Между двумя законами

1095
 Чагин К.
Автор: Чагин К.
Консультант по социальной политике Института экономики города
По мнению специалистов Минфина России, первый этап бюджетной реформы (завершившийся принятием ряда подзаконных актов) выявил существенные проблемы реализации Закона № 83-ФЗ. Одна из них – слияние понятий «государственная (муниципальная) услуга», утвержденных законами № 83-ФЗ и № 210-ФЗ. О различии двух законов было немало высказываний со стороны методологов и экспертов. Однако, как показывает практика, учреждения (и их учредители) продолжают совершать ошибки, включая, к примеру, госфункции в госзадания. Таким образом нарушается принцип финансового обеспечения учреждений.

Поставщики услуг

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) поставщиками государственных и муниципальных услуг являются органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а в случаях, установленных законодательством РФ, и иные юридические лица.

Рассмотрим, какие нормативные правовые акты регулируют организацию предоставления этих услуг.

Госуслуги как функции

Закон № 210-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, соответственно:

  • федеральными органами исполнительной власти;
  • органами государственных внебюджетных фондов;
  • исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;
  • местными администрациями;
  • иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (ч. 1 ст. 1 Закона № 210-ФЗ).

Нормативный документ

Вопрос различия госуслуг, оказываемых в рамках Законов № 210-ФЗ и № 83-ФЗ рассмотрен в письме Минфина России от 16.05.2011 № 12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

В соответствии с Законом № 210-ФЗ государственная услуга определяется как деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которая осуществляется по запросам заявителей. А муниципальная услуга – как деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей по решению вопросов местного значения (пп. 1 и 2 ст. 2).

Действие закона распространяется на деятельность организаций, участвующих в предоставлении указанными органами государственных и муниципальных услуг. Такими организациями, в частности, являются многофункциональные центры (далее – МФЦ).

А также на другие государственные и муниципальные учреждения и иные организации, в которых размещается государственное (муниципальное) задание или государственный (муниципальный) заказ, если услуги, содержащиеся в задании или заказе, включены в специальный перечень, установленный Правительством РФ.

Либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В этом случае действие Закона № 210-ФЗ по отношению к услугам заключается в том, что они должны включаться в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляться в электронной форме (ч. 3 ст. 1 Закона № 210-ФЗ).

Запомнить

Многофункциональные центры могут существовать в различных организационно-правовых формах (п. 5 ст. 2 Закона № 210-ФЗ). Однако на практике чаще всего они являются автономными государственными или муниципальными учреждениями.

Например, согласно федеральному правительственному перечню к таким услугам относятся предоставление информации о порядке социального обслуживания граждан государственным учреждением субъекта РФ и прием заявок от граждан, имеющих право на социальное обслуживание, на предоставление социально-бытовых и медицинских услуг на дому.

Пример

В Воронежской области согласно региональному дополнительному перечню к услугам, оказываемым в рамках Закона № 210-ФЗ, отнесены услуги по приему заявок от граждан, подлежащих социальному обслуживанию в комплексных центрах соцобслуживания населения, и по приему заявлений от родителей (законных представителей) несовершеннолетнего для предоставления путевки в детское оздоровительное учреждение. На это указано в постановлении правительства Воронежской области от 08.06.2011 № 473 «Об утверждении дополнительного перечня услуг, оказываемых в Воронежской области государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) Воронежской области или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме».

Таким образом, требования Закона № 210-ФЗ применяются к той или иной государственной или муниципальной услуге, если она: 1 оказывается по заявительному принципу органом государственной власти или местного самоуправления – непосредственно самим органом или с участием МФЦ. Например, это может быть предоставление выписок из реестра муниципального имущества, предоставление в аренду земельных участков, выдача разного рода разрешений и т. д.;
2 оказывается государственным (муниципальным) учреждением в рамках государственного (муниципального) задания или иной организацией в рамках государственного (муниципального) заказа, если эта услуга включена в соответствующий федеральный или региональный перечень услуг, оказываемых в электронной форме.

Любые другие государственные услуги под действие указанного Федерального закона не подпадают.

Кроме того, Законом № 210-ФЗ установлены следующие требования:

  • услуги включаются в реестры государственных и муниципальных услуг (ст. 11);
  • услуги оказываются в соответствии с административным регламентом (п. 1 ч. 1 ст. 6), включающим в себя стандарт их предоставления (ст. 12);
  • обеспечивается возможность оказания услуг в электронной форме (п. 2 ч. 1 ст. 6).

Запомнить

Услуги, подпадающие под действие Закона № 210-ФЗ, должны быть тщательно стандартизированы. В соответствии со ст. 14 данного Закона стандарт должен включать в себя 14 различных позиций, в т. ч. результат, срок либо исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении услуги, требования к помещениям, где она оказывается, показатели доступности и качества услуги.

Госуслуги в рамках заданий

Правовое регулирование организации оказания всех других государственных и муниципальных услуг осуществляется иными нормативными правовыми актами, к которым относятся:

  • БК РФ;
  • Закон № 83-ФЗ;
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Запомнить

Применение региональных и муниципальных стандартов качества услуг является нормой, устанавливаемой субъектами РФ и местными администрациями по своему усмотрению.

