Как повысить ликвидность ЕКС

1300
Внедрение механизмов управления ликвидностью единого казначейского счета является одним из основных направлений реформирования системы бюджетных платежей, проводимым с целью повышения эффективности управления финансовой системой в целом. Что представляют собой эти механизмы, рассмотрим далее.

Доминанта реформы

Доминантной основой реформы является создание в платежной системе Банка России единого корреспондентского счета (далее – ЕКС) Федерального казначейства, исключающего функционирование сети существующих единых казначейских счетов, открытых в учреждениях банков. В связи с этим на органы Федерального казначейства (далее – ОФК) возлагаются функции, присущие банковским учреждениям. Это трансформирует современные принципы взаимоотношений платежных систем Банка России и Казначейства.

Условно проект назван «Казначейство – Банк», однако его внедрение не означает возврата к банковской системе исполнения бюджета.

Направления развития системы бюджетных платежей определены:

  • распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года»;
  • Государственной программой РФ «Управление государственными финансами», утв. распоряжением Правительства РФ от 04.03.2013 № 293-р.

Данные программные документы являются логическим продолжением бюджетной реформы и предполагают совершенствование как бюджетной системы в целом, так и отдельных ее институтов.

Суть проекта

Очевидно, что закрытие существующих банковских счетов, открытых ОФК в целях кассового обслуживания сектора госуправления (более 72 тыс.), позволит исключить дублирующие функции Казначейства и Банка России, а также сократить расходы на расчетно-кассовое обслуживание банковских счетов и соответственно ведомственные трудозатраты.

Вторым немаловажным преимуществом проекта является значительное сокращение сроков прохождения платежей. Например, сократятся сроки поступлений платежей в доходную часть бюджетов, доведения межбюджетных трансфертов и субсидий до конечных получателей.

Процессы, направленные на интеграцию средств в рамках корреспондентского счета, способствуют эффективной реализации принципа транспарентности бюджетного процесса.

Полная, надежная и своевременно полученная информация об исполнении бюджета способствует повышению качества планирования и прогнозирования кассовых поступлений и выплат, а также помогает выявить потенциальные риски и результативно маневрировать финансовыми ресурсами.

Таким образом, проект «Казначейство – Банк» создает оптимальные условия для механизмов управления ликвидностью ЕКС. Целью такой работы является более качественное и эффективное управление бюджетными средствами, обеспечение безусловного исполнения денежных обязательств федерального бюджета.

Механизмы управления ликвидностью ЕКС

Стратегия механизмов управления ликвидностью предусматривает централизацию на ЕКС федерального бюджета средств сектора госуправления (рис. 1) с последующим маневрированием свободного остатка (предоставление межбюджетных кредитов, размещение средств на депозитах с целью получения дополнительного дохода).

В качестве своеобразных счетов-доноров выступают ЕКС, открытые управлениям Федерального казначейства на балансовых счетах:

  • 40105 «Средства федерального бюджета» – для осуществления операций по кассовым выплатам федерального бюджета;
  • 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений» – для операций со средствами, полученными во временное распоряжение учреждений федерального уровня;
  • 40501 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности.

Финансовые организации» – для операций со средствами автономных и бюджетных учреждений федерального уровня.

Рис. 1. Операции таргетирования остатков средств сектора госуправления
федерального уровня

Экономический результат

Общий объем средств, перечисленных со счетов ЕКС, открытых для осуществления операций автономных и бюджетных учреждений федерального уровня, а также средств, полученных во временное распоряжение федеральных учреждений на счет ЕКС в 2012 г. составил 1947,9 млрд руб., увеличив ежедневный остаток на счете в среднем на 398 млрд руб.

Это позволило в течение года использовать бесплатные ресурсы, не привлекая средства Резервного фонда и других источников финансирования дефицита федерального бюджета, и обеспечить бесперебойное финансирование расходов.

Для справки

Приказом Минфина России от 08.06.2012 № 76н утвержден Порядок перечисления остатков средств бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений), в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты), а также их возврата на указанные счета. Данный порядок регламентирует пополнение региональных и местных бюджетов за счет привлечения средств учреждений.

Наряду с использованием механизма консолидации ликвидности ЕКС федерального бюджета временно свободные бюджетные средства размещались на банковских депозитах. В 2012 г. объем размещенных средств федерального бюджета на банковских депозитах составил 2028,28 млрд руб.

Общая сумма доходов от размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты в 2012 г. составила 22,52 млрд руб.

Однако механизмы управления ликвидностью недостаточно активно используются на уровне бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов, а при принятии решений, направленных на их внедрение в рамках отдельного публично-правового образования, следует учитывать возможные экономические риски, наиболее весомыми из которых являются критично низкие остатки на ЕКС.

Факт необходимости использования механизмов управления ликвидностью единых счетов на уровне субъектов РФ и муниципальных образований очевиден. Практическая реализация данного направления должна базироваться на прогрессивном опыте, при этом возможны адаптационные изменения отдельных аспектов существующих механизмов применительно к конкретному публично-правовому образованию.

Примеры управления ликвидностью ЕКС

Приведем примеры механизмов управления ликвидностью ЕКС, функционирующих в целях кассового обслуживания сектора госуправления регионального и местного уровня.

Пример 1

Механизм таргетирования остатков средств сектора госуправления выражается в следующем. К счетам, свободные остатки которых могут быть централизованы на счете бюджета, можно отнести ЕКС, предназначенные для учета операций со средствами, полученными во временное распоряжение учреждений, а также осуществления операций со средствами автономных и бюджетных учреждений. При этом может практиковаться как ежедневное перечисление неиспользованных остатков на счет бюджета, аналогично механизму, применяемому на уровне федерального бюджета, так и однократное привлечение средств при наступлении определенного экономического события, например, при возникновении кассового разрыва.

Пример 2

На уровне федерального бюджета реализовывается порядок предоставления денежных средств по факту оплаты при проведении операций с межбюджетными трансфертами, что является одним из эффективных вариантов обеспечения ликвидности ЕКС. Указанный порядок направлен на сглаживание колебаний остатков денежных средств на ЕКС в процессе исполнения бюджета за счет минимизации одномоментного списания крупных сумм. В целях обеспечения ликвидности ЕКС бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований целесообразно использовать аналогичный механизм.

Пример 3

Порядок предоставления межбюджетных трансфертов можно адаптировать к решению проблем, связанных с предоставлением субсидий бюджетным учреждениям.

В настоящее время предоставление субсидий сопровождается «вымыванием» крупных сумм из бюджета, при этом происходит снижение платежеспособности соответствующего ЕКС. В существующем механизме предоставление субсидий производится в полном объеме, установленном бюджетными ассигнованиями. Предлагаемый механизм, когда предоставление субсидий производится в объеме, необходимом для проведения выплат бюджетными учреждениями, минимизирует текущие кассовые выплаты, поддерживая ликвидность ЕКС соответствующего бюджета (рис. 2).

Рис. 2. Существующий и возможный механизм проведения операций
по предоставлению из бюджета субсидий бюджетным учреждениям

В связи с проведением операций по таргетированию свободных остатков средств сектора госуправления предлагаемый механизм операций по предоставлению субсидий бюджетным учреждениям не применяется на уровне федерального бюджета.

Вместе с тем проведение указанных операций имеет право на существование при отсутствии реализации на уровне бюджета субъекта РФ или муниципалитета порядка, регламентирующего ежедневное перечисление свободных остатков на ЕКС бюджета со счетов, открытых на балансовом счете 40601 (40701).

Возможные риски и как их избежать

В целях минимизации негативных экономических последствий необходимо использовать изучаемую в динамике систему коэффициентов, которая позволяет оценить ликвидность ЕКС в конкретный момент времени.

Для такой оценки целесообразно адаптировать алгоритм расчета, применяемый на уровне банковского сектора, к существующим условиям кассового обслуживания сектора госуправления. В данном случае, коэффициенты ликвидности будут определяться как соотношение активов (остатки на банковских счетах и кассовые поступления) и обязательств (кассовые выплаты).

Исследование, направленное на минимизацию экономических рисков, заключается в определении для ЕКС показателей мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности.

При этом диапазон расчета ликвидности должен распространяться на весь спектр ЕКС, предназначенных для кассового обслуживания сектора госуправления, не ограничиваясь ЕКС бюджета.

Кроме того, при планировании показателей активов и обязательств следует учесть возможные изменения, возникающие в ходе внедрения механизмов управления ликвидностью. Прежде всего речь идет о суммах, подлежащих размещению на рынке и их возврату, а также результатах маневрирования финансовыми ресурсами между ЕКС.

Комплексный поход к расчету ликвидности ЕКС способствует как минимизации потенциальных рисков, так и более эффективному распоряжению свободными остатками средств.

Заключение

Реформирование бюджетных платежей, в т. ч. реализация механизмов управления ликвидностью ЕКС способствует повышению качественных характеристик исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, исключению (минимизации) возмездных займов, а также получению дополнительного дохода. Системный подход к управлению финансовыми ресурсами ЕКС, предполагающий грамотное планирование и прогнозирование кассовых поступлений и выплат, основанный на мониторинге обязательств сектора госуправления и системе оценки ликвидности ЕКС, позволит существенно повысить уровень кассового обслуживания исполнения бюджетов, укрепить устойчивость, надежность и прозрачность финансовой системы.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль