Как снизить границу крупной сделки

1346

Вопрос

Относятся ли к крупным сделки автономного учреждения, размер которых превышает 10% балансовой стоимости активов, но при этом они совершаются в процессе обычной хозяйственной деятельности и учтены в плане финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с нормативами затрат? Например: оплата коммунальных услуг, приобретение продуктов питания, одежды и обуви для клиентов, проживающих в учреждении и т. п.

Ответ

Согласно ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) крупной признается сделка автономного учреждения, связанная с:

  • распоряжением денежными средствами;
  • привлечением заемных денежных средств;
  • отчуждением имущества (которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно);
  • передачей имущества, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, в пользование или в залог.

По общему правилу перечисленные выше сделки относятся к крупным только в том случае, когда цена сделки или стоимость отчуждаемого (передаваемого) имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Действующее законодательство не содержит положений, позволяющих по каким-либо основаниям исключать из числа крупных сделки, соответствующие критериям, приведенным в ст. 14 Закона № 174-ФЗ (см., в частности, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ и Закон № 174-ФЗ). И напротив, ст. 14 Закона № 174-ФЗ предусматривает механизмы, с помощью которых орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), может существенно расширить круг сделок, которые должны будут квалифицироваться как крупные. Так, уставом автономного учреждения, утверждаемым учредителем, может быть предусмотрен размер крупной сделки меньший, чем это установлено ст. 14 Закона № 174-ФЗ.

Понятие «крупная сделка» новое только для государственного сектора, в коммерческих организациях давно применяются аналогичные нормы. Анализ этих норм показывает: при необходимости, законодатель может прямо предусматривать основания для исключения отдельных групп (видов) сделок из числа крупных, даже если по основным критериям эти сделки должны рассматриваться в качестве таковых. Так, например, в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью не могут быть отнесены к крупным сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества (п. 1 ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; п. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В свою очередь, принятые на федеральном уровне нормативные правовые акты не позволяют отнести к компетенции учредителя или иного уполномоченного органа, созданного публично-правовым образованием, вопросы исключения из числа крупных каких-либо сделок автономных учреждений, подпадающих под действие ст. 14, 15 Закона № 174-ФЗ. И, наконец, если сделка в установленном порядке квалифицирована в качестве крупной, то включение в устав автономного учреждения положений, позволяющих не получать одобрение на ее совершение у наблюдательного совета будет прямо противоречить требованиям ст. 15 Закона № 174-ФЗ.

Таким образом, в настоящее время включение в устав автономного учреждения перечня сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности организации, на которые не распространяются требования ст. 14, 15 Закона № 174-ФЗ, с большой долей вероятности может стать поводом для претензий со стороны контролирующих органов. При этом оценить судебную перспективу спора, связанного с предлагаемым в вопросе вариантом реализации положений Закона № 174-ФЗ о крупных сделках, не представляется возможным – соответствующая судебная практика попросту отсутствует. Получение одобрения наблюдательного совета автономного учреждения на совершение ряда сделок, совершаемых в процессе хозяйственной деятельности, не способствует повышению эффективности деятельности организации в целом.

В подобных ситуациях у наблюдательного совета отсутствует возможность сосредоточить внимание на ключевых направлениях деятельности учреждения (в данном случае – на сделках, которые могут оказать существенное влияние на всю дальнейшую деятельность учреждения). В этой связи напомним, что в распоряжении автономного учреждения остается немало инструментов, с помощью которых можно существенно повлиять на нижнюю границу крупной сделки. Так, например, для увеличения этого показателя достаточно, чтобы по состоянию на 1 января текущего года в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) числился значительный остаток любых активов, в т. ч. и финансовых, а к финансовым активам относятся и денежные средства, и дебиторская задолженность подотчетных лиц. Порядок расчета стоимости активов при определении минимальной величины крупной сделки приведен в письме Минфина России от 11.07.2012 № 02-06-07/2679.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×