Ни шагу без плана

924
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
С 2014 г. вступает в действие Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Правоприменительная практика по данному нормативно-правовому документу в силу объективных причин отсутствует, поэтому мы можем лишь прокомментировать наиболее важные его положения.

О заказчике

Прежде всего определимся с понятием «заказчик». Закон № 44-ФЗ выделяет три их вида (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ): 1) государственный заказчик. Включает государственные органы (в т. ч. органы госвласти), органы управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
2) муниципальный заказчик. Сюда соответственно входят муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ и осуществляющие закупки;
3) бюджетное учреждение, участвующее в процессе закупок за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

О планировании

Начиная с 1 января 2015 г. заказчики обязаны будут утверждать два документа планирования: план закупок на срок действия соответствующего бюджета и план-график на год.

В планах закупок указываются:

  • цели осуществления закупок;
  • наименование и описание объектов закупок;
  • сроки (периодичность) осуществления закупок;
  • объемы финансового обеспечения и др.

Планы формируются в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждаются в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством.

Учреждения не имеют права осуществлять закупки, не предусмотренные планами-графиками (ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

Система планирования позволит поставщикам товаров, работ, услуг заблаговременно готовиться к участию в закупках и предлагать более качественные и проработанные предложения по исполнению контрактов, а также повысить дисциплину заказчиков.

При формировании плана закупок заказчикам необходимо будет обосновывать каждую из них. В статье 13 Закона № 44-ФЗ закреплено три возможные цели осуществления закупок: 1) достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в т. ч. федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), госпрограммами субъектов РФ (в т. ч. региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программноцелевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;
2) исполнение международных обязательств РФ, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация;
3) выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Кроме того, продукция, приобретаемая для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не должна иметь избыточных потребительских свойств и являться предметом роскоши.

Если в ходе мониторинга, аудита или контроля закупка признается необоснованной, контрольные органы выдают предписание об устранении выявленного нарушения и привлекают виновных в этом должностных лиц к ответственности.

В планах закупки необходимо указывать, каким образом закупка послужит достижению определенных целей.

О цене контракта

Помимо планов заказчики обязаны обосновывать и цену контракта при проведении любой процедуры закупки. При этом используются следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

При использовании метода сопоставления цен заказчик устанавливает начальную (максимальную) цену контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ и услуг, а при их отсутствии – однородных товаров, работ и услуг.

К общедоступной информации о ценах, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, относятся:

  • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;
  • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
  • информация о котировках на российских и иностранных биржах;
  • информация о котировках на электронных площадках;
  • данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
  • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках уполномоченных государственных и муниципальных органов, в официальных источниках иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  • информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств;
  • информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в т. ч. на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.

Вопрос об идентичности или однородности товаров, работ и услуг заказчик решает самостоятельно, руководствуясь методическими рекомендациями, которые утверждает Минэкономразвития России.

Об ответственности

Заказчики смогут осуществлять закупки одним из закрепленных в Законе № 44-ФЗ способов (см. таблицу).

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

В отличие от Закона № 94-ФЗ1 законом о контрактной системе установлены требования не только к участникам торгов, но и к участникам закупок (ч. 1 и 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ), а именно:

  • правомочность участника закупки заключать контракт;
  • непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
  • отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки – юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товаров, выполнением, работ, оказанием услуг, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  • обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты (за исключением случаев, когда контракт заключается на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма);
  • об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Проверка того, включен ли участник закупки в реестр недобросовестных поставщиков, будет не правом, а обязанностью заказчика. Более того, он должен будет проверять присутствие в данном реестре не только запись об участнике закупки, но и его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа.

Если участник или победитель конкурса не соответствуют указанным выше требованиям, то в любой момент до заключения контракта его можно будет отстранить от закупки или отказаться от заключения с ним контракта. Такое же последствие наступает, если выяснится, что участник или победитель конкурса предоставили недостоверную информацию.

Отметим, что Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, которые осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным учас тием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

О единой информационной системе

Нововведением Закона № 44-ФЗ является создание единой информационной системы (ЕИС), содержащей данные обо всех этапах закупок. В систему будут включены документы по планированию закупок и по реализации этих планов, информация об исполнении контрактов, все реестры, предусмотренные законом, библиотека типовых условий контрактов, результаты мониторинга, аудита, контроля и иные сведения. Информация будет общедоступна на официальном сайте РФ.

Субъекты РФ и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные подсистемы.

О контроле

Чтобы системно отслеживать ситуацию с закупками, Законом № 44-ФЗ утвержден порядок мониторинга, аудита и контроля их проведения.

Мониторинг представляет собой систему наблюдений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые осуществляются на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации, в т. ч. о реализации планов закупок и планов-графиков. В ходе осуществления мониторинга будет оцениваться степень достижения целей осуществления закупок, а также их обоснованность.

Мониторинг закупок будет обеспечиваться Минэкономразвития России, органом исполнительной власти субъекта РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией.

Ежегодно результаты мониторинга будут оформляться в виде сводного аналитического отчета с дальнейшим представлением в Правительство РФ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы, а также размещаться в ЕИС.

Аудит будет осуществляться Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. Органы, осуществляющие аудит, будут проводить анализ и оценку достижения целей осуществления закупок.

За органами аудита закреплена обязанность проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам, планируемым к заключению, заключенным и исполненным.

Результаты аудита будут обобщаться, а на их основе – устанавливаться причины отклонений, нарушений и недостатков, подготавливаться предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

Информация о результатах аудита будет также размещена в ЕИС.

В случае противоречия между решениями, вынесенными контрольными органами различных уровней (федерального, регионального и местного), последнее слово остается за органом более высокого уровня.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль