Что изменилось в системе государственного финконтроля

1542
 Тюрин А.
Автор: Тюрин А.
Государственный советник РФ 1-го класса
Новый закон о Счетной палате РФ стал важным этапом в работе по развитию и совершенствованию системы государственного финансового контроля. Документ закрепил наработанные ведомством за 18-летний срок опыт, практику и методологию, повысил статус и существенно расширил полномочия Счетной палаты РФ, придав ей статус «мегарегулятора» в сфере государственного аудита. Отметим ключевые положения нового закона.

Новый статус

Согласно ст. 2.1 Закона № 41-ФЗ Счетной палате РФ придается статус постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля).

Эта терминология сообразуется с основными положениями современной концепции государственного финансового контроля, в соответствии с которой он состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга систем – внешнего и внутреннего контроля.

Запомнить

Положение о Счетной палате РФ как высшем органе контроля/аудита соответствует международным стандартам, поскольку общепринятым родовым понятием для всех высших контрольно-счетных органов (счетных палат) стран мира является термин Supreme Audit Institutions.

Кроме того, новый закон позволяет Счетной палате РФ осуществлять свою деятельность в соответствии с международными правовыми принципами, изложенными в документах ИНТОСАИ: разделения государственного аудита на внешний и внутренний, независимости, неограниченного доступа к информации, обязанности публично отчитываться о своей работе и др.

Однако статус высшего контрольного органа не означает, что в нашей стране будет выстроена вертикаль финансового аудита. Государственный и муниципальный финансовый контроль регулируется большой совокупностью нормативных правовых актов и в России как федеративном государстве не имеет иерархической структуры в строгом смысле, в плане административной подчиненности одних органов другим.

Тем не менее указанный статус дает право и основания на методологическую и методическую координацию - Счетная палата РФ будет разрабатывать общие требования к стандартам внешнего контроля не только для себя, но и для региональных и местных контрольно-счетных органов (ст. 35.6 Закона № 41-ФЗ).

Нормативный документ

Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в 2011 г. официально разграничил контроль на внешний (контроль со стороны общества – в лице представительных органов государственной власти и создаваемых ими счетных палат – за деятельностью органов исполнительной власти по управлению бюджетом и ресурсами страны) и внутренний (органы, входящие в систему исполнительной власти и контролирующие их деятельность).

Новый закон также наделяет Счетную палату РФ правом проводить проверки и анализ работы и отчетности подразделений внутреннего аудита в объектах своего контроля. В частности, соблюдения ими требований стандартов внутреннего аудита. По результатам проверок и анализа учреждениям будут направляться рекомендации по совершенствованию внутреннего аудита (ст. 29 Закона № 41-ФЗ).

Запомнить

Контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, органы безопасности и правопорядка, региональные и местные контрольно-счетные органы, Банк России, финансовые, налоговые и иные государственные органы, а также подразделения внутреннего аудита обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты РФ, предоставлять по ее запросам информацию, необходимую для выполнения ее задач и функций (ст. 30 Закона № 41-ФЗ).

Как все начиналось

Статус Счетной палаты был определен в 1993 г. ст. 101 Конституции РФ. В частности, п. 5 указанной статьи гласит о том, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Счетная палата была создана в начале 1995 г. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» определил и конкретизировал задачи и полномочия контрольного органа, наделив его правом проверять не только исполнение бюджета, но и движение бюджетных средств и федерального имущества в целом, включая их использование конкретными учреждениями.

За 18 лет, прошедшие со времени принятия этого закона, в стране сформировалась сложная структурированная система государственного финансового контроля, в которой Счетная палата РФ заняла одно из ключевых мест.

Новые виды аудита и контроля

В законе о Счетной палате 1995 г. виды контроля/аудита определены не были. В качестве одного из видов деятельности было закреплено проведение ревизий и проверок – то, что в современной терминологии обозначается понятием финансового аудита.

Также употреблялось общее понятие контроля эффективности использования государственных средств и федеральной собственности. Это открывало определенные возможности для внедрения аудита эффективности, хотя такой термин отсутствовал.

За последнее десятилетие аудит эффективности прочно вошел в деятельность Счетной палаты РФ. В сегодняшних условиях оценка эффективности и результативности использования государственных ресурсов становится не менее важной задачей, чем контроль законности и целевого использования средств.

Расширяется сфера применения стратегического и проектного аудита, что обусловлено необходимостью создания институциональных предпосылок для модернизации экономики, государственного управления, судебной системы, правоохранительных органов и вооруженных сил.

Счетная палата РФ уделяет значительное внимание контрактному аудиту. Многие рекомендации, выработанные ею в ходе контроля и мониторинга закупочной деятельности, были учтены в Законе о федеральной контрактной системе.

В связи с переходом к формированию бюджета по программному принципу особое значение приобретает аудит государственных программ.

Круг задач и полномочия

Принципиальной особенностью нового закона является то, что отныне круг задач Счетной палаты РФ выходит за пределы собственно сферы финансового контроля и включает в себя оценку важных аспектов социально-экономической политики государства (ст. 5 Закона № 41-ФЗ). В числе этих задач:

  • аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития страны;
  • определение эффективности формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, в т. ч. для целей стратегического планирования;
  • развитие возможностей и методов аудита эффективности формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-экономического развития.

Кроме того, Счетная палата РФ в пределах своей компетенции обеспечивает меры по противодействию коррупции.

В статьях 26–28 Закона № 41-ФЗ прописаны возможности Счетной палаты РФ по представлениям, предписаниям, уведомлениям о применении бюджетных мер принуждения.

Инспекторы Счетной палаты РФ наделяются правом составления протоколов об административных правонарушениях (ст. 36.1.9 Закона № 41-ФЗ).

А правоохранительные органы, в которые Счетная палата направляет свои материалы, будут обязаны предоставлять информацию о ходе их рассмотрения и принятых решениях (ст. 17.7 Закона № 41-ФЗ).

Также расширен и детализирован круг проверяемых организаций (ст. 15 Закона № 41-ФЗ).

Теперь контрольные полномочия Счетной палаты РФ безоговорочно распространяются не только на государственные органы и учреждения, но и на ФГУПы, госкорпорации, компании с государственным участием, а также на Банк России. Статья 23 Закона № 41-ФЗ уточняет, что проверки Банка России проводятся в части обслуживания им бюджетных средств, государственного долга, счетов и операций, на которые распространяется действие закона о государственной тайне. Аудит финансово-хозяйственной деятельности Банка России в целом может проводиться по решению Государственной Думы на основании предложений Национального банковского совета.

Возникает дополнительное основание для проверки любых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц – предоставление им не только бюджетных средств и государственной собственности, но и государственных гарантий.

Закон предусматривает возможность проверки иных организаций (при этом согласно ст. 15.4 это не зависит от получения ими в той или иной форме государственных ресурсов). Такая проверка может проводиться по поручениям палат парламента, обращениям Президента РФ и Правительства РФ.

Запомнить

В новом законе закреплены понятия: финансового аудита (контроля); аудита эффективности; стратегического аудита; аудита государственных программ; аудита государственных и международных инвестиционных проектов, аудита федеральных информационных систем, аудита в сфере государственных закупок (ст. 14.5–14.12 Закона № 41-ФЗ).

Коллегия Счетной палаты

Первоначальной редакцией закона о Счетной палате 1995 г. было установлено, что председатель и шесть аудиторов ведомства назначались Госдумой, заместитель председателя и еще шесть аудиторов – Советом Федерации.

Изменениями, внесенными в закон с 2004 г., председатель и его заместитель утверждались соответствующими палатами парламента по представлению Президента РФ.

С 2007 г. аналогичный порядок был распространен и на аудиторов. Эти изменения находились в общем русле политики укрепления вертикали власти.

В соответствии с новым законом роль парламента в формировании Счетной палаты РФ вновь возросла, хотя возвращения к первоначальному порядку не произошло.

Кандидатуры для назначения на должность председателя (не менее трех) вносятся Президенту РФ советом Госдумы по предложениям фракций. Президент РФ выбирает из выдвинутых кандидатур одну и вносит ее в Думу. В случае если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом РФ, он вправе выдвинуть иную кандидатуру (ст. 7.2 Закона № 41-ФЗ).

Аналогичный порядок действует и в отношении утверждения заместителя председателя, с той лишь разницей, что в Совете Федерации в связи с отсутствием в нем фракций политических партий кандидатуры выдвигаются Комитетами (ст. 8.2 Закона № 41-ФЗ).

Почти таким же образом происходит утверждение аудиторов. Различие состоит в том, что закон никак не регламентирует число кандидатов, которое должно быть предложено на должность аудитора (ст. 9.5 Закона № 41-ФЗ).

Важным отличием нового закона от предыдущего является ограничение по срокам пребывания в должности.

Председатель, его заместитель и аудиторы назначаются на шестилетний срок, как и раньше. Но одно и то же лицо не может занимать свой пост более двух сроков подряд.

Руководство Счетной палаты должно быть сформировано до 1 октября 2013 г. (ст. 43.2 Закона № 41-ФЗ).

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×