Связанные одной целью

1049
 Жигалов Д.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ, в ближайшие годы должен произойти переход от традиционного бюджета к программному. Это означает, что бюджет будет формироваться в разрезе и на основе государственных (муниципальных) программ отдельных ведомств, содержащих долгосрочные цели и приоритеты государственной (муниципальной) политики в различных отраслях. Программы будут включать показатели государственных (муниципальных) заданий. О взаимосвязи этих показателей, а также роли и месте заданий в структуре программ читайте далее.

Предпосылки взаимоувязки

Конечным замыслом реформы бюджетной сети Правительство РФ определило открепление бюджетных средств от государственных и муниципальных учреждений и увязку этих средств с объемами и качеством государственных и муниципальных услуг.

На первом этапе реформирования механизм установления государственных (муниципальных) заданий учреждениям послужил инструментом такой увязки.

Запомнить

Согласно изменениям, внесенным в Бюджетный кодекс РФ Законом № 104-ФЗ, федеральный бюджет должен стать программным начиная с 2014 г. (бюджета на 2014 г. и плановый период 2015–2016 гг.).

Задания в новой системе финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений были призваны выполнять следующие функции:

  • инструмент планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг и работ;
  • «контракт» с учреждением – инструмент нерыночного (т. е. без проведения конкурсных процедур) заказа услуг (работ);
  • трансляция целей, задач, показателей, за достижение которых ответственны ведомства (главные распорядители и распорядители бюджетных средств) на подведомственную сеть учреждений.

Однако помимо реформирования самой бюджетной сети, актуальным остается вопрос более высокого уровня: на какие цели и задачи, ради достижения каких результатов выделяются бюджетные средства и как они служат исполнению полномочий соответствующего уровня власти и реализации долгосрочных приоритетов государственной (муниципальной) политики? Иными словами, на уровне расходов ведомств по-прежнему необходим инструмент увязки стратегического и бюджетного планирования, обеспечивающий согласованность поставленных целей и реальных бюджетных возможностей. То есть распределение бюджетных средств с учетом и в зависимости от достижения конкретных целей в соответствии с приоритетами политики.

Запомнить

Регионам и муниципальным образованиям предоставлено право выбора: переходить вслед за федеральным центром на программную структуру бюджета начиная со следующего года либо пока сохранять традиционные функционально-отраслевые бюджеты.

Таким инструментом призваны стать новые государственные (муниципальные) программы, охватывающие не отдельные, точечные вопросы (в отличие от ранее применяемых долгосрочных и ведомственных целевых программ), а все цели и расходы определенного ведомства.

Значительную часть расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) ведомства осуществляют через подведомственную сеть учреждений. В этой связи государственные (муниципальные) программы ведомств, охватывающие все их расходы, цели, задачи и показатели результативности, должны включать задания, установленные в отношении учреждений.

Указанная задача поставлена, в частности, в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2014–2016 гг. от 13.06.2013. «Государственные программы, – отмечено в послании, – должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование». В связи с этим необходимо включать основные параметры заданий в состав целевых показателей выполнения госпрограмм, чтобы обеспечить «взаимосвязь поставленных целей и бюджетных ограничений и их увязку с параметрами оказания государственных услуг».

Вслед за центром

Отдельные регионы (Москва, Республики Саха, Коми, Марий-Эл и др.) уже начали переход на программный бюджет и сформировали вслед за федеральными министерствами государственные программы по всем или большинству ведомств.

Инструмент госпрограммы

Нормативная правовая база для формирования госпрограмм нового образца на федеральном уровне была сформирована в конце 2010 г. Основными документами при этом являются:

  • Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 (далее – Постановление № 588);
  • Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (приказ Минэкономразвития России от 22.12.2010 № 670 (в настоящее время утратил силу);
  • приказ Минэкономразвития России от 26.12.2012 № 817), далее – Методические указания.

Данные нормативные правовые акты, на которые, очевидно, будут ориентироваться регионы и муниципальные образования при формировании своей «нормативки», предусматривают включение в госпрограммы показателей заданий. Государственные задания при этом рассматриваются как инструмент выполнения госпрограмм.

В соответствии с Постановлением № 588, структура госпрограммы должна включать следующие разделы (блоки): 1 паспорт;
2 текстовая часть – описание разделов госпрограммы;
3 подпрограммы (паспорт и текстовая часть);
4 таблицы – приложения к госпрограмме – в разрезе подпрограмм по ведомственным целевым программам (ВЦП) и основным мероприятиям, содержащие:

  • показатели госпрограммы и подпрограмм;
  • данные о ВЦП и основных мероприятиях;
  • оценку применения мер государственного и правового регулирования;
  • прогноз сводных показателей госзаданий;
  • ресурсное обеспечение госпрограммы в разрезе источников;

5 паспорта федеральных целевых программ (ФЦП), включенных в госпрограмму.

В текстовой части госпрограммы, в соответствии с Постановлением № 588, должны содержаться разделы:

  • общая характеристика сферы реализации госпрограммы;
  • приоритеты государственной политики в соответствующей сфере;
  • цели, задачи и показатели (индикаторы) целей и задач, основные результаты, сроки и этапы реализации госпрограммы;
  • характеристика ВЦП и основных мероприятий;
  • характеристика мер государственного регулирования (в т. ч. план нормотворчества);
  • прогноз сводных показателей госзаданий (текстовое описание);
  • характеристика основных мероприятий, реализуемых субъектами РФ;
  • информация об участии организаций и государственных внебюджетных фондов;
  • обоснование объема финансовых ресурсов на реализацию госпрограммы;
  • анализ рисков реализации госпрограммы;
  • методика оценки эффективности реализации госпрограммы.

Запомнить

Если для достижения целей госпрограммы требуется выделение дополнительных средств на оказание госуслуг, сводные показатели госзаданий приводятся на очередной финансовый год и по двум годам планового периода в базовом варианте и в варианте с учетом допсредств.

При этом должен прослеживаться прирост объемов оказания услуг за счет дополнительных средств.
Прогноз сводных показателей заданий приводится в соответствии с формой таблицы, предусмотренной Методическими указаниями, по этапам реализации госпрограммы на очередной финансовый год и плановый период. Таблица с прогнозом сводных показателей заданий включает натуральные (объемные) показатели по услугам и стоимостные показатели расходов федерального бюджета на оказание соответствующих объемов госуслуг на очередной финансовый год и по двум годам планового периода.

Государственное регулирование, предусмотренное в рамках реализации госпрограмм, может включать следующие меры:

1 правовое регулирование:

  • виды нормативных правовых актов и их основные положения;
  • планируемое развитие нормативно-правовой базы;
  • механизмы контроля за соблюдением законодательства и нормативных актов;

2 налоговые, таможенные, тарифные, кредитные и иные меры:

  • перечень мер;
  • финансовая оценка применения мер;
  • обоснование необходимости применения мер;

3 регулирование в сфере оказания госуслуг:

  • структура учреждений по типам;
  • перечни услуг (работ), оказываемых (выполняемых) соответствующими учреждениями;
  • структура показателей заданий по учреждениям;

4 взаимодействие с субъектами РФ:

  • разграничение полномочий и рамочное регулирование;
  • требования к аналогичным госпрограммам субъектов РФ;
  • консолидация субсидий и порядок (условия) их предоставления.

Таким образом, федеральная нормативная правовая база по госпрограммам предусматривает, что федеральные ведомства могут управлять оказанием госуслуг через сеть курируемых ими учреждений по двум направлениям:

  • устанавливая госзадания на оказание услуг (с включением основных параметров заданий в госпрограмму);
  • меняя структуру сети учреждений (по числу и типам) и структуру размещения госзаданий в них.

Учреждение, выполняющее госзадание, выступает при этом в роли исполнителя госпрограммы. То есть от результата работы отдельного учреждения зависит реализация госпрограммы всего ведомства.

Полномочия, действия, результат

Роль и место задания, выполняемого учреждением, в структуре госпрограммы можно наглядно показать на примере увязки полномочий, действий и результатов по оказанию госуслуг в отрасли социальной сферы.

В частности, к региональным полномочиям относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законодательством в ведении субъекта РФ.

В госпрограмме ведомства, в чьем ведении находится указанное полномочие, предусматривается цель (задача) и действия по ее реализации:

  • предоставление госуслуг по реализации общеобразовательных программ, содержанию и воспитанию обучающихся (воспитанников);
  • поэтапное введение федеральных образовательных стандартов общего образования нового поколения;
  • повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей.

Результатом выполнения указанных мер (действий) могут служить следующие показатели, характеризующие оказание госуслуги:

  • удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен (ЕГЭ), от числа выпускников, участвовавших в нем;
  • удовлетворенность учащихся и их родителей качеством общего образования, процент от числа опрошенных.

Нормативный документ

Форма отчета о выполнении сводных показателей заданий, предусмотренная Методическими указаниями Минэкономразвития России по разработке и реализации госпрограмм Российской Федерации (утв. приказом Минэкономразвития России от 26.12.2012 № 817), предполагает сопоставление плановых и фактических объемов оказания госуслуг, а также утвержденных в сводной бюджетной росписи бюджетных ассигнований на 1 января и 31 декабря отчетного года с данными по кассовому исполнению расходов на оказание этих услуг.

Схема взаимосвязи госзаданий и госпрограмм

Схематически взаимосвязь госзаданий и госпрограмм представлена на рисунке. В госпрограмме планируемые значения показателей результативности приводятся в сводном виде, т. е. в целом по всем учреждениям, оказывающим определенную госуслугу. Однако, как отмечено выше, на сводный результат – т. е. на значение консолидированного показателя по всем учреждениям – влияет результат выполнения задания каждым госучреждением в отдельности.

Пример

Если госпрограмма содержит показатель, что удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ, от числа участвовавших в 2014 г. составит не менее 85%, от процента сдавших ЕГЭ выпускников конкретного учреждения непосредственно зависит, будет ли выполнен соответствующий показатель программы.

При этом Методические указания предполагают приведение в таблицах по показателям госзаданий и отчету об их исполнении исключительно объемных показателей по количеству (но не качеству!) оказанных госуслуг. При формировании госпрограмм целесообразно дополнить показатели объема услуг также показателями результативности – для тех услуг, по которым это возможно.

Пример

Для учреждений общего образования в заданиях и в таблице сводных показателей заданий в госпрограмме может приводиться не только количество учащихся, но и удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ, от числа участвовавших.

Запомнить

Госзадания и госпрограммы связаны через сквозную систему показателей. Учреждение в ней отвечает за достижение конкретных показателей «нижнего уровня», а ведомство – за достижение консолидированных значений соответствующих интегральных показателей.

официальное мнение

Инна Колчина,
государственный советник РФ 3-го класса

Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» установлены нормы в части регулирования контроля за нарушением бюджетного законодательства. Согласно этому закону устанавливаются административные наказания за бюджетные правонарушения. В частности, за нарушение порядка формирования государственного, муниципального задания на руководителя учреждения планируется накладывать штраф в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. Безусловно, такое правонарушение может трактоваться очень широко, начиная с неправильного установления показателей задания и заканчивая отчетностью о его выполнении, несоблюдением сроков и т. п.
Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×