Экономические оценки: метод затраты – выгода

1666
 Окушко Н.Б.
Преподаватель-консультант Сибирского фонда развития менеджмента социальной сферы и страхования
Ранее мы выяснили, что экономические оценки, используемые для принятия управленческих решений, можно проводить различными методами в зависимости от того, какими показателями выражается результат программы. Данная статья посвящена методу затраты – выгода, при котором и затраты, и результаты измеряются в денежном эквиваленте.

Когда применяется

Метод затраты – выгода предполагает тщательный учет доходов и расходов, их сопоставление и выбор наиболее выгодного варианта. Выводы анализа можно представить как в абсолютном выражении (ожидаемый чистый доход или ожидаемое снижение убытков при реализации программ), так и в форме отношения полученной или ожидаемой выгоды к затратам на реализацию программы. Метод наиболее удобно применять в тех случаях, когда ожидаемые результаты легко выразить в рублях.

Пример 1

Одна из фирм-производителей противогриппозной вакцины в проспекте, описывающем преимущества своей продукции, предложила организациям самостоятельно оценить экономический эффект от вакцинации работников при помощи следующей последовательности действий.

1. Определить расходы С на вакцинацию, умножив стоимость вакцинации одного работника C1 на число работников N: С = С1 × N.

2. Рассчитать убыток организации L за период эпидемии при отсутствии вакцинации, предполагая, что во время эпидемии гриппа заболевает около 30% невакцинированных работников, длительность периода нетрудоспособности при гриппе в среднем составляет 10 дней, а выработка на каждого работника – D руб.:
L = 0,3 × N × 10 × D = 3 × N × D.

3. Рассчитать снижение убытка организации за счет вакцинации, считая, что она снижает заболеваемость гриппом на 95%:
IL = 0,95 × L = 0,95 × 3 × N × D = 2,85 × N × D.

4. Рассчитать экономический эффект DС от вакцинации, равный разности между экономией организации за счет снижения убытков и расходами на вакцинацию:
IС = IL - С = 2,85 × N × D - С1 × N = (2,85 × D - C1 ) × N.

Разумеется, в рекламном проспекте не было формул, лишь оставлено место для подстановки необходимых данных. Важно здесь то, что фактически лицам, принимающим решения, предлагалось самостоятельно применить упрощенный вариант метода затраты – выгода. Сопоставляются два варианта действий: вакцинация и альтернатива «ничего не делать».

Подстановка чисел позволяет рассчитать экономический эффект в рублях. А приведенное выражение результата в виде формулы помогает сделать простой, но полезный вывод: вакцинация работников выгодна в том случае, когда стоимость одной вакцинации не превышает дневной выработки работника, умноженной на 2,85. Поскольку это условие, как правило, выполняется, фирма применила достаточно эффективный метод рекламы своей продукции.

Анализ затрат и результатов

В приведенном примере, как и в любых профилактических программах, выгода состоит в снижении затрат организации.

Но существует и более прямой путь получения выгоды, связанный с увеличением доходов за счет возрастания выпуска продукции, увеличения объемов оказываемых услуг, тарифов на товары (услуги) и т. д.

Несомненно, увеличение объемов деятельности связано с возрастанием затрат, и при планировании дополнительной деятельности требуется тщательный анализ ожидаемых затрат и результатов. Анализируя затраты, нужно прежде всего определить все ресурсы, необходимые для реализации программы, выделить постоянные и переменные затраты, отнести на программу косвенные затраты, в т. ч. накладные расходы.

Пример 2

Падение спроса на услуги прачечной привело к учащению простоев работников и оборудования.

Для устранения неблагоприятной ситуации и увеличения объема работ, следовательно и доходов, предлагается открыть приемный пункт в новом районе, не охваченном услугами прачечной.

Открытие нового пункта приемки белья позволит более эффективно использовать имеющиеся ресурсы (оборудование и персонал), но приведет к увеличению прямых переменных затрат прачечной на оплату воды, стирального порошка, электроэнергии.

Кроме того, для функционирования нового пункта приемки белья потребуются дополнительные постоянные расходы на оплату труда работников приемного пункта, коммунальные платежи, арендную плату за помещение, оплату телефона. Это прямые постоянные расходы на реализацию предлагаемой программы.

Программа предполагает также использование транспорта для доставки белья в прачечную. Транспортные расходы следует отнести к постоянным, поскольку доставка грязного белья в прачечную и постиранного белья в приемный пункт должна выполняться регулярно, независимо от количества белья. Эти затраты могут рассматриваться как прямые, если транспортные услуги оплачиваются сторонней организации отдельно по каждому приемному пункту, либо как косвенные, если транспортные расходы распределяются между отдельными подразделениями организации.

В последнем случае для правильного учета затрат необходимо отнести на новый приемный пункт часть общих транспортных расходов, используя в качестве базы либо пробег, либо необходимое время использования транспорта.

Нужно учесть как постоянные затраты на новый приемный пункт, так и соответствующую долю административных расходов.

Таким образом, затраты на деятельность нового приемного пункта являются смешанными: они включают как постоянную, так и переменную составляющие.

Доходы, ожидаемые от внедрения программы, зависят от прогнозируемого увеличения объема деятельности, поэтому их можно оценить как произведение числа единиц произведенного товара или оказанных услуг на среднюю цену товара (услуги). В действительности возможна ситуация, когда увеличение объемов деятельности связано с производством нескольких товаров или оказанием нескольких услуг, имеющих разную цену. Так, в примере 2 цена стирки разных видов белья различна. В этом случае можно либо взять средневзвешенную цену, либо выполнить расчеты для каждой услуги в отдельности. Как правило, в этом нет необходимости.

Представим на рисунке графики зависимости дополнительных поступлений, а также постоянных, переменных и полных ежемесячных затрат приемного пункта от объема его деятельности (выраженного в килограммах принятого белья). Для их построения были приняты следующие предположения: 1. Дополнительные постоянные затраты, связанные с работой приемного пункта, составляют 30 тыс. руб. в месяц.
2. Переменные затраты прачечной составляют 10 руб. на 1 кг белья.
3. Клиент платит в среднем 50 руб. за 1 кг постиранного белья.

Программа: открытие нового пункта приема белья

Такое представление затрат и поступлений называется графиком затраты – объем – прибыль и может использоваться как наглядный инструмент принятия решений.

Точка на графике, в которой затраты равны поступлениям, называется точкой безубыточности (используются также термины «точка рентабельности», «предельный объем»). В данном случае предельный объем соответствует 750 кг белья, проходящего через приемный пункт в месяц. Если пункт будет работать 20 дней в месяц, это составит 37,5 кг в день – не слишком большое значение. Если в стирку будет приниматься меньшее количество белья, работа пункта окажется убыточной, и его организация не имеет смысла. Но зато каждый килограмм белья, принятого сверх предельного объема, принесет чистый доход, равный 40 руб.

Выгодность программы зависит не только от размера затрат и поступлений, но и от максимальной производительности, возможной при имеющихся ресурсах. Так, даже если приемный пункт может обеспечить заказы на стирку более 37,5 кг белья в день, программа не будет выполнена, если не используемые в настоящее время людские ресурсы и оборудование позволят увеличить объемы стирки всего на 20 кг в день.

Напротив, если при имеющихся ресурсах возможно увеличение объема стирки до 100 кг белья в день и открытие нового приемного пункта позволит обеспечить эти дополнительные объемы, выгода от реализации программы составит:

Это число можно получить и другим способом. Переменные затраты на прием и стирку дополнительных 100 кг белья в день (2000 кг в месяц) составляют 2000 кг × 10 руб. = 20 000 руб. Складывая их с постоянными затратами (30 000 руб.), получаем полные затраты, равные 50 000 руб. Поступления за это белье составят 2000 кг × 500 руб. = 100 000 руб. Таким образом, чистый доход (выгода) составит 100 000 руб. - 50 000 руб. = 50 000 руб.

Выполненный анализ представляет собой одну из форм анализа рентабельности. В более сложных случаях применимы и другие формы этого анализа, в частности метод директ-костинг.

