«Цель определяет средства»

1564
В Бюджетном послании Президента РФ говорится о необходимости эффективно расходовать бюджетные средства, сосредоточиться на реализации приоритетных направлений государственной политики, социально-экономического развития. О том, как эта задача решается в МЧС России, расскажет директор Финансово-экономического департамента Сергей Евгеньевич Сусликов.

– Уже не первый год одной из приоритетных задач бюджетной политики является переход к программному бюджету. МЧС России – ответственный исполнитель государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах ». Какова доля средств, выделяемых на реализацию программы, в общей сумме бюджетных ассигнований министерства?

Если быть более точным, работа по преобразованию федерального бюджета из преимущественно непрограммного (более 90% непрограммных расходов) в преимущественно программный ведется с 2010 г.

Процесс перехода достаточно сложный по многим, не всегда зависящим от нас причинам: еще дорабатываются сами государственные программы, совершенствуется классификация расходов бюджетов. К 2014 г. – сроку окончательного перехода к программному бюджету – большинство проблем должно быть решено.

Что касается непосредственно госпрограммы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах», она составляет почти 99% в общей сумме бюджетных ассигнований министерства. Это выше, чем средний показатель по остальным существующим госпрограммам. По итогам аналитического распределения расходов федерального бюджета за 2011, 2012 гг. государственные программы покрывают в среднем 90–95% расходов.

– Как Вы оцениваете эффективность программно-целевого планирования? Чем оно принципиально отличается от того, что было раньше?

– Программно-целевой метод выдвигает на первый план вопрос эффективности использования бюджетных средств для получения конкретного результата. После определения желаемой цели рассматриваются возможности покрытия расходов из бюджета и необходимость привлечения других источников финансового обеспечения.

В федеральном бюджете статьи расходов группируются по определенным программам, каждая из которых представляет собой систему мероприятий, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений программы.

Программно-целевой метод позволяет осуществлять среднесрочное планирование бюджета на 3–7 лет, это дает возможность главным распорядителям бюджетных средств разрабатывать стратегические планы, имея представление о размере финансового обеспечения на все предстоящие годы, оптимально балансировать расходы и поэтапное достижение результатов.

Традиционные методы составления бюджета сводились к распределению бюджетных средств без обоснования ожидаемых результатов. Например, планирование оплаты труда работников учреждений не всегда увязывалось с обеспечением материальными ресурсами, в итоге бюджетные средства затрачивались на неэффективный труд.

– Как бы Вы охарактеризовали итоги комплексной реформы учреждений?

– В основном как положительные, хотя, на мой взгляд, говорить об итогах несколько преждевременно, работа еще продолжается.

В рамках реализации Закона № 83-ФЗ в МЧС России на новый порядок финансового обеспечения переведено 182 бюджетных учреждения. В настоящее время министерством при непосредственном участии руководителей территориальных органов и бюджетных учреждений принимаются меры по совершенствованию управления бюджетными учреждениями, направленные на формирование действенных государственных заданий, разработку и утверждение индивидуальных и групповых нормативов затрат, устранение недостатков в нормативном регулировании.

В связи с изменением с 2013 г. порядка обеспечения денежным довольствием на постоянном контроле находятся своевременное начисление и обеспечение выплаты денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам бюджетных учреждений.

– Первоначально ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении министерства учреждениями, был утвержден в 2010 г., однако с 2013 г. действует новый перечень. С чем это связано?

– Действительно, изначально ведомственный перечень государственных услуг был закреплен приказом МЧС России от 13.12.2010 № 648.

В ходе проделанной работы были выявлены узкие места в нашей деятельности, в т. ч. в содержании ведомственного перечня госуслуг. Для повышения эффективности и качества решения задач бюджетными учреждениями было принято решение привести имеющийся перечень к единым требованиям формирования задания для федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении МЧС России. С этой целью был издан приказ от 28.01.2013 № 52.

– Часто ли приходится корректировать нормативы затрат на оказание госуслуг, сами госзадания и планы финансово-хозяйственной деятельности?

– По мере необходимости. Неполных три года, в течение которых действует Закон № 83-ФЗ, – не такой большой срок, чтобы идеально отладить весь механизм финансового обеспечения бюджетных учреждений. Жизнь порой вносит свои коррективы.

