Из каких источников взять средства на льготников

1619
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Лекарственное обеспечение населения является частью государственной программы «Развитие здравоохранения», а учреждения, осуществляющие выдачу бесплатных медикаментов, – одним из инструментов ее реализации. За счет каких средств следует приобретать льготные лекарства и каким образом отражать этот процесс в бухгалтерском учете, расскажем далее.

Средства финансирования

С 2006 г. в России реализуется национальный проект «Здоровье» – программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная Президентом РФ В.В. Путиным.

В рамках национального проекта разработаны соответствующие проекты в регионах, одной из целей которых является обеспечение населения лекарственными препаратами.

Помимо данных проектов на реализацию государственной политики в сфере здравоохранения направлена Стратегия лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 г., утвержденная приказом Минздрава России от 13.02.2013 № 66.

В России граждане могут получить лекарства бесплатно в амбулаторнополиклинических учреждениях, в стационарах, а также в аптеках по льготным рецептам. Медикаменты для населения учреждения приобретают за счет средств ОМС, а также за счет средств финансирования госпрограмм в рамках указанных выше проектов.

Финансовое обеспечение федеральных и региональных программ осуществляется в т. ч. за счет целевых субсидий, выделяемых учреждениям.

Пример

Постановлением правительства Челябинской области от 17.04.2013 № 144-П утвержден Порядок определения объема и условий предоставления в 2013 г. государственным бюджетным учреждениям здравоохранения субсидий на иные цели, предусмотренные в рамках развития проекта «Здоровье».

Кроме того, в регионах лекарства могут выдаваться и в рамках социальной поддержки населения, например ветеранам Великой Отечественной войны, чернобыльцам, детям из многодетных семей и т. д.

Перечень соответствующих лекарственных препаратов утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665. В регионах территориальные перечни лекарственных препаратов формируют органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения (п. 1.4 Инструкции о порядке назначения лекарственных препаратов, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110).

Категории льготников

Получателей бесплатных лекарств условно можно разделить на три льготные категории, определяемые: 1 в соответствии с социальным статусом (дети первых трех лет жизни, ветераны, инвалиды, лица, подвергшиеся радиации, и т. д.);
2 наличием заболеваний, требующих дорогостоящей терапии (СПИД, ВИЧ, онкология, диабет и т.п.);
3 низким уровнем доходов (малоимущие граждане).

Льготные категории граждан определяются в соответствии с федеральным законодательством (например, Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи») и могут быть расширены за счет категорий, социальная помощь которым входит в расходные обязательства субъектов РФ.

Порядок выдачи лекарств

Конкретный порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами устанавливается на уровне законодательства субъектов РФ. Например, учреждениям здравоохранения может быть вменена обязанность ведения реестров граждан, имеющих право на оказание им бесплатной лекарственной помощи в амбулаторных условиях за счет бюджетных средств.

Нормативный документ

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ при предоставлении гражданину мер социальной поддержки («льгот») ответственность делится между центром и регионами, а финансирование этих мер осуществляется из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основанием для выдачи бесплатных лекарств является рецепт, выписанный в прикрепленном лечебно-профилактическом учреждении на рецептурном бланке формы № 148-1/у-04 (л) или № 148-1/у-06 (л).

В некоторых случаях могут быть установлены дополнительные условия для отпуска бесплатных лекарств гражданам, например:

  • пациент не должен находиться в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг или его денежного эквивалента;
  • пациент должен быть внесен в персонифицированный регистр граждан, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение за счет бюджетных средств.

После проверки необходимых документов лекарства отпускаются в соответствии с требованиями приказов Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110, от 14.12.2005 № 785.

Запомнить

Обычно с граждан требуют следующие документы, подтверждающие их право на бесплатную лекарственную помощь: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; медицинскую карту амбулаторного больного, содержащую диагноз заболевания; документ, подтверждающий право на меры социальной поддержки.

Отчет за лекарства

При отпуске льготных медикаментов ведется их регистрация с указанием фамилии, имени, отчества пациента, его диагноза, даты отпуска, номенклатуры, дозировок и количества отпущенных препаратов. При этом может использоваться соответствующее программное обеспечение.

Медучреждения, как правило, регистрируют назначения лекарств для бесплатного отпуска в медицинской карте амбулаторного больного (номер, дата рецепта, количество, длительность курса лечения) и в карте учета льготного отпуска лекарственных средств.

Соглашением о предоставлении субсидии на цели приобретения льготных медикаментов может быть установлена обязанность учреждения представлять отчеты о получении и реализации лекарственных средств на льготных условиях по соответствующим формам.

Кроме того, нормативными документами может быть предусмотрено представление рецептурных бланков для проведения камеральных проверок.

Движение медикаментов

Льготные медикаменты, предназначенные для выдачи населению, подлежат предметно-количественному учету и хранятся отдельно. В остальном оформление их приема-передачи происходит в обычном порядке.

При этом документальное оформление движения медикаментов в отделениях (кабинетах) и в аптеках имеет существенные различия.

В частности, в отделениях и кабинетах лекарства хранятся лишь в размере текущей потребности в них (приказ Минздрава СССР от 02.06.1987 № 747). Получение медикаментов из аптек (со склада) происходит на основании графика, утвержденного руководителем учреждения и заведующим аптекой или складом.

Препараты получают материально ответственные лица (например, старшие медицинские сестры отделений (кабинетов), главные и старшие медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений) по доверенностям (ф. М-2 и М-2а). Срок действия доверенности в общем случае устанавливается не более чем на текущий квартал. Отделения и кабинеты получают медикаменты по требованиям-накладным (ф. М-11), которые выписывает старшая или главная медсестра по группам лекарственных средств в двух экземплярах.

В аптеке (в медучреждении, имеющем аптеку) медикаменты принимаются к учету на основании сопроводительных документов от поставщиков.

Полную индивидуальную материальную ответственность за сохранность медикаментов несет заведующий аптекой (или его заместитель). С ним заключается соответствующий договор.

По решению руководителя в аптеке может быть введена коллективная (бригадная) материальная ответственность.

При отпуске медикаментов из аптеки (склада) один экземпляр требования-накладной (ф. М-11) остается у заведующего.

В конце месяца он составляет отчет о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении (ф. 11-МЗ) с выделением групп медикаментов в двух экземплярах. Первый экземпляр подписывает заведующий аптекой и предоставляет в бухгалтерию. Второй экземпляр, утвержденный руководителем медучреждения, остается в аптеке и служит основанием для списания.

Бухучет

Льготные медикаменты следует учитывать в составе материальных запасов на счете 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства» (пп. 99, 117 Инструкции № 157н).

Движение льготных медикаментов отражается в бухучете в обычном порядке, предусмотренном для материальных запасов. Главное – обеспечить их раздельный учет по уровню льготы, по конкретным законам, по поставщикам, по финансовому обеспечению и т. д.

Списывать медикаменты с учета нужно по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости (п. 108 Инструкции № 157н). Метод оценки следует закрепить в учетной политике. Все операции с медикаментами нужно отразить в Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042) или Карточке учета материальных ценностей (ф. 0504043) с использованием отдельных страниц по каждому наименованию.

Запомнить

В случае наличия в медицинском учреждении аптечного склада (аптеки) отчет о движении лекарственных средств составляется заведующим аптекой, а не материально ответственным лицом, получающим лекарственные препараты по требованиям-накладным. Дело в том, что получаемые лекарственные препараты приходуются в учреждении в размере текущей потребности, которая не предполагает создания сверхнормативных остатков материальных запасов.

Пример

В соответствии с региональной программой бюджетному учреждению выделена целевая субсидия на приобретение медикаментов для определенных социальных групп граждан. Учреждение приобретает льготные медикаменты по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ. Операции по приобретению и выдаче лекарств отражаются в учете учреждения следующим образом: Дебет 5 302 62 830 – Кредит 5 201 11 610 – перечислена плата поставщику за медикаменты;
Дебет 18 (код 262 КОСГУ) – отражено списание средств со счета учреждения;
Дебет 5 105 31 340 – Кредит 5 302 62 830 – приняты к учету медикаменты;
Дебет 5 401 20 272 – Кредит 5 105 31 440 – списаны с учета медикаменты на основании реестра выдачи.

Налоги

Налог на прибыль с сумм полученных субсидий не начисляется, поскольку они являются средством целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)).

В отношении уплаты НДС со стоимости переданных населению льготных медикаментов официальных разъяснений нет. Вместе с тем отметим, что безвозмездная передача признается реализацией в целях обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Поэтому реализация льготных медикаментов, как и прочих лекарственных средств, облагается НДС по ставке 10% (подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ). При этом учреждение может принять к вычету суммы НДС, предъявленные поставщиками медикаментов, на основании выставленных ими счетовфактур (ст. 171 НК РФ). В этом случае НДС к уплате в бюджет будет равен нулю.

Однако если выдача медикаментов является неотъемлемой частью медицинских услуг (например, лечение в стационаре), то начислять НДС не нужно, поскольку медуслуги от налогообложения освобождены (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Оптимизация учета и контроль

Получению пациентом льготного лекарства предшествуют долгие процедуры, которые начинаются с планирования закупок.

На первом этапе производится анализ потребности в лекарствах всех граждан, входящих в льготную категорию. На уровне учреждений формируется перечень необходимых для закупок препаратов на определенный период. Затем проводятся торги на право поставки медикаментов в учреждения.

Приобретенные медикаменты распределяются по аптекам, подведомственным учреждениям, отделениям, кабинетам и т. д.

Запомнить

Код КОСГУ для оплаты медикаментов зависит от целей предоставления субсидии. Например, если целями субсидии определено обеспечение медикаментами населения в рамках социальной помощи, то расходы на их приобретение нужно отражать по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ. Если целью является улучшение медицинской помощи или медикаментозное обеспечение пациентов с определенными заболеваниями, расходы на лекарства отражаются по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

На этапе распределения и отпуска лекарственных средств возможна оптимизация рабочего процесса, которая заключается в использовании специальных бланков рецептов (унифицированный рецепт) с нанесенными штриховыми кодами (код учреждения, код врача, код препарата и его количество). Кроме того, оптимизации процесса способствуют и так называемые карты льготника, которые содержат все необходимые персональные данные человека. При выдаче медикаментов с помощью считывателя штрих-кодов вся информация о льготнике, а также о назначенных и выданных ему лекарствах переносится в электронную базу данных. Такой процесс обеспечит контроль за правильностью распределения и персонифицированный учет отпуска лекарств.

В конечном итоге собранная и структурированная информация представляется в виде отчета в соответствующие государственные органы. На основе имеющихся отчетов подводятся итоги и выявляются потребности в медикаментах; прогнозируются ситуации в области обращения льготных лекарственных средств.

Обеспечение населения лекарствами – процесс трудоемкий и сложный.

Поэтому для его поддержания и оптимизации необходима совокупность многих факторов, основными из которых являются наличие современного программного обеспечения, ответственность должностных лиц и персонала, а также грамотная региональная политика в области здравоохранения.

В сравнении с Европой

В странах ОЭСР (Организация стран экономического сотрудничества и развития) из общественных источников (средства бюджета или ОМС) субсидируется в среднем не менее 60% расходов населения на лекарственные средства в амбулаторных условиях, т. е. государство покрывает пациенту большую часть стоимости выписанного врачом лекарства. Остальные средства население тратит из своего кармана или из средств добровольного медицинского страхования, как, например, во Франции. Следует отметить, что бесплатное лекарственное обеспечение в большинстве этих стран касается всего населения, а социально незащищенные слои полностью освобождены от необходимости доплаты.

В России право на бесплатные лекарства имеют только ограниченные категории граждан, преимущественно инвалиды. Получает их всего около 3,5% населения (порядка 5 млн чел.). В денежном выражении за счет общественных источников на обеспечение лекарствами выделяется порядка 100 млрд руб. в год.

В доле ВВП это только 0,25%, или в 3 раза меньше, чем в большинстве развитых стран (0,9% ВВП). А если оценивать эти расходы по паритету покупательной способности на душу населения в год, то доступ к бесплатным лекарствам в 5 раз меньше, чем у жителя Евросоюза.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×