Как принять обоснованное решение

Два примера, рассмотренные выше, соответствуют двум основным направлениям применения метода затраты – выгода: решение задач экономии средств и получения чистого дохода (прибыли).

Однако они имеют серьезное отличие. В первом примере результат анализа не зависит от количества вакцинированных работников, выводы останутся справедливыми, даже если на вакцинацию согласятся не все члены коллектива. А во втором примере результат критично зависит от объема деятельности: программа будет выгодной, только если количество услуг превысит предельный объем.

Причина различий состоит в том, что все затраты на вакцинацию (пример 1) являются переменными, а затраты на организацию приемного пункта (пример 2) включают как постоянную, так и переменную составляющие.

Если затраты на реализацию программы включают как переменную, так и постоянную составляющие, при оценке нельзя пользоваться усредненным значением себестоимости производимых товаров (оказанных услуг): необходимо выделить постоянные и переменные затраты и выполнить анализ рентабельности.

В обоих рассмотренных примерах предлагаемые программы сопоставлялись с альтернативой «ничего не делать», и было показано, что при определенных условиях реализация этих программ принесет выгоду организациям. Этого было бы достаточно для принятия решения, если бы рассматриваемые программы были единственными альтернативами варианту «ничего не делать». Однако это не так.

Для вакцинации коллектива организации, рассмотренной в первом примере, можно применить не только вакцину, предлагаемую фармацевтической фирмой, но и ряд других вакцин, различающихся как эффективностью, так и ценой. Сопоставление затрат и выгод по всем доступным вариантам вакцинации, возможно, позволило бы выбрать более выгодный вариант. Альтернативой вакцинации работников являются также варианты профилактики гриппа во время эпидемии, связанные с приемом витаминов и лекарственных средств, повышающих иммунитет.

Чтобы информация для принятия решения была полной, необходимо предварительно, еще до выполнения расчетов, рассмотреть качественные результаты этих вариантов (например, число осложнений, действенность, противопоказания к введению вакцины). Если на основании такого анализа выбирается именно данная вакцина, а остальные отвергаются, допустимо сопоставление только выбранного варианта с альтернативой «ничего не делать».

Не единственным вариантом достижения поставленной цели является и открытие нового приемного пункта прачечной, рассмотренное во втором примере. Увеличить объем заказов прачечная может, например, организовав не стационарный, а передвижной пункт приема белья, прием и выдачу заказов на дому, предложив свои услуги организациям, деятельность которых связана с большими объемами стирки, и т. д. И снова еще до выполнения экономической оценки можно проанализировать осуществимость и привлекательность каждого варианта, а затем выполнить расчеты по тем из них, которые представляются наиболее приемлемыми.

Решение, принятое на основе экономических оценок, можно считать обоснованным, лишь когда выполнен анализ чувствительности. Так, анализируя выгоду от вакцинации, полезно ответить на вопросы, останется ли программа выгодной, если в определенных пределах увеличится цена на вакцину, если заболеваемость невакцинированного населения в отсутствие вакцинации окажется выше или ниже принятого значения 30%, и др.

Анализ чувствительности по отношению к профилактическим мероприятиям особенно важен, если различные группы населения по-разному подвержены риску. Например, вакцинация всего населения города против клещевого энцефалита может оказаться экономически неэффективной по сравнению с другими профилактическими мерами: защитой от укусов клеща, напоминанием о необходимости регулярных осмотров тела и одежды при выезде в лес, введением донорского иммуноглобулина в течение 12 часов после укуса. Однако по отношению к людям, работающим в условиях повышенной опасности заражения в неблагополучных зонах, вакцинация является наиболее эффективной мерой профилактики.

В примере с прачечной анализ чувствительности должен ответить на вопросы, как изменится выгода (убыток) от реализации программы:

  • при увеличении или снижении цены стирки (рост цены может привести к снижению объемов заказов и соответственно падению дохода);
  • при изменении графика работы приемного пункта (например, если пункт будет работать не пять, а три дня в неделю);
  • при изменении арендной платы или других постоянных расходов.

Анализ чувствительности позволяет выбрать оптимальный вариант программы, своевременно заметить подводные камни на пути ее реализации и принять меры к их устранению.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль