Бюджетный учет и отчетность госучреждений на примере МЧС России

6721
Бюджетный учет и отчетность госучреждений на примере МЧС России
Каждое ведомство имеет свои особенности ведения бюджетного учета и отчетности. Связано это со спецификой деятельности учреждений и их кадровым составом. Попробуем проанализировать, каким образом реализуются общие требования бюджетного законодательства в МЧС России.

Интервью опубликовано в № 9-2013 журнала "Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение"
Перейти к содержанию номера

С наступлением осени бухгалтеры начинают планировать проведение ежегодной инвентаризации – одного из самых ответственных и трудоемких мероприятий. Каким образом организован данный процесс в вашем ведомстве?

Закон № 402-ФЗ предусматривает проведение инвентаризации активов и обязательств учреждений, но не устанавливает перечень случаев, когда это является обязательным. Утверждено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень соответствующих объектов определяются экономическим субъектом (за исключением обязательных случаев, установленных законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами).

В будущем случаи обязательного проведения инвентаризации планируется утвердить в федеральном стандарте «Концептуальная основа бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе».

Сегодня они определены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризацию осуществляют в обязательном порядке, с некоторыми исключениями в части имущества, опись которого проводилась в отчетном году не ранее 1 октября. Методическими указаниями руководителю учреждения предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств и библиотечных фондов один раз в три года и один раз в пять лет соответственно.

Инвентаризация является ежегодным мероприятием, но несмотря на ее постоянство, создает дополнительную нагрузку на бухгалтеров, а также работников, участвующих в составе инвентаризационных комиссий.

В центральном аппарате нашего ведомства ежегодная инвентаризация проводится на основании распоряжения замминистра МЧС России. В инвентаризационные описи вносятся бухгалтерские данные об имуществе и финансовых обязательствах, которые впоследствии сличаются с фактическим наличием объектов. Данные результатов обобщаются в сводной ведомости. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности.

К общим правилам осуществления инвентаризации относится регистрация приказа о ее проведении в книге контроля за выполнением соответствующих приказов. Однако зачастую о внесении указанных записей забывают.

Каких-либо особенностей проведения инвентаризации в МЧС России нет (разве что свои специфические объекты техники и оборудования). Правда, в 2010–2011 гг. приходилось организовывать проведение полной инвентаризации полученной гуманитарной помощи.

Каков порядок учета специфичных активов, о которых Вы упомянули? К примеру, той же гуманитарной помощи?

Одной из основных функций, возложенных на МЧС России, является спасение жизни людей и имущества при чрезвычайных ситуациях (ЧС), а также доставка совместно с федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи пострадавшему населению Российской Федерации и иностранных государств, эвакуация наших граждан изза рубежа в экстренных случаях.

В ходе осуществления этой деятельности приходится отражать в бухгалтерском учете такие специфические активы как гуманитарные грузы. То есть материальные ценности, имеющиеся в наличии для оказания помощи пострадавшему населению в зоне ЧС, как на территории России, так и за ее пределами, а также поступающие из-за рубежа.

В учете «гуманитарки» есть свои особенности. Несмотря на то, что некоторые материальные ценности по всем критериям относятся к основным средствам, в бухгалтерском учете они отражаются как материальные запасы, т. к. не используются в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд. При поступлении грузов гуманитарного характера из-за рубежа и их таможенном оформлении необходимо правильно указывать их конечного получателя, чтобы впоследствии не получить требования таможенных органов об уплате таможенной пошлины. Так произошло при приеме гуманитарных грузов во время природных пожаров 2010 г. Поскольку к их тушению привлекались подразделения с различных территорий, конечным получателем грузов иногда оказывались не те подразделения, которые были указаны в документах (на местах было не до тонкостей учета). Впоследствии пришлось долго разбираться, проводить полную инвентаризацию указанного имущества, устанавливать все факты передачи его из одной организации в другую и приводить документы в порядок.

Еще одна непростая тема – списание имущества, в т. ч. особо ценного. Каким образом осуществляется данный этап бухгалтерского учета в учреждениях МЧС?

Списание имущества регламентировано приказами МЧС России:

  • от 25.01.2006 № 35 «Об утверждении Временного порядка подготовки документов на списание пришедших в негодное состояние или утраченных материальных средств»;
  • от 30.01.2006 № 51 «Об утверждении Номенклатуры вооружения, военной и специальной техники, подлежащей согласованию при списании»;
  • от 25.01.2012 № 24 «Об утверждении Порядка подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества, а также Перечня и форм документов, необходимых для принятия таких решений в МЧС России»;
  • от 20.08.2008 № 485 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
  • от 20.09.2011 № 524 «Об утверждении Порядка согласования МЧС России решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за находящимися в его ведении организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и Перечня документов, представляемых в МЧС России находящимися в его ведении организациями для согласования решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления»;
  • от 29.11.2012 № 706 «Об утверждении Порядка согласования МЧС России решения о списании воздушных судов, закрепленных за находящимися в его ведении организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и Перечня документов, предоставляемых в МЧС России находящимися в его ведении организациями для согласования решения о списании воздушных судов, закрепленных за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

Списание федерального имущества осуществляется руководителем организации МЧС России после согласования соответствующего решения структурным подразделением центрального аппарата министерства, которое отвечает за учет и организацию содержания объектов недвижимости. Это, безусловно, ограничивает права руководителей учреждений и усложняет документо оборот.

Поэтому сейчас разрабатывается приказ, позволяющий руководителям организаций осуществлять списание имущества, не превышающее определенную стоимость, без согласования (с учетом требований Постановления № 834).

Необходимо помнить, что бюджетными учреждениями списание движимого имущества, за исключением особо ценного, закрепленного за ними учредителем либо приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение, осуществляется самостоятельно.

Особое внимание уделяется списанию имущества при проведении аварийно-спасательных работ в условиях зараженной местности и иных неблагоприятных условиях (пример, работа наших спасателей при аварии на АЭС в Фукусиме). В частности, следует грамотно документально обосновывать его преждевременное списание.

Весной текущего года в Бюджетный кодекс РФ внесено немало изменений. Что Вы можете сказать об этих новациях? Улучшат ли они систему учета и отчетности в учреждениях?

Эти изменения в первую очередь направлены на переход к новым принципам формирования бюджета – на основе государственных программ. Для бухгалтера это влечет необходимость скрупулезного изучения законодательства, внесения изменений в учетную политику, регистры учета и рабочий план счетов, доработки программных продуктов и многое другое. Что касается улучшения системы учета, то объекты учета, по сути, не изменятся.

В преддверии годовой отчетности, на какие нарушения прошлого года Вы бы обратили внимание бухгалтеров? Что учесть при составлении отчетных форм?...

"> ">">


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль