Планирование - время перемен

940
В свете продолжающихся бюджетных реформ все большую актуальность приобретают оптимизация бюджетов всех уровней и грамотное планирование расходной части учреждений госсектора. В своих требованиях Минфин России опирается на Программу повышения эффективности бюджетных расходов, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р, а также ежегодное Послание Президента РФ к Федеральному собранию. Что необходимо знать при составлении и утверждении бюджетной сметы, какие новшества появятся в системе планирования, рассмотрим в данной статье.

Составление бюджетной сметы

Как указано в ст. 65 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Основаниями для возникновения расходных обязательств публично-правовых образований являются положения федеральных законов, законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов, ведомственных актов органов исполнительной власти и местного самоуправления, договоров и соглашений, заключенных от имени публично-правового образования (например, государственных (муниципальных) контрактов на приобретение услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, договоров аренды и т. д.).

В расходных обязательствах, возникающих в связи с обеспечением выполнения функций центральных аппаратов органов госвласти и местного самоуправления, их территориальных органов и подведомственных казенных учреждений выделяются следующие составные части:

  • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • приобретение услуг и материальных запасов;
  • увеличение стоимости основных средств (за исключением объектов, финансирование которых производится в рамках бюджетных инвестиций);
  • уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ (налогов на имущество, на прибыль, НДС в части реализации государственного (муниципального) имущества, земельного налога);
  • прочие расходы, связанные с обеспечением деятельности.

Вопрос о возможности осуществления получателями бюджетных средств (далее – ПБС) расходов за счет средств бюджета относится к компетенции вышестоящего распорядителя бюджетных средств (далее – РБС) путем включения (либо невключения) в бюджетную смету ПБС соответствующего направления расходов в пределах доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО).

На органы власти и органы местного самоуправления при исполнении ими бюджетной сметы налагаются установленные БК РФ ограничения. Например, доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет, заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров производятся в пределах доведенных ЛБО, право получать субсидии отсутствует и т. д.

Порядок составления бюджетной сметы определяет главный распорядитель бюджетных средств (далее – ГРБС) с учетом требований Минфина России (унифицированная форма сметы утверждена приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н (далее – Приказ № 112н)). ГРБС вправе установить особенности составления и утверждения сметы для отдельных учреждений, внести в унифицированную форму дополнительные реквизиты, разделы. То есть с любой степенью детализации регулировать финансовую деятельность учреждений.

Показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до учреждения ЛБО. Они формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией по КОСГУ.

Пример 1

Расходы на оплату коммунальных услуг, отражаемые по коду 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ, можно разделить на:

  • оплату услуг по отоплению и горячему водоснабжению;
  • оплату услуг по холодному водоснабжению;
  • оплату услуг по газоснабжению;
  • оплату услуг по предоставлению электроэнергии;
  • прочие расходы.

Бюджетная смета составляется исключительно казенными учреждениями и органами власти (органами местного самоуправления).

Изменения показателей сметы составляются учреждением по форме, согласно приложению № 3 к Приказу № 112н. Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения новых показателей – сумм увеличения, отражающихся со знаком «плюс» и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком «минус».

Утверждение бюджетной сметы

Бюджетная смета учреждения, являющегося ГРБС, утверждается его руководителем. Если учреждение к ГРБС не относится, то смету утверждает руководитель главного распорядителя, если иной порядок им не предусмотрен. Руководитель ГРБС может предоставить руководителю РБС право утверждать сметы учреждений, находящихся в его ведении. А также – утверждать свод смет учреждений, представленный ему РБС. Право утверждать смету может быть делегировано и руководителю учреждения.

Смета обособленного (структурного) подразделения, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, утверждается руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение.

К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при ее формировании и являющихся ее неотъемлемой частью.

В целях формирования сметы учреждения на очередной финансовый год на этапе составления проекта бюджета (на очередной финансовый год и плановый период) учреждение составляет проект сметы по форме согласно приложению № 2 к Приказу № 112н.

Для справки

Исчерпывающий перечень видов деятельности, в т. ч. приносящей доход, которые казенное учреждение может осуществлять в соответствии с целями его создания, определяется учредительными документами. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ и являются доходом этого бюджета.

Но есть и исключения из данной нормы. Они установлены для федеральных казенных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и загранучреждений.

Учреждения, исполняющие наказания, в качестве источника дополнительного финансирования получают средства от привлечения осужденных к труду. Загранучреждения вправе в качестве источника дополнительного финансирования использовать остатки средств бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, по состоянию на 1 января текущего финансового года, а также доходы, получаемые ими в текущем финансовом году от приносящей доход деятельности.

Лимиты бюджетных обязательств

Начиная с 2008 г. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период. Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты составляются и утверждаются сроком на один год или на три года, в соответствии с порядком, установленным в регионе или муниципальном образовании.

Законом (решением) о бюджете утверждаются основные характеристики бюджета на очередной финансовый год и плановый период, в т. ч. общие объемы доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета, а также объемы бюджетных ассигнований в разрезе ведомств.

Если бюджет публично-правового образования утверждается сроком на три года, в целях реализации закона (решения) о бюджете бюджетные данные (в т. ч. ЛБО) доводятся в установленном порядке до главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств и ПБС на очередной финансовый год и плановый период. В связи с этим ПБС вправе принимать бюджетные обязательства, в т. ч. путем заключения государственных (муниципальных) контрактов (договоров), на срок, выходящий за пределы финансового года. При этом расходы должны соответствовать доведенным до них лимитам бюджетных обязательств.

В случаях, установленных п. 3 ст. 72 БК РФ возможно принятие бюджетных обязательств сверх ЛБО.

Пример 2

Если предметами государственного (муниципального) контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла которых превышает срок действия утвержденных ЛБО, возможно принятие бюджетных обязательств сверх лимитов.

Также такое возможно: 1) в соответствии с решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, в пределах средств и на срок реализации указанных решений;
2) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации, в пределах средств и на сроки, установленные указанными актами.

Согласно положениям п. 5 ст. 217 и п. 2 ст. 219.1 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до ГРБС (РБС) и ПБС до начала очередного финансового года. На их основе получатели принимают бюджетные обязательства. Такая политика помогает своевременно спланировать расходы учреждения, в т. ч. на долгосрочную перспективу.

Минфин России планирует установить в постановлении Правительства РФ о мерах по реализации федерального закона о федеральном бюджете требование о необходимости распределения ГРБС лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров, работ и услуг в полном объеме на текущий финансовый год и плановый период.

Изменения в сводной бюджетной росписи

В соответствии с положениями ст. 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается финансовым органом.

Согласно п. 3 указанной статьи утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

Вместе с тем ст. 217 БК РФ установлены основания, по которым в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решением руководителя финансового органа без корректировки закона (решения) о бюджете. Это возможно в т. ч. при распределении бюджетных ассигнований между ПБС на конкурсной основе, в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете.

Указанные нормы бюджетного законодательства устанавливают лишь право вносить изменения в сводную бюджетную роспись. Законом о бюджете субъекта РФ (решением о местном бюджете) могут быть установлены основания, по которым показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены без корректировки закона о бюджете (решения о бюджете). Либо может быть установлена норма, предусматривающая, что при поступлении целевых средств соответствующие бюджетные ассигнования подлежат утверждению законом о бюджете субъекта РФ (решением о местном бюджете).

Пример 3

Федеральным законом о федеральном бюджете установлены основания для внесения в 2013 г. изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета без внесения изменений в закон о бюджете в связи с распределением зарезервированных бюджетных ассигнований или перераспределением бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета.

В перечень оснований для изменения сводной бюджетной росписи входят:

  • поступление субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • поступление средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • поступление добровольных взносов, пожертвований;
  • отдельные виды неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;
  • поступление грантов на конкурсной основе.

При недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных на оказание государственных (муниципальных) услуг, ГРБС вправе (с учетом положений ст. 217 БК РФ) увеличить их за счет экономии, образовавшейся в ходе исполнения бюджета.

В случае принятия решения о введении новых расходов бюджета необходимо руководствоваться нормами ст. 83 БК РФ. Согласно им выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения этих ассигнований в закон (решение) о бюджете. Либо в текущем финансовом году после внесения изменений в закон (решение) о бюджете при наличии источников дополнительных поступлений и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов.

Для справки

С 1 января 2013 г. Министр финансов России утверждает главным распорядителям средств федерального бюджета ЛБО только в части оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда. Иные лимиты бюджетных обязательств утверждаются главными распорядителями средств федерального бюджета для подведомственных им распорядителей или получателей бюджетных средств самостоятельно. Такой подход предполагает возможность делегирования отдельных полномочий и ответственности на уровень ПБС при условии осуществления главным распорядителем контроля на этапе предварительного планирования расходов.

Перенос неиспользованных остатков

Статьей 217 БК РФ установлена возможность перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом – в пределах предусмотренных законом (решением) о бюджете общего объема бюджетных ассигнований.

Для справки

Минфином России подготовлена поправка в ст. 217 БК РФ, которая устанавливает правовые основания для изменения сводной бюджетной росписи без внесения корректировок в закон (решение) о бюджете, в рамках увеличения бюджетных ассигнований, соответствующих целям предоставления страховых выплат от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, при их поступлении в бюджет.

Перераспределение бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом возможно только в том случае, если сводная бюджетная роспись и ЛБО утверждаются в абсолютных суммах.

Кроме того, Минфином России приняты поправки в ст. 217 БК РФ, которые устанавливают право Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации в случаях, предусмотренных законом (решением) о бюджете, увеличивать бюджетные ассигнования текущего финансового года на оплату заключенных государственных (муниципальных) контрактов, подлежавших оплате в отчетном финансовом году, в пределах остатка неиспользованных на начало текущего года ассигнований.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×