На данный момент в федеральном законодательстве не содержится требований о наличии ни реестров (перечней) этих услуг, ни их стандартов.

Единственными исключениями являются социальные услуги и услуги в области содействия занятости населения, где стандарты требуются отраслевым федеральным законодательством.

Вместе с тем на региональном и муниципальном уровне понятие «стандарт качества государственной (муниципальной) услуги» применяется нередко.

Пример

В г. Ангарске Иркутской области утверждение стандартов качества является обязательным для всех муниципальных услуг или работ, включенных в утверждаемый главой города перечень. На это указано в п. 3 постановления главы города Ангарска от 10.07.2009 № 983-г «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения стандартов качества муниципальных услуг города Ангарска».

При этом устанавливаемые требования в таких стандартах очень разнообразны. Одна и та же услуга в различных регионах может содержать абсолютно не совпадающий их набор.

Пример

В г. Рязани понятие «стандарт качества муниципальной услуги» определяется как «совокупность требований к составу, потребительским характеристикам, порядку и результатам муниципальной услуги (работы), позволяющих потребителю услуги (работы) получить четкое представление о своих правах на нее и условиях ее получения в рамках действующего законодательства» (см. п. 1.3.2 Положения о порядке разработки, утверждения и применения стандартов качества муниципальных услуг (работ) города Рязани, утв. постановлением администрации города Рязани от 14.10.2011 № 4449).

Запомнить

Проблемы, выявленные в ходе анализа реализации бюджетной реформы, и пути выхода из них, учтены в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г. (распоряжение Правительства РФ от 04.03.2013 № 293-р <Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами»>).

Однако на практике нередко встречаются случаи, когда в отдельных регионах и муниципальных образованиях требования Закона № 210-ФЗ относят ко всем без исключения государственным или муниципальным услугам, в частности для них разрабатывают административные регламенты.

Пример

В г. Самаре административный регламент разработан для такой услуги, как «Предоставление для временного проживания или ночлега отдельного койко-места» (постановление администрации городского округа Самара от 01.02.2013 № 46).

Такое положение дел является необоснованным, поскольку данная услуга оказывается муниципальным учреждением и не в электронном виде. При этом информация, включаемая в стандарт услуги, представляется не полной. Например, в показатели качества включается только отсутствие обоснованных жалоб со стороны заявителей.

Если региональная или местная администрация считает необходимым стандартизировать услугу, не подпадающую под действие Закона № 210-ФЗ, то делать это следует без наложения на нее положений указанного закона.

Другой ошибкой может быть то, что при установлении дополнительного перечня услуг, оказываемых в субъекте РФ государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в него вносят услуги, которые оказываются органами исполнительной власти. При этом в соответствии с федеральным законодательством (ч. 11 ст. 161 БК РФ) эти органы относятся к казенным учреждениям, а следовательно, для них государственное или муниципальное задание не установлено.

Пример

В Архангельской области в дополнительный перечень включена услуга «назначение и выплата ежемесячных пособий на ребенка», которую оказывают государственные казенные учреждения – отделения социальной защиты населения (постановление правительства Архангельской области от 10.04.2012 № 133-пп «Об утверждении дополнительного перечня услуг, предоставляемых государственными учреждениями Архангельской области, подлежащих включению в Архангельский региональный реестр государственных и муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме»).

Указанные в примере услуги должны вноситься в реестр государственных услуг без отдельного включения в какие-либо дополнительные перечни.

официальное мнение

Инна Колчина,
государственный советник РФ 3-го класса

В отношении Закона № 210-ФЗ применяется такое определение, как юридически значимые услуги. Все они поименованы в соответствующих перечнях Правительства РФ, субъектов РФ и муниципалитетов. Таким образом, данные услуги являются предметом правового регулирования правительства определенного публично-правового образования. В этом отличие от Закона № 83-ФЗ.

Можно сказать, что Закон № 210-ФЗ регламентирует даже не услуги, а подготовку к ним. Например, выдача лицензии на ведение фармацевтической деятельности, по сути, административное действие, предназначенное для того, чтоб соответствующая услуга была в системе здравоохранения.

На услуги, оказываемые по Закону № 210-ФЗ, существует административный регламент. На услуги, оказываемые в рамках Закона № 83-ФЗ, формируется госзадание.

При этом согласно Налоговому кодексу РФ от налогообложения освобождены только услуги (работы), оказываемые в рамках госзадания. Если учреждение – бюджетное, автономное – оказывает услуги в соответствии с Законом № 210-ФЗ, то их лучше включать в задание. Но только в том случае, если они бесплатные. Если платные, то нельзя. В составе задания могут быть платные услуги, если такая возможность прямо предусмотрена федеральным законом (законы субъекта РФ, муниципальные правовые акты исключаются).

В связи с этим учредителям необходимо провести инвентаризацию платной деятельности, оказываемой подведомственными учреждениями. Если учреждения оказывают платные услуги, которые разрешены в рамках задания (на данный момент это возможно только в сфере культуры), то им размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания устанавливается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×