Кроме того, изменения в утвержденные нормативные затраты на оказание государственных услуг и на содержание имущества учреждения вносятся в случаях:

  • изменений нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оказанию государственных услуг, либо принятия новых нормативных правовых актов, влекущих такие изменения, в т. ч. при корректировке ведомственного перечня государственных услуг (работ), государственного задания, утвержденных натуральных нормативов;
  • изменений объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания.

План финансово-хозяйственной деятельности, как правило, корректируется:

  • при принятии закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, с учетом показателей утвержденного государственного задания, размера субсидии на выполнение задания;
  • предоставлении учреждению субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания;
  • изменении объемов оказываемых услуг (выполняемых работ), осуществляемых на платной основе.

Одним словом, сейчас мы нарабатываем базу, которая в последующем позволит нам свести корректировки к минимуму.

– На что предоставляются целевые субсидии?

Правила предоставления из федерального бюджета субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении МЧС России, утверждены приказом министерства от 15.01.2013 № 18.

Целевые субсидии предоставляются на:

  • выплату ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
  • выплату ежегодного пособия аспирантам и докторантам на приобретение научной литературы;
  • компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • стипендии студентам очной формы обучения;
  • социальные выплаты военнослужащим и сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (ФПС ГПС).

Вопрос финансового обеспечения прохождения службы в бюджетных учреждениях военнослужащими и сотрудниками ФПС ГПС для нас долгое время оставался проблемным.

Дело в том, что им выплачивается не только денежное довольствие (заработная плата), которое, кстати, регулярно индексируется, но и различные социальные выплаты, установленные законодательством. Эти затраты существенно увеличивают стоимость оказываемых государственных услуг.

Чтобы исключить из стоимости госуслуг специфические социальные гарантии военнослужащим и сотрудникам ФПС ГПС, было принято решение о предоставлении им отдельных социальных выплат посредством субсидии на иные цели.

– Какая работа проводится в министерстве, чтобы обеспечить адекватное вознаграждение за столь сложную и опасную работу?

– С января 2013 г. МЧС России перешло на новые условия денежного довольствия.

В сравнении с 2012 г. его размер в зависимости от воинского (специального) звания и занимаемой должности увеличился от 1,4 до 1,8 раза у сотрудников ФПС ГПС и от 1,5 до 2,2 раза – у военнослужащих. Это сопоставимо с размерами денежного довольствия в Минобороны России и МВД России.

При разработке нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы денежного довольствия, мы стараемся максимально учитывать особенности деятельности личного состава, зачастую связанные с риском для жизни и здоровья.

Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденным приказом МЧС России от 21.03.2013 № 195, сотрудникам ФПС ГПС установлены компенсационные выплаты за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Сотрудникам, проходящим службу, ежемесячно выплачивается премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей.

По решению Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предусмотрены иные поощрительные выплаты.

Приказом МЧС России от 22.09.2009 № 545 установлены компенсационные выплаты выездному составу спасательных формирований за работу в особо сложных условиях, а пожарным за тушение пожаров второй и более высокой категории сложности. Уже подготовлен приказ МЧС России, согласно которому в ближайшее время размеры указанных выплат возрастут в 2,5 раза.

– На приобретение основных средств целевые субсидии не выделяются? Означает ли это, что учреждения оснащены всем необходимым? За счет чего они обновляют свою материально-техническую базу?

– Государственное задание подразумевает наличие у бюджетного учреждения основных средств, чтобы его выполнить в нужном объеме и с должным качеством. Иначе не было бы смысла его выдавать.

Вместе с тем в МЧС России предусмотрено предоставление подведомственным бюджетным учреждениям из федерального бюджета субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание госуслуг.

Целевые субсидии предоставляются по решению МЧС России на организацию участия учреждений в мероприятиях, закупку товаров, работ, услуг, реализацию федеральных целевых программ, а также Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р. Их выделение закреплено приказом МЧС России от 28.01.2013 № 51.

– Какие приоритетные задачи стоят перед МЧС России в 2014 г.? На что будет направлена большая часть бюджетных средств?

– Сейчас несколько преждевременно говорить о задачах 2014 г., ведь еще не решены все задачи 2013 г.

Задача МЧС России всегда одна – защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. А мы как финансисты должны создать условия для ритмичного и в полном объеме снабжения всех мероприятий, направленных на решение этой важнейшей задачи.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль