муниципальных программам и непрограммным направлениям деятельности, группам видов расходов. Сводная роспись устанавливается соответствующим финансовым органом (п. 7.7 ст. 1 Закона № 104-ФЗ).
В кассовом плане должен быть указан предельный объем денежных средств, используемых на осуществление операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета.
Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с ассигнованиями, предусмотренными сводной бюджетной росписью, за исключением операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета.
Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами в соответствии со сводной бюджетной росписью, за исключением операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета.
Законом № 252-ФЗ значительные изменения внесены как в Бюджетный кодекс РФ, так и в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Финансовый контроль

Закон № 252-ФЗ уточняет понятие государственного (муниципального) финансового контроля и устанавливает его виды: внешний и внутренний, предварительный (направленный на предупреждение и пресечение бюджетных нарушений) и последующий (проводимый по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности). Определены объекты и методы государственного (муниципального) финансового контроля.
Новыми положениями детально разграничены бюджетные полномочия органов внешнего и внутреннего контроля, установлен перечень видов бюджетных нарушений и применяемых за их совершение бюджетных мер принуждения, а также определены основания и порядок их применения. В числе таких мер, в частности, бесспорное взыскание сумм, предоставленных одним бюджетом бюджетной системы РФ другому, платы за пользование указанными средствами, а также пеней за несвоевременный возврат средств бюджета.

Возможна и такая мера принуждения, как передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Задачи развития бюджетной политики

В основу бюджетной политики Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов положены стратегические цели развития страны. Основные задачи, которые предстоит решить для их реализации, можно обозначить следующим образом.
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы при исполнении всех обязательств государства и выполнении задач, поставленных в майских указах Президента РФ 2012 года.
2. Выявление и перераспределение резервов в пользу приоритетных направлений и проектов. Иными словами, оптимизация структуры расходов бюджетов.
3. Развитие программно-целевых методов управления, способствующих повышению ответственности и заинтересованности исполнителей государственных и муниципальных программ в достижении наилучших результатов при ограниченных финансовых ресурсах. Это означает, что основой бюджетного планирования должны стать государственные программы, являющиеся главным инструментом повышения эффективности государственной политики и бюджетных расходов.
4. Переход к формированию государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения.
5. Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.
Важно, чтобы повышение эффективности бюджетных расходов происходило прежде всего за счет внутренних резервов. К примеру, за счет проведения структурных реформ в социальной сфере, а также оптимизации государственных (муниципальных) закупок, бюджетной сети и численности персонала. При этом повышение оплаты труда было бы оправдано степенью эффективности оказываемых муниципальных услуг, то есть установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от его качества.
Нужно также учитывать необходимость выполнения требований Послания Президента РФ о привлечении на повышение оплаты труда не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений и организаций.
Следует продолжить работу по реорганизации учреждений, ориентированных на оказание преимущественно платных услуг. Высвобождаемые при этом средства должны оставаться в соответствующей отрасли и направляться на финансирование ее приоритетных задач.
Именно в учреждениях сосредоточены резервы роста эффективности расходов.
Надо поэтапно внедрять единые подходы к определению нормативных затрат на оказание однотипных государственных (муниципальных) услуг, что позволит сравнивать эффективность деятельности учреждений, использовать конкурентные принципы размещения государственных (муниципальных) заданий, привлекать к их выполнению негосударственные организации и тем самым создавать новые стимулы для дальнейшей оптимизации сети.
В целях формирования условий для повышения эффективности работы учреждений сектора государственного управления необходимо обеспечить взаимосвязь выполнения муниципальных заданий с муниципальными программами.

Важно запомнить
С 2014 года бюджет субъектов будет формироваться и исполняться на основе муниципальных программ. Это позволит завершить внедрение в бюджетный процесс программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления и вплотную подойти к бюджетированию, ориентированному на результаты.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров казенных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль