Каким способом лучше осуществить закупку?

1303
В соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ заказчики смогут осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд одним из следующих способов: открытый конкурс; конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; электронный аукцион; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного поставщика. Рассмотрим подробнее каждый из указанных способов.

Открытый конкурс

Под конкурсом, как и ранее в Законе № 94-ФЗ, понимается способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Правительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации, которая обязательна для применения заказчиками (ч. 4 ст. 48 Закона № 44-ФЗ).

Процедуры подачи и вскрытия заявок не изменились. Новации коснутся правил рассмотрения и оценки заявок (см. рис. 1). Осуществляться они будут как единая процедура, для которой установлен срок – 20 дней со дня вскрытия конвертов с конкурсными заявками. Результаты фиксируются:

  • в протоколе рассмотрения и оценки заявок;
  • в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе.

Запомнить

Конкурс в рамках закона о контрактной системе становится основным способом закупки.

Рис. 1. Схема процедуры открытого конкурса по Закону № 44-ФЗ

Конкурс с ограниченным участием

Конкурс с ограниченным участием – новый способ осуществления закупок – является разновидностью открытого конкурса (см. рис. 2).

Законом № 44-ФЗ устанавливаются два возможных случая проведения открытого конкурса в такой форме: 1 когда товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации. Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к высокосложным, инновационным или специализированным и (или) перечень видов таких объектов будет устанавливаться Правительством РФ (ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ);
2 когда выполняются работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов. А также когда выполняются работы (оказываются услуги), связанные с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда (ч. 3 ст. 56 Закона № 44-ФЗ).

При проведении конкурса с ограниченным участием его участники сначала проходят предквалификационный отбор, в ходе которого заказчик выясняет соответствие участников дополнительным требованиям, и только потом оцениваются поданные ими заявки (ст. 56 Закона № 44-ФЗ).

Рис. 2. Схема проведения конкурса с ограниченным участием по Закону № 44-ФЗ

Двухэтапный конкурс

Особенность двухэтапного конкурса состоит в том, что в ходе его проведения заказчик может изменить объект закупки либо критерии оценки заявок (см. рис. 3).

На первом этапе участники подают первоначальные конкурсные заявки без указания предложений о цене контракта (ч. 4 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик после завершения первого этапа может уточнить любое требование к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупок или к критериям оценки конкурсных заявок.

На втором этапе конкурса участники вправе представить окончательные конкурсные заявки с указанием цены и с учетом измененных параметров контракта либо отказаться от участия в конкурсе. Участие во втором этапе могут принимать только те участники, которые подали заявки на первом этапе.

Запомнить

В случае, если по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым и дополнительным требованиям или таковым признан только один участник закупки, конкурс с ограниченным участием признается несостоявшимся (п. 9 ст. 56 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик вправе осуществить закупки данным способом при наличии двух условий в совокупности: 1 обязательность обсуждения и уточнения с поставщиками характеристик объекта закупок;
2 заключение контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в т. ч. архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности).

Рис. 3. Схема организации двухэтапного конкурса по Закону № 44-ФЗ

Электронный аукцион

Данную процедуру необходимо проводить при закупке товаров (работ, услуг), которые включены в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). Однако и товары (работы, услуги), не входящие в перечни, заказчик сможет закупать путем проведения электронного аукциона.

Законом № 44-ФЗ сокращаются сроки проведения электронного аукциона. Заказчики получают право размещать извещение о его проведении не менее чем за семь дней до даты окончания приема заявок на участие, если начальная (максимальная) цена будет равна 3 млн руб. или меньше.

Если начальная (максимальная) цена будет больше указанной суммы, то извещение должно быть размещено не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. (см. рис. 4).

Запомнить

Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором его этапе (п. 13 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Рис. 4. Схема проведения электронного аукциона по Закону № 44-ФЗ

Запрос котировок

При запросе котировок победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).

Запрос котировок проводится при совокупности нескольких условий: 1 цена контракта составляет не более 500 тыс. руб.;
2 совокупный объем закупок составляет в соответствии с планом-графиком не более 10% от общего объема средств заказчика, предусмотренных на все закупки, но не более 100 млн руб. в год (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).

Также предусмотрено два специальных вида запроса котировок (для них Законом № 44-ФЗ установлено особое регулирование), которые проводятся в целях:

  • обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства;
  • оказания скорой или неотложной помощи и нормального жизнеобеспечения граждан.

В запросе предложений появилась процедура вскрытия конвертов, аналогичная конкурсной (см. рис. 5).

Рис. 5. Схема процедуры вскрытия конвертов при запросе котировок

Трудный вопрос доверь эксперту

Согласно ст. 58 Закона № 44-ФЗ при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации.

Запрос предложений

С 2014 г. установлено девять случаев, когда заказчик вправе проводить запрос предложений (ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Например, такая процедура проводится при заключении договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком.

Путем запроса предложений заказчик сможет проводить закупки по договорам, от исполнения которых он отказался в одностороннем порядке.

Также посредством этой процедуры заказчик сможет осуществлять закупки, если повторный конкурс или электронный аукцион признаны несостоявшимися и ему необходимо внести изменения в план-график (см. рис. 6).

Рис. 6. Схема процедуры запроса предложений

Запомнить

Не допускается взимание платы за участие в запросе котировок (п. 3 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).

Победителем запроса предложений признается лицо, окончательное предложение которого содержит лучшие условия исполнения контракта.

Закупки у единственного поставщика

Согласно ст. 93 Закона № 44-ФЗ осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможно, если сумма контракта составляет не более 100 тыс. руб. и совокупный объем таких сделок не превышает 5% размера средств, предусмотренных в плане-графике на все закупки заказчика, но составляет не более 50 млн руб. в год.

Заказчикам, осуществляющим закупки для нужд сельских поселений, предоставляются льготные условия для закупок из единственного источника по данному основанию.

Они смогут совершать такие закупки независимо от достижения пороговых значений для определения объема средств (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Для ряда образовательных учреждений и учреждений в сфере культуры предусмотрена возможность осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок не должен превышать 50% от общей суммы средств, предусмотренных в соответствии с планом-графиком на осуществление всех закупок заказчика, и составлять не более 20 млн руб. в год (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется, если работу или услугу может выполнить или оказать только орган исполнительной власти или подведомственное ему государственное учреждение либо унитарное предприятие.

У них должны быть соответствующие полномочия, возникающие в силу федерального закона, нормативных актов Президента РФ или Правительства РФ, законодательного акта субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Посредством закупки у единственного поставщика может быть заключен контракт на оказание услуг адвоката в связи с его назначением органами дознания и (или) предварительного следствия, а также судом для участия в качестве защитника в уголовном (либо гражданском) судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ (либо Гражданским процессуальным кодексом РФ). На это указано в п. 27 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В случае осуществления закупки у единственного поставщика заказчик в документальном отчете обязан обосновать невозможность (нецелесообразность) использования иных способов осуществления закупок, а также цену контракта и его иные существенные условия. Контракт должен содержать расчет и обоснование цены (ч. 3 и 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При проведении такой закупки по большинству оснований требуется размещение извещения о закупке в единой информационной системе.

Запомнить

В единой информационной системе в течение одного часа после завершения проведения запроса предложений размещается выписка из протокола его проведения, содержащая перечень отстраненных от участия в запросе предложений участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую заявку (п. 13 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль