Им сверху видно все

1287
 Степанова Н.В.
Ведущий аудитор ООО «Тригс-аудит»
Жесткая система контроля, выстроенная в учреждениях госсектора, призвана, прежде всего, обеспечить целевое и эффективное расходование бюджетных средств, правомочность действий руководителей и сотрудников. Первый уровень внешнего контроля в бюджетных и автономных учреждениях осуществляет орган, выполняющий функции и полномочия учредителя. Что контролирует учредитель, рассмотрим далее.

Общие принципы

Функции и полномочия учредителей государственных и муниципальных учреждений осуществляют соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Порядок организации контроля за деятельностью бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти региона, за деятельностью муниципальных учреждений – местной администрацией муниципального образования.

Нормы контроля федеральных бюджетных учреждений предусмотрены Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537. В отношении автономных учреждений аналогичные нормы приведены в Положении об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 № 662.

Нормативный документ

Полномочия государственных органов и органов самоуправления в части контроля деятельности подведомственных им бюджетных и автономных учреждений предусмотрены п. 5.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ и п. 3.23 ст. 2 Закона № 174-ФЗ.

Учредитель утверждает устав учреждения. А также обладает правом назначать руководителя учреждения (п. 6 ст. 9 Закона № 174-ФЗ), заключать и расторгать с ним трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ). Так, согласно п. 2 ст. 278 ТК РФ собственники имущества учреждения, либо уполномоченное им лицо (орган) вправе принять решение о прекращении трудового договора с руководителем учреждения. Учредитель определяет в трудовом договоре права и обязанности руководителя бюджетного (автономного) учреждения, показатели эффективности и результативности его деятельности.

Нормативные акты предусматривают регулирование различных вопросов деятельности учреждения органами, выполняющими функции и полномочия учредителя, подразумевающих контроль с его стороны.

В осуществление контрольных функций входит:

  • определение параметров и размещение государственного (муниципального) задания, мониторинг его выполнения;
  • определение предельно допустимого размера просроченной кредиторской задолженности и контроль непревышения данного параметра учреждением;
  • предварительное согласование крупных сделок и сделок учреждения, в совершении которых имеется заинтересованность;
  • согласование сделок с особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, либо приобретенным учреждением за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение, в соответствии с установленным порядком;
  • разрешение на оказание платных услуг и порядок определения их стоимости, взимаемой с потребителей;
  • рассмотрение и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД), отчета о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества в соответствии с общими требованиями, утвержденными Минфином России и установленным порядком.

Таким образом, сфера контроля учредителя за деятельностью учреждения фактически какими-либо рамками не ограничена.

Запомнить

Распределение полномочий между учредителем и руководителем учреждения устанавливается законами № 7-ФЗ и 174-ФЗ. В автономных учреждениях представители учредителя включаются в состав наблюдательного совета, т. е. высшего органа управления организацией, в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Это обеспечивает учредителю дополнительные возможности контроля.

Контрольные мероприятия

Предметом контроля деятельности учреждения являются следующие вопросы: 1 осуществление тех видов деятельности, которые предусмотрены уставом учреждения, выполнение задания;
2 выполнение плана ФХД;
3 выполнение условий выделения, получения и использования субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с выполнением задания, субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций;
4 выполнение условий исполнения государственных (муниципальных) контрактов и гражданско-правовых договоров;
5 обеспечение состава, объема оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), определенных в задании;
6 обеспечение целевого использования и сохранности имущества, принадлежащего учреждению, на праве оперативного управления.

Формы, методы и периодичность осуществления контроля за деятельностью бюджетных и автономных учреждений устанавливаются учредителями.

Формирование и утверждение заданий, рассмотрение и утверждение планов ФХД являются предварительным контролем учредителя. Учредитель осуществляет текущий контроль, получая оперативные данные о деятельности подведомственного учреждения, выполнении задания, использовании бюджетного финансирования, согласовании и одобрении сделок.

Контроль учредителя может осуществляться в форме камеральной проверки проектов планов, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, отчетности о выполнении задания и использовании имущества, иных запрашиваемых отчетов и данных о деятельности учреждения, в т. ч. о просроченной кредиторской задолженности. Данная форма контроля может включать оценку результативности и эффективности финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Возможен также последующий контроль в форме выездных проверок по месту нахождения учреждений в соответствии с утвержденным планом проверок.

