8 (800) 511 98 66 Звонок бесплатный! Подпишитесь со скидкой! Активировать гостевой доступ к журналу
Учет в учреждении

Бизнес-план на отлично

  • 17 июля 2013
  • 971

Организация приносящей доход деятельности предполагает использование эффективных инструментов, существующих в сфере бизнеса, в частности, составление бизнес-плана. Рассмотрим структуру и содержание данного документа, а также порядок его составления на примере образовательного учреждения.

Структура бизнес-плана

В современной экономической ситуации практически невозможно добиться положительных результатов в ведении приносящей доход деятельности, не планируя своих действий и не прогнозируя их последствия. Собственно для этого образовательному учреждению (далее – ОУ) и нужен бизнес-план. Если его грамотно составить, то он поможет учреждению решить следующие задачи: 1 определить конкретные направления приносящей доход деятельности (оказание платных услуг, создание ремонтных мастерских, подготовка гувернеров и др.);
2 оценить конкурентоспособность товаров и услуг, которые будет предлагать учреждение;
3 установить соответствие квалификации работников поставленным целям, обосновать методы стимулирования их труда;
4 составить перечень маркетинговых мероприятий по изучению рынка услуг, их рекламе, ценообразованию, каналам реализации;
5 предусмотреть возможные риски (проблемы);
6 выявить возможности сотрудничества, кооперации с другими образовательными, банковскими и иными организациями.

Примерная структура бизнес-плана

Запомнить

Бизнес-план играет важнейшую роль при разработке программы приносящей доход деятельности ОУ. Он может быть использован для разработки концепции предоставления образовательных услуг (т. е. «производства» услуг с позиции маркетинга, финансов, конкурентоспособности). С его помощью можно оценить фактические результаты деятельности учреждения за определенный период. А также - привлечь в учреждение как потребителей услуг, так и потенциальных инвесторов и благотворителей.

Исследование рынка

Прежде чем составлять бизнес-план, руководитель ОУ должен провести маркетинговое исследование, включающее в себя анализ потребностей обучающихся, их родителей, населения микрорайона, а также предложений аналогичных услуг потенциальными конкурентами.

Интересы и предпочтения обучающихся и их родителей можно узнать на общешкольных родительских собраниях и собраниях в классах, из бесед с членами родительских комитетов, попечительских, управляющих и наблюдательных советов. Пакет предложений может поступить также и от педагогов.

Запомнить

Для исследования потребительского спроса в ОУ рекомендуются такие маркетинговые инструменты, как опрос и анкетирование. При этом анкетирование проводить легче, оно носит менее навязчивый характер, вследствие чего респонденты могут дать более правдивые ответы на вопросы.

Далее из собранных заявок (социальных заказов) необходимо отобрать наиболее интересные и выполнимые, исходя из возможностей педагогического коллектива и школьного менеджмента (способности администрации находить и привлекать к работе нужных специалистов, в т. ч. со стороны, кооперировать свои действия с другими организациями, находить инвесторов, благотворителей и т. п.).

В разделе «Характеристика услуг» бизнес-плана следует дать описание предлагаемых услуг, ответив на следующие вопросы: 1 почему потребители предпочтут данные услуги;
2 что может стать главным преимуществом предлагаемых услуг для потребителей;
3 в чем недостатки предлагаемых услуг.

Для систематизации ответов целесообразно составить таблицу, включив в нее показатели для последующего анализа и разработки мер по преодолению выявленных недостатков.

Подавляющее большинство образовательных учреждений предлагают платные дополнительные образовательные услуги, которые уже оказывают другие учреждения. При этом каждый руководитель исходит из того, что услуги его учреждения имеют наилучшие характеристики.

У потребителей может быть иное мнение, которое не изменит никакая реклама. Поэтому целесообразно заранее найти свою нишу на рынке услуг.

Такой процесс сегментации рынка предполагает поиск группы потребителей услуг с аналогичными характеристиками (например, безработные, желающие пройти переподготовку), предпочтениями (например, ориентированные на информационные технологии обучения) или принципами (например, следующие принципу «доступность важнее цены»).

После определения группы необходимо адаптировать свою услугу к ее потребностям. Если услуга не новая, то следует найти ее дополнительные преимущества. Например, предложить не просто углубленное изучение иностранного языка, а языковую подготовку к определенному виду деятельности.

Пример сравнительной оценки конкрентоспособности услуг в баллах
вашего (А) и других (В, С, Д) образовательных учреждений

Приведенный в таблице перечень показателей можно скорректировать в зависимости от конкретных условий деятельности ОУ. По каждой позиции должна быть оценка от 0 до 5 баллов (можно использовать другую шкалу).

Оценки проставляются в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются. Расхождение сумм баллов более чем на 20% характеризует тяжелое положение ОУ с точки зрения конкурентоспособности, а более чем на 40% – свидетельствует о необходимости ухода с данного сегмента рынка либо поиска иных форм приносящей доход деятельности.

Альтернативный способ оценки конкурентоспособности услуг

Ценообразование

Для того чтобы определить стоимость услуги, необходимо ответить на вопрос: какая цель должна быть достигнута принятой в ОУ политикой ценообразования? Ответы могут быть следующие:

  • вхождение в рынок;
  • расширение рынка;
  • максимизация дохода и т. д.

В первом и втором случае следует устанавливать низкие цены, в третьем – высокие.

На основе себестоимости обычно оценивается минимально возможная цена услуги. Из анализа цен конкурентов определяется средняя цена. На услуги с высоким качеством и уникальными свойствами устанавливается высокая цена, на распространенные – низкая. Цены, определяемые спросом или конъюнктурой рынка услуг, могут колебаться в диапазоне от минимальных до максимальных.

Запомнить

Вырабатывая стратегию ценообразования, необходимо учитывать себестоимость услуг, цены конкурентов на аналогичные виды услуг, уникальность услуг и спрос на них.

Кадры решают все

При разработке раздела «Организационный план» следует оценить реальный потенциал менеджмента ОУ, в т. ч. профессиональную компетентность работника, который будет вести бухгалтерский и налоговый учет, осуществлять налоговое планирование, расчеты себестоимости услуг, т. е. решать финансово-экономические вопросы. Если в штате ОУ такой работник (например, опытный бухгалтер) есть, то необходимо определить организационную форму привлечения его к участию в реализации бизнес-плана.

В качестве вариантов может быть рассмотрено: 1 составление отдельного штатного расписания с оплатой из внебюджетных средств;
2 заключение гражданско-правового договора подряда.

При использовании первого варианта специалиста можно принять на работу по совместительству (0,5 ставки внебюджетного штатного расписания) либо оформить совмещение через дополнительное соглашение к основному трудовому договору (возможно, с полной оплатой, предусмотренной ставкой). Второй вариант позволит сэкономить на взносах в ФСС РФ. Но в этом случае необходимо грамотно составить договор, чтобы при проверках он не был квалифицирован как трудовой со всеми вытекающими отсюда штрафными санкциями.

Если в ОУ соответствующего работника нет, то можно воспользоваться услугами внешнего специалиста (например, из централизованной бухгалтерии). При этом варианты оформления трудовых отношений остаются теми же, что и в первом случае. Аналогичные решения должны быть приняты и по отношению к главным исполнителям бизнес-плана – тем, кто будет оказывать услуги.

Финансы и контроль

Раздел «Финансовый план» помогает провести анализ экономического состояния ОУ и обосновать реальность достижения целей в будущем.

Его также можно использовать для организации контроля, ведения бухгалтерской и налоговой отчетности.

По большому счету «Финансовый план» – ключевой раздел бизнес-плана. Он рассчитывается на основе прогнозов объема реализации образовательных услуг и включает несколько основных документов: 1 план-отчет о доходах и расходах. С его помощью можно проанализировать самоокупаемость предоставляемых услуг. Если спрос на платную услугу меньше расчетной величины, то «производство» услуг не будет самоокупаемым;
2 план-отчет о движении денежных средств. Данный документ позволяет оценить, сколько средств нужно вложить в организацию платных дополнительных образовательных услуг в разбивке по времени. Одна из главных задач такого анализа – установить синхронность поступления и расходования денежных средств.

Заключительный этап

Важная составляющая бизнес-плана – раздел «Резюме проекта», задача которого – в краткой форме представить основные идеи по ведению приносящей доход деятельности, заинтересовать и привлечь потенциальных партнеров и благотворителей. Объем этого раздела не должен превышать одной-двух страниц. Разрабатывать его лучше в самом конце составления бизнес-плана, когда уже есть полная ясность по остальным разделам.

В заключение необходимо добавить, что бизнес-план должен быть написан простым, лаконичным стилем, содержать минимум специальных терминов, финансовых и статистических данных и соответствовать требованиям к оформлению подобных документов. Его содержание должно отражать не только специфику сферы образования, но и конкретные цели и задачи данного ОУ.

Запомнить

Целенаправленная ценовая политика позволит ОУ изменять цены в зависимости от ситуации на рынке услуг. Это важно, поскольку для бизнеса в сфере образования есть так называемый мертвый сезон – каникулярное время.

мнение специалиста

Екатерина Шестакова,
канд. юрид. наук, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»

Образовательное учреждение должно быть полностью открыто для общества, ведения диалога с потенциальными потребителями его услуг. Учреждение, не имеющее активного сайта в Интернете, теряет 90% успеха. Сайт должен быть насыщен сервисами: ответы на вопросы, форум, горячая линия, формы и образцы заполнения документов, электронные заявки, ссылки на страницы в социальных сетях и пр.

Легкость общения и доступность информации создают ощущение почти родственных связей. А к кому еще идти за знаниями, как не к близкому «человеку». Очень важно присутствие в соцсетях: активное ведение блогов выпускниками или преподавателями. Информация, распространяемая в соцсетях, как показывают маркетинговые исследования, пользуется большим доверием, чем стандартное рекламное объявление.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.