В рамках контрольных мероприятий учредитель проверяет: 1 соотношение плановых и фактических показателей плана ФХД;
2 наличие неиспользованных остатков субсидий из бюджета;
3 соотношение нормативных и фак тических затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;
4 оказание платных услуг, не предусмотренных учредительными документами либо заданием;
5 невыполнение или некачественное выполнение задания, наличие обоснованных жалоб потребителей.

Запомнить

Законодательство предусматривает специальные параметры контроля и полномочия учредителя по контролю отдельных операций (в частности, использование и распоряжение имуществом подотчетным учреждением).

Выполнение задания

В зависимости от объема государственных (муниципальных) услуг осуществляется финансовое обеспечение деятельности учреждений. Учредитель контролирует оказание услуг и их соответствие установленным стандартам качества.

Учредитель устанавливает периодичность и содержание отчетов о выполнении задания, включая раскрываемые показатели. Такие требования включаются в условия и порядок формирования задания (п. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ).

Отчеты могут быть промежуточными и итоговыми, учредитель устанавливает сроки их предоставления.

Нормативный документ

Базовым документом, устанавливающим требования к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности, в соответствии с которым учредители разрабатывают и утверждают свои положения для подведомственных учреждений, является приказ Минфина России от 30.09.2010 № 114н.

Выполнение плана ФХД

Органы исполнительной власти (местного самоуправления), являющиеся учредителями бюджетных и автономных учреждений, устанавливают порядок утверждения планов ФХД под отчетных им учреждений в соответствии с общими правилами, установленными Минфином России. Такое требование заложено в подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ. Общие правила составления планов ФХД изложены в приказе Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

В соответствии с требованиями учредителя данные могут представляться с детализацией по видам деятельности или услуг, для этого необходимо обратить внимание на соответствующую организацию учета.

Состояние имущества

Бюджетные и автономные учреждения в своей деятельности используют имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию, на праве оперативного управления (п. 9 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, п. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ).

При проведении контрольных мероприятий учредителем устанавливается фактическое наличие и целевое использование имущества учреждений.

Если учредителем будет выявлено излишнее или использующееся не по назначению имущество, он как собственник может его изъять, что соответствует нормам ст. 296 Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, анализируются совершенные с имуществом операции и согласование сделок с особо ценным имуществом.

Кредиторская задолженность

Учредители устанавливают процедуру контроля и правила расчета предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений, включая сроки предоставления данных.

В соответствии с п. 27 ст. 30 Закона № 83-ФЗ превышение предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности может быть основанием для расторжения трудового договора с руководителем бюджетного учреждения.

Результаты

В результате контрольных мероприятия учредитель определяет соответствие показателей деятельности учреждения установленным плановым параметрам. Если выявляется несоответствие, устанавливается степень отклонения от плановых показателей для принятия дальнейших решений по деятельности учреждения.

На основании результатов контроля решается вопрос о сохранении либо изменении условий государственного (муниципального) задания и объемов бюджетного финансирования, перепрофилировании деятельности учреждения или его реорганизации, изменении типа, ликвидации, изъятии имущества, необходимости принятия мер по сохранности имущества.

официальное мнение

Станислав Бычков,
начальник отдела анализа и развития
государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего
контроля и аудита Департамента бюджетной политики
и методологии Минфина России

Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты» регулирует государственный и муниципальный финансовый контроль и ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В первую очередь, принятие комплексных поправок в БК РФ и КоАП РФ необходимо для установления закрытого перечня нарушений бюджетного законодательства, ответственности за каждое бюджетное правонарушение, четкой регламентации применения бюджетных мер принуждения. Сейчас этот список неполный, открытый, позволяет двойственно интерпретировать финансовые нарушения в одних и тех же эпизодах, при этом административная ответственность применяется только в трех случаях: нецелевое использование бюджетных средств, нарушения сроков возврата бюджетных кредитов и платы (процентов) за них. Во-вторых, назрела насущная необходимость в «концептуальном» разграничении полномочий по финансовому контролю по линии Счетная палата – Росфиннадзор – ГРБС. В условиях перехода к «программному бюджету» Счетная палата в своей деятельности смещает акцент в сторону проведения аудита эффективности, хотя контрольно-ревизионная деятельность также сохраняется. Росфиннадзор является органом исполнительной власти, уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях по результатам проверок соблюдения бюджетного законодательства, т. е. проводит последующий финансовый контроль. Роль ГРБС, напротив, заключается в организации управления финансовыми рисками в целях упреждения нарушений и недочетов в своей системе, т. е. главным образом проводится предварительный и текущий финансовый контроль. ГРБС не наделен полномочиями по привлечению к административной или уголовной ответственности.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль